МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 6 ноября 2009 г. № 753
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ,
ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ВЫЕЗДНЫМ И ДОКУМЕНТАРНЫМ ПРОВЕРКАМ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Требования
к уровню квалификации экспертов, привлекаемых к выездным и документарным проверкам при осуществлении контроля и надзора в сфере образования.
2. Руководителю департамента надзора и контроля Минобрнауки КБР Т.Б. Джаппуевой:
2.1. Внести предложения по составу экспертов, привлекаемых к контрольно-надзорным процедурам, в срок до 10 ноября 2009 г.
2.2. При формировании экспертных комиссий (групп) руководствоваться утвержденными Требованиями.
2.3. Довести до сведения руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, образовательных учреждений и заинтересованных ведомств и организаций настоящие Требования.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
С.Х.ШХАГАПСОЕВ
Приложение
к Приказу
Министерства образования и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 6 ноября 2009 г. № 753
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ
К ВЫЕЗДНЫМ И ДОКУМЕНТАРНЫМ ПРОВЕРКАМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1. Настоящие Требования применяются к уровню квалификации экспертов, привлекаемых к выездным и документарным проверкам, проводимым Министерством образования и науки КБР (далее - Минобрнауки КБР).
2. Требования устанавливаются к экспертам по следующим направлениям контроля и надзора:
к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (далее - эксперты по контролю и надзору за соблюдением законодательства);
к экспертам, привлекаемым к процедурам лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также к проверкам при осуществлении контроля за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности (далее - эксперты по лицензионному контролю);
к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля качества образования (далее - эксперты по контролю качества образования).
2. Требования к уровню квалификации экспертов
]]>
2.1. Требования к профессиональному образованию экспертов.
Эксперт должен иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное соответствующим документом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
2.2. Требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов.
Устанавливаются следующие общие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по всем направлениям контроля и надзора.
2.2.1. Эксперт должен знать:
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части проверок юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства);
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, регулирующие проведение контроля и надзора в сфере образования;
инструктивные материалы и методические рекомендации по вопросам осуществления контроля и надзора, изданные Рособрнадзором и Минобрнауки КБР;
порядок обращения со служебной информацией и персональными данными.
2.2.2. Эксперт должен уметь документально оформлять результаты анализа, проведенного в ходе проверки.
2.3. Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по контролю и надзору за соблюдением законодательства.
2.3.1. Эксперт, привлекаемый к проверкам, проводимым Минобрнауки КБР в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
а) должен знать:
Законы Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики
"Об образовании";
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ имеет название "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" (в части правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и при формировании социальной инфраструктуры для детей) (для экспертов, привлекаемых к проверкам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей);
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части правовых норм, регулирующих вопросы структуры, правового статуса и полномочий в области образования органов местного самоуправления);
типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы приема граждан в образовательные учреждения, перевода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, выдачи документов государственного образца об образовании, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;
нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики Российской Федерации, применяемые при проведении проверок;
б) должен уметь:
проводить анализ соблюдения органами местного самоуправления норм законодательства Российской Федерации в области образования;
проводить анализ правовых актов по вопросам образования, изданных органами местного самоуправления, на соответствие законодательству Российской Федерации в области образования.
2.3.2. Эксперт, привлекаемый к проверкам, проводимым в отношении образовательных учреждений и научных организаций:
а) должен знать:
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (для экспертов, привлекаемых к проверкам высших учебных заведений, образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования и научных организаций);
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ имеет название "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" (в части правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и при формировании социальной инфраструктуры для детей) (для экспертов, привлекаемых к проверкам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей);
типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы приема граждан в образовательные учреждения, перевода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, выдачи документов государственного образца об образовании, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;
нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, применяемые при проведении проверок (для экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым Минобрнауки КБР);
б) должен уметь:
проводить анализ соблюдения организациями норм законодательства Российской Федерации в области образования;
проводить анализ локальных актов организаций на соответствие законодательству Российской Федерации в области образования.
2.3.3. Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по лицензионному контролю.
а) Эксперт должен знать:
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части правовых норм, устанавливающих условия осуществления образовательного процесса);
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (в части правовых норм, устанавливающих лицензионные требования и условия, норм, регулирующих проведение лицензионного контроля);
типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в части правовых норм, устанавливающих условия осуществления образовательного процесса);
государственные образовательные стандарты (до завершения их реализации в образовательных учреждениях), федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования (в части требований к условиям осуществления образовательного процесса);
иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;
основы гражданского законодательства Российской Федерации (в части правового режима имущества, закрепленного за организациями, правового регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с использованием этого имущества);
нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, применяемые при проведении проверок (для экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым Минобрнауки КБР);
требования к образовательным учреждениям в части соблюдения строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, применяемых к образовательным учреждениям соответствующих типов и видов.
б) Эксперт должен уметь проводить анализ условий образовательного процесса и устанавливать их соответствие (несоответствие) лицензионным условиям.
2.3.4. Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по контролю качества образования.
а) Эксперт должен знать:
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части правовых норм, регулирующих вопросы содержания образовательных программ и осуществления образовательного процесса, контроля качества образования);
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" (в части правовых норм, регулирующих проведение контроля качества образования);
типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в части правовых норм, регулирующих вопросы содержания образовательных программ и осуществления образовательного процесса);
образовательные стандарты и требования;
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;
нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, применяемые при проведении проверок (для экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым Минобрнауки КБР).
б) Эксперт должен уметь:
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания подготовки обучающихся образовательным стандартам и требованиям;
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания реализуемых образовательных программ уровню и направленности образовательных программ, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации;
проводить контроль освоения обучающимися образовательной программы в форме собеседования, письменного или устного экзамена, контрольной работы, тестирования;
проводить анализ хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
проводить анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников.
2.3.5. Требования к опыту работы экспертов.
Эксперт должен иметь опыт работы в образовательных и (или) научных организациях, и (или) в органах государственной власти, и (или) в органах местного самоуправления, и (или) в организациях, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования. Общая продолжительность работы эксперта в указанных органах и (или) организациях должна составлять не менее трех лет.