Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПЕЧОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. по делу № 2-264/2008

Судья Печорского районного суда Псковской области Чученкова Ю.Н.
с участием прокурора Петровой Е.В.,
представителей Собрания депутатов Печорского района Шлемина А.А. и Успенского А.С.
при секретаре Промысловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Печорского района о признании решения Собрания депутатов Печорского района № 4 от 29 июля 2008 года "Об утверждении Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Печорский район", государственная собственность на которые не разграничена" противоречащим закону и недействительным,

установил:

прокурор Печорского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействительным решения Собрания депутатов Печорского района № 4 от 29 июля 2008 года "Об утверждении Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Печорский район", государственная собственность на которые не разграничена".
В судебном заседании прокурор Петрова Е.В. требования поддержала и пояснила, что согласно ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу ст. 19 ч. 1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным названным Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными актами не допускается.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 131-ФЗ принят 06.10.2003, а не 06.11.2003.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования, что следует из ст. 34 Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Устав МО "Печорский район", принятый решением Собрания депутатов Печорского района от 5 апреля 2005 года № 6, не содержит указания на то, на какой именно орган местного самоуправления возложены обязанности по исполнению отдельных государственных полномочий.
Ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ устанавливает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Из смысла ч. 6 ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ следует, что именно местная администрация осуществляет полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, так как только ей предоставлено право издания постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
При разграничении полномочий следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов - к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценку исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами, а к полномочиям администрации следует относить исполнительно-распорядительные функции, что и закреплено в ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления незаконно принял на себя полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Представители Собрания депутатов Печорского района Успенский А.С. и Шлемин А.А. возражали против удовлетворения заявления прокурора.
По их мнению, позиция прокурора противоречит требованиям действующего законодательства и, в частности, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии со ст. 19 п. 2, п. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, которые должны содержать в том числе: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Отсутствие хотя бы одного из обязательных требований, перечисленных выше, не позволяет считать осуществляемые органами местного самоуправления полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения, отдельными государственными полномочиями.
Из ст. 15.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" следует, что органы местного самоуправления имеют право на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Федеральный закон "О введении в действие ЗК РФ" не является федеральным законом, которым органам местного самоуправления МО "Печорский район" передано отдельное государственное полномочие по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Устав МО "Печорский район" не содержит указания, на какой орган местного самоуправления возложены обязанности по исполнению отдельных государственных полномочий, также в Уставе отсутствует указание на то, какой орган местного самоуправления осуществляет иные государственные полномочия.
Учитывая, что закона о передаче органам местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не имеется, финансирование и материальное обеспечение из государственного бюджета на эти цели не производится, государственный контроль за осуществлением данных полномочий отсутствует, можно сделать вывод, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются иными государственными полномочиями.
Возложение полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на представительный орган местного самоуправления законом прямо не запрещено.
Как полагают представители Собрания депутатов, вопрос о том, каким конкретно органом будет осуществляться предоставление таких земельных участков, законодатель оставил на разрешение непосредственно местному самоуправлению.
Существующий в настоящее время Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, позволяет достичь эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, поскольку решения по распоряжению земельными участками принимаются Собранием депутатов коллегиально и на открытых заседаниях.
Кроме того, оспариваемый Порядок никоим образом не нарушает интересы муниципального образования и права граждан.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Печорского района № 4 от 29 июля 2008 года утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками на территории МО "Печорский район", государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно указанному Порядку распоряжение данными земельными участками осуществляется Собранием депутатов Печорского района.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со ст. 19, ст. 21 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 4 ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст. 15.1 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, за счет собственных доходов местных бюджетов.
В силу ст. 3 п. 10 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Суд не находит убедительными ссылки прокурора в обоснование своих доводов на ст. 29 Земельного кодекса РФ, поскольку данная статья, как и ст. 11 Земельного кодекса РФ, регулирует отношения по поводу земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.ст. 34, 37 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Суд приходит к выводу, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относятся к отдельным государственным полномочиям, поскольку наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями не было осуществлено согласно ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ федеральными законами и законами субъектов РФ; для распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления не были переданы необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств отсутствует. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, производится за счет местного бюджета и является по сути осуществлением иных государственных полномочий согласно ст. 15.1 ФЗ № 131-ФЗ.
Исходя из изложенного, суд полагает, что применить в данном случае положения ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ нельзя, так как данная статья возлагает на местную администрацию только полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий.
Также суд считает необходимым принять во внимание, что органы местного самоуправления не входят в структуру государственной власти и имеют ряд специфичных особенностей.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина; суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, и права и свободы гражданина не были нарушены.
По мнению суда, решение Собрания депутатов Печорского района № 4 от 29 июля 2008 года "Об утверждении Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками на территории МО "Печорский район", государственная собственность на которые не разграничена" вынесено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления; интересы муниципального образования "Печорский район", а также права и свободы граждан данным решением не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

решил:

отказать в удовлетворении заявления прокурора Печорского района о признании решения Собрания депутатов Печорского района № 4 от 29 июля 2008 года "Об утверждении Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Печорский район", государственная собственность на которые не разграничена" противоречащим закону и недействительным.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 26 декабря 2008 года.

Судья
Ю.Н.ЧУЧЕНКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru