Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2009 г. по делу № А79-661/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2009 года
Полный текст решения изготовлен 01.04.2009 года

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Машиностроительный завод", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
об уменьшении суммы штрафа, начисленного решением от 21.01.2009 № 14-11/21
при участии:
от заявителя - зам. директора ООО ЮА "Арбитр" П. по доверенности от 26.01.2009 № 36/575
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары - специалиста юридического отдела К. по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/331, главного госналогинспектора отдела выездных проверок № 3 Н. по доверенности № 05-22/069 от 25.03.2009

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Машиностроительный завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары об уменьшении суммы штрафа, начисленного решением от 21.01.2009 года № 14-11/21, с учетом решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о внесении изменений и дополнений от 12.02.2009 года № 14-11/79.
В судебном заседании представитель ООО "Машиностроительный завод" поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила суду, что Инспекция ФНС РФ по г. Чебоксары провела выездную налоговую проверку ООО "Машиностроительный завод" по вопросам проверки правильности исполнения обязанности налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 11.01.2008 по 30.09.2008 и установила неполное перечисление налоговым агентом в бюджет налога на доходы физических лиц. По результатам проверки составлен акт № 14-11/345дсп от 18.12.2008, на основании которого руководитель Инспекции принял решение от 21.01.2009 № 14-11/21 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 297395 руб. Налоговый орган решением от 12.02.2009 года № 14-11/79 внес изменения в оспариваемое решение, уменьшив сумму штрафа по статье 123 Налогового кодекса вдвое до 148698 руб., при этом в качестве смягчающих обстоятельств Инспекцией учтены тяжелое финансовое положение и социальная значимость предприятия. Налоговым органом не учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что предприятие привлекается к налоговой ответственности впервые и является производителем сельскохозяйственной техники. Управление ФНС по Чувашской Республике письмом от 11.03.2009 года № 05-13/0251 оставило апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, поскольку на момент рассмотрения жалобы Инспекцией внесены изменения и дополнения в решение от 21.01.2009 года № 14-11/21 в части снижения размера налоговых санкций. Учитывая право суда уменьшить сумму штрафа более чем в два раза, просила уменьшить сумму взыскиваемого штрафа, учитывая все обстоятельства, в том числе, что основным видом деятельности ООО "Машиностроительный завод" является производство сельскохозяйственной техники, а это приоритетная государственная задача, бюджету не причинен ущерб, поскольку Общество произведет уплату налога и пени. Факт правонарушения не оспаривается. Инкассовые поручения налогового органа помещены в картотеку, по мере поступления денежных средств будут исполнены. Общество оспаривает начисление штрафа в столь большом размере, поскольку Европейский суд по правам человека указывает на то, что санкции в Российской Федерации носят карательный характер, ставя под угрозу дальнейшую деятельность предприятия.
Представители Инспекции ФНС по г. Чебоксары требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснили суду, что в нарушении пункта 4 статьи 24, статьи 223, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом - ООО "Машиностроительный завод" - допущены случаи несвоевременного перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц предусматривающих, что налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно данным счета 68.1 "Расчеты по налогам и сборам по налогу на доходы физических лиц", счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счета 51 "Расчетный счет", счета 50 "Касса" за проверяемый период с 11.01.2008 по 30.09.2008 налоговым агентом исчислено, удержано и следовало перечислить в бюджет удержанный с налогоплательщиков налог на доходы физических лиц в сумме 1850467 руб., фактически перечислено - 363491 руб. На конец проверяемого периода (30.09.2008) по текущим платежам по налогу на доходы физических лиц задолженность к уплате в бюджет с выплаченной заработной платы составляет 1486976 руб., образовавшаяся по причине систематического неперечисления в бюджет исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за счет денежных средств, выплаченных налоговым агентом налогоплательщикам. Данное нарушение установлено на основании оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 70 "Расчеты по оплате труда", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", первичных документов по заработной плате, расчетному счету и кассе за проверяемый период.
Налоговым органом при принятии решения от 12.02.2009 года о внесении изменений и дополнений № 14-11/79 в решение от 21.01.2009 года № 14-11/21 были учтены социальная значимость деятельности общества, тяжелое финансовое положение, совершение налогового правонарушения впервые и уменьшены суммы штрафных санкций, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса РФ, до 148698 руб.
Правовая природа налога на доходы физических лиц такова, что фактически плательщиками данного налога являются физические лица, а ООО "Машиностроительный завод" выступает лишь налоговым агентом, в обязанности которого входит правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующий налог.
При таких обстоятельствах, поскольку налоговый агент - ООО "Машиностроительный завод" - удержал начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, довод налогоплательщика заявителя о наличии причинно-следственной связи между финансовым положением налогового агента и неперечислением в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, удержанного налоговым агентом, является необоснованным, а надлежащее исполнение налоговым агентом обязанностей, возложенных на его действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не могло негативно отразиться на результатах финансово-хозяйственной деятельности налогового агента, следовательно, тяжелое материальное положение агента, не может служить обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента.
ООО "Машиностроительный завод" заведомо осознавало противоправный характер своих действий (бездействий) и сознательно допускало наступление последствий таких действий (бездействий). На основании изложенного, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары просит Арбитражный суд Чувашской Республики отказать в удовлетворении требований ООО "Машиностроительный завод" об уменьшении штрафных санкций.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Машиностроительный завод" зарегистрировано 11.01.2008 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
В соответствии с действующим налоговым законодательством данное предприятие является плательщиком налогов и сборов, установленных законом и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары провела выездную налоговую проверку ООО "Машиностроительный завод" по вопросу правильности исполнения обязанности налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 11.01.2008 года по 30.09.2008 года.
По результатам рассмотрения Инспекцией акта выездной налоговой проверки от 18.12.2008 года № 14-11/345 дсп (л.д. 10 - 11) вынесено решение от 21.01.2009 года № 14-11/21 (л.д. 13 - 14) в том числе о привлечении ООО "Машиностроительный завод" к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 297395 руб. за неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Решением Инспекции ФНС по г. Чебоксары от 12.02.2009 года № 14-11/79 (л.д. 54 - 55) в решение от 21.01.2009 года № 14-11/21 внесены изменения, а именно размер санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшен до 148698 руб. с учетом следующих смягчающих ответственность обстоятельств: совершение Обществом правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение, социальная значимость предприятия.
Не согласившись с размером начисленных налоговым органом санкций по статье 123 Налогового кодекса РФ ООО "Машиностроительный завод" обратилось в суд с заявлением об их уменьшении с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что ООО "Машиностроительный завод" как налоговый агент за проверяемый период не перечисляло в бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц. На момент проведения проверки задолженность по налогу составляла 1486976 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3, пунктом 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие как налоговый агент обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пункту 4 указанной статьи налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ установлено, что дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
В силу пунктов 1 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как следует из материалов дела, ООО "Машиностроительный завод" не перечислило в бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 1486976 руб.
Согласно статье 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Учитывая, что материалами дела подтверждено, что ООО "Машиностроительный завод" как налоговый агент за проверяемый период не перечисляло в бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 1486976 руб., привлечение Общества к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным. Заявитель данный факт не оспаривает.
Решением от 12.02.2009 года о внесении изменений и дополнений № 14-11/79 в решение от 21.01.2009 года № 14-11/21 налоговым органом размер санкций уменьшен до 148698 руб.
Однако суд считает возможным дополнительно уменьшить заявителю штраф, поскольку одним из принципов привлечения лица к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Поэтому в силу указаний налогового законодательства при назначении наказания налоговые органы и суд обязаны учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признается совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, и суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению. Уменьшение размера санкций есть право суда.
Суд считает возможным уменьшить заявителю налоговые санкции по статье 123 Налогового кодекса РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом до 20000 руб.
Суд в качестве иного смягчающего ответственность обстоятельства учитывает статус предприятия как производителя сельскохозяйственной техники, тяжелое финансовое положение, фактическое признание Обществом вины в совершении правонарушения (решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по существу не оспорило), крупный размер санкций, несоразмерность наказания причиненному ущербу.
Разрешая вопрос о государственной пошлине, суд считает, что государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежному поручению № 16 от 29.01.2009 года, подлежит возврату ООО "Машиностроительный завод".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.
Уменьшить обществу с ограниченной ответственностью "Машиностроительный завод", ИНН 2130033667, зарегистрированному 22.01.2008 Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, расположенному в г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, 1, начисленный решением № 14-11/21 от 21.01.2009 (с учетом внесенных изменений и дополнений № 14-11/79 от 12.02.2009) Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары штраф по статье 123 Налогового кодекса РФ до 20000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Машиностроительный завод", ИНН 2130033667, зарегистрированному 22.01.2008 Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, расположенному в г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, 1, государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению № 16 от 29.01.2009.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru