Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2009 г. по делу № А79-609/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению
индивидуального предпринимателя М.
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
о признании недействительными постановления от 22.05.2008 № 394, решения от 26.08.2008 № 3619,
при участии:
заявителя М.,
от заинтересованного лица - Ф. по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/326, Г. по доверенности от 25.02.2009 № 05-22/049,

установил:

индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными постановления от 22.05.2008 № 394 о взыскании пеней в размере 3265 руб. 96 коп. за счет имущества предпринимателя, решения от 26.08.2008 № 3619 о взыскании пеней в размере 4626 руб. 23 коп. за счет имущества предпринимателя.
В судебном заседании, состоявшемся 18.03.2009, предприниматель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил признать недействительными постановление от 22.05.2008 № 394 о взыскании пеней в размере 3265 руб. 96 коп. за счет имущества предпринимателя, решения от 26.08.2008 № 3619 о взыскании налога в размере 73 руб. и пеней в размере 4626 руб. 48 коп. за счет имущества предпринимателя.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал на то, что налоговым органом не соблюден порядок вынесения обжалуемых ненормативных правовых актов. Из требований, указанных налоговым органом в оспариваемых постановлении и решении, невозможно определить недоимку, на которую начислены пени, период начисления пеней. При наличии расчетного счета в банке налоговым органом решения в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не были вынесены. На момент вынесения налоговым органом решения от 26.08.2008 № 3619 недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2007 год в размере 73 руб. у предпринимателя отсутствовала, так как была уплачена 09.08.2008 по квитанции № 198.
Представители налогового органа в заседании суда просили производство по делу прекратить, указав на то, что предмет спора отсутствует, так как 20.03.2009 налоговым органом было вынесено решение об отмене решений от 26.08.2008 № 3619 и от 22.05.2008 № 473, на основании которых в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике были направлены постановления от 22.05.2008 № 394 и от 26.08.2008 № 3457. Письмом от 26.03.2009 налоговый орган данные постановления отозвал.
Рассмотрев представленные доказательства, выслушав пояснения предпринимателя, представителей налогового органа, суд пришел к выводу, что заявление предпринимателя подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В связи с неисполнением предпринимателем требований об уплате пеней от 15.04.2008 № 15085, 15086, 15087, 15088, 15089 и отсутствием информации о счетах предпринимателя в банках Инспекция приняла решение от 22.05.2008 № 473 о взыскании 3265 руб. 96 коп. пеней за счет имущества предпринимателя. На основании данного решения налоговым органом направлено постановление от 22.05.2008 № 394.
Налоговым органом 26.08.2008 в связи с неисполнением предпринимателем требований об уплате налога и пеней от 10.07.2008 № 30848, 30849, 30850, 30851, 30852, от 23.07.2008 № 54380, 54381 и отсутствием информации о счетах предпринимателя в банках Инспекцией вынесено решение № 3619 о взыскании налогов и пеней в общей сумме 4699 руб. 48 коп.
Предприниматель не согласился с постановлением от 22.05.2008 № 394, решением от 26.08.2008 № 3619, в части взыскания налога и пеней в общей сумме 4699 руб. 48 коп. и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Признав причины несвоевременного обращения в суд с данными требованиями уважительными, судом сроки на обжалование постановления от 22.05.2008 № 394 и решения от 26.08.2008 № 3619 восстановлены.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени.
В пункте 4 этой статьи указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о суммах задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Форма требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, направляемых налоговым органом после 01.01.2007, утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@.
В пунктах 1 и 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банки, в которых открыты счета налогоплательщика, инкассовых поручений налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Правила, предусмотренные статьей 69 Кодекса, и положения статей 46, 47 Кодекса применяются также при взыскании пеней (пункты 9 статьи 46, пункт 8 статьи 47 и пункт 8 статьи 69 Кодекса).
Из перечисленных норм следует, что процедура принудительного взыскания, предусмотренная статьями 46 и 47 Кодекса, применяется последовательно, и в порядке, установленном статьей 47 Кодекса, могут быть взысканы только суммы, взыскание которых невозможно в установленном статьей 46 Кодекса.
Следовательно, решение о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом и соответствующее постановление направлено судебному приставу-исполнителю при наличии следующих условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней с указанием подробных данных об основаниях взимания налога (пункт 4 статьи 69 Кодекса), неоплаты налогоплательщиком в установленный в требовании срок суммы налога и пеней, вынесения налоговым органом решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней (пункт 3 статьи 46 Кодекса), отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.
Из материалов данного дела следует, что налоговым органом решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах предпринимателя в течение двух месяцев после истечения сроков исполнения требований от 15.04.2008 № 15085, 15086, 15087, 15088,15089, от 10.07.2008 № 30848, 30849, 30850, 30851, 30852, от 23.07.2008 № 54380, 54381 в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, вынесены не были.
В решении от 22.05.2008 № 473 о взыскании 3265 руб. 96 коп. пеней за счет имущества предпринимателя, на основании которого судебному приставу-исполнителю направлено соответствующее постановление от 22.05.2008 № 394, и в решении 26.08.2008 № 3619 Инспекцией указано на то, что они вынесены в связи с отсутствием информации о счетах предпринимателя в банке.
Однако, материалами данного дела подтверждено, и представителями Инспекции в ходе судебного заседания не оспорено, что на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов налоговый орган располагал информацией о том, что 10.08.1994 Чувашским отделением № 8613 Сбербанка России предпринимателю был открыт расчетный счет № 40802810275220160182.
Более того, из представленной в материалы дела выписки о движении денежных средств по расчетному счету № 40802810275220160182 следует, что в период с 20.05.2008 по 01.09.2008 денежные средства, необходимые для погашения налога и пеней, указанных в требованиях от 15.04.2008 № 15085, 15086, 15087, 15088, 15089, от 10.07.2008 № 30848, 30849, 30850, 30851, 30852, от 23.07.2008 № 54380, 5438, на расчетном счете предпринимателя имелись.
Принимая во внимание данные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу, что порядок бесспорного взыскания налогов и пеней за счет имущества предпринимателя налоговым органом не соблюден, на момент принятия оспариваемых постановления от 22.05.2008 № 394 и решения от 26.08.2008 № 3619 Инспекцией не были приняты все необходимые меры, предшествующие их вынесению.
В силу статей 45, 69, 75 Кодекса, 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан подтвердить надлежащими доказательствами обоснованность каждой суммы недоимки и пеней, предъявленных налогоплательщику к уплате, предварительно, посредством направления надлежащим образом оформленного требования, предоставив налогоплательщику возможность уяснить, какие суммы налогов и пеней и по каким основаниям ему предложено их уплатить.
Из требований от 15.04.2008 № 15085, 15086, 15087, 15088, 15089, от 10.07.2008 № 30848, 30849, 30850, 30851, 30852, от 23.07.2008 № 54380, 54381, в связи с неисполнением которых вынесены постановление от 22.05.2008 № 394 и решение от 26.08.2008 № 3619, невозможно определить недоимку, на которую начислены пени, за какой период начислены пени, ставку рефинансирования, примененную при исчислении пеней, в связи с чем отсутствует возможность проверить обоснованность начисления указанных в требовании сумм пеней.
Налоговым органом расчеты сумм пеней, указанных в требованиях от 15.04.2008 № 15085, 15086, 15087, 15088,15089, от 10.07.2008 № 30848, 30849, 30850, 30851, 30852, от 23.07.2008 № 54380, 54381, в материалы дела не представлены.
Представители налогового органа в ходе судебного разбирательства не смогли обосновать правомерность начисления всех сумм пеней, в отношении которых были приняты оспариваемые постановление от 22.05.2008 № 394 и решение от 26.08.2008 № 3619.
Также материалами данного дела подтверждается, что единый социальный налог за 2007 год, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 73 руб., в отношении которого вынесено решение о взыскании от 26.08.2008 № 3619, предпринимателем уплачен 09.08.2008 по квитанции № 198 (том 1 лист дела 12). При этом указанная в названном документе информация позволяет идентифицировать платеж как уплату единого социального налога за 2007 год, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, суд считает, что постановление от 22.05.2008 № 394 о взыскании пеней в размере 3265 руб. 96 коп. и решение от 26.08.2008 № 3619 о взыскании налога и пеней в общей сумме 4699 руб. 48 коп. не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Довод Инспекции об отсутствии предмета спора и необходимости прекращения производства по делу арбитражный суд считает необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 информационного письма от 22.12.2005 № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что решения от 22.05.2008 № 473 и от 26.08.2008 № 3619 отменены налоговым органом решением от 20.03.2009, постановления от 22.05.2008 № 394 и от 26.08.2008 № 3457, направленные для исполнения в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике на основании названных решений, отозваны письмом от 26.03.2009, то есть после обращения предпринимателем с соответствующим заявлением в арбитражный суд и возбуждения судом производства по делу. Оспариваемые предпринимателем постановление от 22.05.2008 № 394 и решение от 26.08.2008 № 3619 Инспекции на момент их вынесения нарушали права и законные интересы предпринимателя, данные акты налоговым органом предъявлены к исполнению.
С учетом вышеизложенного требования предпринимателя о признании недействительными постановления от 22.05.2008 № 394 и решения от 26.08.2008 № 3619 в части взыскания 73 руб. налога и 4626 руб. 48 коп. пеней подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на налоговый орган. Учитывая, что налоговый орган в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная предпринимателем при обращении в арбитражный суд с заявлением государственная пошлина, подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление от 22.05.2008 № 394, решение от 26.08.2008 № 3619 в части взыскания 73 рублей налога и 4626 рублей 48 копеек пеней, принятые Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, недействительными.
Возвратить индивидуальному предпринимателю М. из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную квитанцией от 28.01.2009 № 25.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru