Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.       - заместитель руководителя - начальник отдела судебной
                      и правовой работы

Члены комиссии:

Лисина А.С.         - начальник отдела контроля органов власти

Гаврилова А.Е.      - главный специалист-эксперт отдела судебной и правовой
                      работы

Васильева А.В.      - ведущий специалист-эксперт отдела судебной и правовой
                      работы

при участии:
Казаченко О.А. - представителя администрации города Ленинска-Кузнецкого по доверенности (от 06.10.2009 № 11),

рассмотрев дело № 55/А-15-2009, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Ленинска-Кузнецкого (652500, г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 55) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в рамках полномочий, предоставленных частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что 28.03.2006 администрацией города Ленинска-Кузнецкого издано постановление № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого", 30.07.2008 - постановление № 1200 "О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого", которыми определены места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Приказом Кемеровского УФАС России от 20.08.2009 № 157 было возбуждено дело № 55/А-15-2009 по признакам нарушения администрацией города Ленинска-Кузнецкого части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 26.08.2009 дело № 55/А-15-2009 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 06.10.2009.
На заседании Комиссии, состоявшемся 06.10.2009, представитель администрации города Ленинска-Кузнецкого пояснил, что при издании вышеуказанных правовых актов администрация города Ленинска-Кузнецкого руководствовалась актом, имеющим наибольшую юридическую силу, - Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", частью 2 статьи 3 которого органам местного самоуправления предоставлено право определения других (не предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 2 и частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона) мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Также представитель администрации города Ленинска-Кузнецкого указал на то, что пункт 6 Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 № 136, фактически определяет не порядок (то есть процедуру принятия решений об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе), а непосредственно сами места общественного питания, что не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации. По мнению администрации города Ленинска-Кузнецкого, постановления от 28.03.2006 № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого", от 30.07.2008 № 1200 "О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого" не содержат в себе положений, необоснованно препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в сфере розничной продажи пива на территории города Ленинска-Кузнецкого.
Изучив материалы дела № 55/А-15-2009 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
28.03.2006 администрацией города Ленинска-Кузнецкого издано постановление № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого", 30.07.2008 - постановление № 1200 "О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого", которыми утвержден реестр мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В указанный реестр включены следующие предприятия общественного питания: кафе "Молодежное" (ул. Энгельса, 6), кафе "Антошка" (пр. Ленина, 30а), кафе "Апельсин" (ул. Пушкина, 17а).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации к правам и свободам человека относится право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом, частью 2 статьи 1 ГК РФ установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 3 статьи 1 ГК РФ).
Отношения по розничной продаже пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемых на основе пива напитков с указанным содержанием этилового спирта, участниками которых являются юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, потребляющие пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, регулируются Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон № 11-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 11-ФЗ не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:
- в детских, образовательных и медицинских организациях;
- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
- в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
- несовершеннолетним.
Статьей 3 Федерального закона № 11-ФЗ установлено, что не допускается потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 данного Федерального закона, а несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах. Органы местного самоуправления с учетом положений Федерального закона № 11-ФЗ и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 № 101-ОЗ "Об установлении полномочия Коллегии Администрации Кемеровской области по установлению порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" Коллегия Администрации Кемеровской области устанавливает порядок определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 № 136 утвержден Порядок определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка перечень мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, определяется правовым актом органа местного самоуправления, принятым в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования; органы местного самоуправления определяют места общественного питания на территориях муниципальных образований и ведут соответствующие реестры.

]]>
При этом, согласно пункту 6 Порядка под местом общественного питания понимаются стационарные и нестационарные предприятия общественного питания, определяемые в соответствии с ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", расположенные в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона № 11-ФЗ:
- в детских, образовательных и медицинских организациях;
- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
- в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
В нарушение указанных норм Федерального закона № 11-ФЗ и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 № 136, постановлением администрации города Ленинска-Кузнецкого от 28.03.2006 № 274 и постановлением от 30.07.2008 № 1200 к местам общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, отнесены отдельно стоящие предприятия общественного питания, не расположенные в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона № 11-ФЗ и в пункте 6 Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 № 136.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 2607.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Вышеуказанные правовые акты администрации города Ленинска-Кузнецкого вступают в противоречие с указанными требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку вводят ограничения при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности по розничной продаже пива и напитков, изготавливаемых на его основе, необоснованно (без установленных законом оснований), препятствуют осуществлению указанной деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Кемеровской области требований к хозяйствующим субъектам (к территориальному размещению принадлежащих хозяйствующим субъектам торговых точек по продаже пива и напитков, изготавливаемых на его основе).
Приведенные администрацией города Ленинска-Кузнецкого на заседании Комиссии доводы необоснованны, поскольку часть 2 статьи 3 Федерального закона № 11-ФЗ обязывает органы местного самоуправления определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований, только в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации. Указанная норма права по характеру содержащихся в ней предписаний является императивной, в том числе, в части установленного законодателем требования в отношении органов местного самоуправления действовать на основании порядка, закрепленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Установление порядка принятия органами местного самоуправления решений об определении мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, федеральным законом отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия органами местного самоуправления Кемеровской области таких решений регламентирован постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 № 136 "Об утверждении Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, утвержденного указанным постановлением, правовым актом органа местного самоуправления, утверждается перечень мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При этом, порядок определения мест общественного питания указан в пункте 6 Порядка, согласно которому к местам общественного питания относятся предприятия общественного питания, расположенные в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона № 11-ФЗ. Утверждение органами местного самоуправления перечня мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, путем отнесения к таким местам предприятий общественного питания, расположенных за пределами объектов, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона № 11-ФЗ, Порядком не предусмотрено.
Комиссией установлено, что постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 № 136 "Об утверждении Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" принято Коллегией Администрации Кемеровской области в развитие норм Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", не отменено, действует в полном объеме, следовательно, обязательно для исполнения всеми физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами власти и управления, проживающими (осуществляющими деятельность) на территории Кемеровской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

1. Признать администрацию города Ленинска-Кузнецкого нарушившей пункты 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации города Ленинска-Кузнецкого предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии
С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии
А.С.ЛИСИНА
А.Е.ГАВРИЛОВА
А.В.ВАСИЛЬЕВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.       - заместитель руководителя - начальник отдела судебной
                      и правовой работы

Члены комиссии:

Лисина А.С.         - начальник отдела контроля органов власти

Гаврилова А.Е.      - главный специалист-эксперт отдела судебной и правовой
                      работы

Васильева А.В.      - ведущий специалист-эксперт отдела судебной и правовой
                      работы

на основании решения от 06 октября 2009 г. по делу № 55/А-15-2009 о нарушении администрацией города Ленинска-Кузнецкого пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:

1. Администрации города Ленинска-Кузнецкого в срок до 10.11.2009 устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: отменить постановление от 28.03.2006 № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого", а также постановление от 30.07.2008 № 1200 "О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 № 274 "О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого".
2. Представить в Кемеровское УФАС России в срок до 17.11.2009 письменные доказательства исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии
С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии
А.С.ЛИСИНА
А.Е.ГАВРИЛОВА
А.В.ВАСИЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru