Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2009 г. по делу № А29-8721/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго"
к Комитету лесов Республики Коми
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе согласовать рубку лесных насаждений
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Б.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Комитету лесов Республики Коми, в котором просит признать незаконными действия, выразившиеся в отказе согласовать рубку лесных насаждений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линии электропередачи "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3", расположенной в Вуктыльском районе Республики Коми, в районе кварталов N№ 65 и 80 Вуктыльского лесничества Вуктыльского лесхоза (участок от подстанции "Вуктыл-1" 110/35/10 кВ до Дожимной компрессорной станции Вуктыльского ЛПУМГ) и о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения.
Ответчик заявленные требования не признает. Доводы Комитета лесов Республики Коми изложены в отзыве на заявление от 17 августа 2009 года № 02-07/5473, в Дополнении к отзыву от 9 ноября 2009 года № 07/4606 и в Письменных пояснениях от 24 ноября 2009 года № 07/4807.
9 ноября 2009 года в адрес суда поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" об изменении исковых требований.
Согласно письму от 3 ноября 2009 года № 02-07/7463 Общество просило суд признать незаконным решение Комитета лесов Республики Коми, изложенное в письмах от 22 мая 2008 года (фактически - 2009 года) № 07/1547 и от 27 июля 2009 года № 07/2455, об отказе в согласовании рубки лесных насаждений, необходимой для эксплуатации линии электропередачи "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3", расположенной в Вуктыльском районе Республики Коми, в районе кварталов N№ 65 и 80 Вуктыльского лесничества Вуктыльского лесхоза (участок от подстанции "Вуктыл-1" 110/35/10 кВ до Дожимной компрессорной станции Вуктыльского ЛПУМГ) и о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения путем согласования рубки лесных насаждений (см. том 1, листы дела 113-114).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 26 ноября 2009 года.
Заслушав представителя ответчика, арбитражный суд установил следующее.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - ООО "Газпром энерго", Общество) и Открытым акционерным обществом "Газпром" был заключен договор аренды от 30 сентября 2008 года № 01/1600-Д-39/2009, на основании которого заявитель владеет на праве аренды воздушной линией электропередачи "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3", расположенной в Вуктыльском районе Республики Коми. Указанное имущество используется Обществом для оказания услуг по передаче электрической энергии.
8 апреля 2009 года ООО "Газпром энерго" обратилось в Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет лесов) с просьбой согласовать Северному филиалу Общества расчистку трассы и вырубку деревьев для обеспечения безопасной эксплуатации трассы "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3" (см. письмо № 51-797).
Письмом от 22 мая 2009 года № 07-1547 Комитет лесов разъяснил, что согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации на лесные участки на период эксплуатации вышеуказанного объекта необходимо оформление права пользования (аренды).
Повторно обратившись к ответчику с письмом от 24 июня 2009 года № АШ-07/4370, ООО "Газпром энерго" сообщило, что между Территориальным управлением Росимущества по Республике Коми и ОАО "Газпром" заключен договор аренды земельного участка от 4 апреля 2007 года № 208/07 на срок до 1 октября 2055 года. Сославшись на пункт 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, Общество вновь просило Комитет лесов согласовать вырубку деревьев, поскольку действующим законодательством не предусмотрено заключение договоров аренды на лесные участки в случае необходимости рубки в целях безопасности граждан и предотвращения пожароопасных ситуаций.
К письму от 24 июня 2009 года № АШ-07/4370 были приложены копии документов, подтверждающих изложенные в письме сведения.
27 июля 2009 года Комитет лесов известил Общество об отказе в согласовании Северному филиалу Общества рубки деревьев в охранной зоне линии электропередачи, поскольку заявителем не оформлено право пользования на лесные участки, занятые охранными зонами линии электропередачи "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3" (см. письмо от 27 июля 2009 года № 07/2455).
Общество не согласилось с решением Комитета лесов об отказе, изложенном в письмах от 22 мая 2009 года № 07/1547 и от 27 июля 2009 года № 07/2455, и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы арбитражного дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесного кодекса) использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса, действующей в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 143-ФЗ (вступил в силу 10 августа 2008 года) установлено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 45 Лесного кодекса лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Статьей 9 Лесного кодекса закреплено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В данном случае иное предусмотрено частью 2.2 статьи 45 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 143-ФЗ), а именно: в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Поскольку в рассматриваемой ситуации ООО "Газпром энерго" обращалось в Комитет лесов с письмами, содержащими просьбы о согласовании Северному филиалу Общества вырубки деревьев для обеспечения условий безопасной эксплуатации трассы "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3", а требования заявителя сводятся к нарушению его прав и законных интересов в связи с неприменением ответчиком положений части 2.2 статьи 45 Лесного кодекса, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Комитет лесов не вправе был отказывать Обществу в согласовании вырубки деревьев.
Ссылки Комитета лесов на пункт 6 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 апреля 2007 года № 99, суд не может принять во внимание, так как названные Правила были приняты до внесения изменений в Лесной кодекс Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 143-ФЗ и с 10 августа 2008 года должны применяться в части, не противоречащей Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 143-ФЗ.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства Комитет лесов не предоставил суду надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что Обществу в данное время не требуется осуществление рубок в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации спорной линии электропередачи.
Не представлено ответчиком также доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом фактически истребовались участки лесного фонда для эксплуатации спорного участка линии электропередачи, тогда как по смыслу норм статей 21 и 45 Лесного кодекса следует различать такие понятия, как "использование лесов для эксплуатации линий электропередачи" и "использование лесов для вырубки деревьев в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи".
Таким образом, решение Комитета лесов об отказе в согласовании Северному филиалу Общества рубки деревьев в охранной зоне линии электропередачи "ВЛ-35 от трансформаторных подстанций КС-3", изложенное в письмах от 22 мая 2009 года № 07/1547 и от 27 июля 2009 года № 07/2455, следует признать недействительным (незаконным).
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на обе стороны поровну. При этом арбитражный суд, применяя положения части 6 статьи 13 и части 1 статьи 111 АПК РФ, учитывает, что ООО "Газпром энерго" при обращении к ответчику с письмом от 8 апреля 2009 года № 51-797 не приложило к этому письму документов, подтверждающих обоснованность своих требований, что могло явиться самостоятельным основанием для отказа в согласовании вырубки деревьев. Поэтому в возмещение судебных расходов с ответчика в пользу ООО "Газпром энерго" должно быть взыскано 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 13, статьями 110, 111, 112, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" удовлетворить.
2. Признать решение Комитета лесов Республики Коми, изложенное в письмах от 22 мая 2009 года № 07/1547 и от 27 июля 2009 года № 07/2455, об отказе в согласовании рубки лесных насаждений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линии электропередачи "Вл-35 от трансформаторных подстанций КС-3", расположенной в Вуктыльском районе Республики Коми, в районе кварталов N№ 65 и 80 Вуктыльского лесничества Вуктыльского лесхоза (участок от подстанции "Вуктыл-1" 110/35/10 кВ до Дожимной компрессорной станции Вуктыльского ЛПУМГ) незаконным (недействительным).
3. Обязать Комитет лесов Республики Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго".
4. Взыскать с Комитета лесов Республики Коми в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. 00 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
5. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров) в течение месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru