Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2007 г. по делу № А66-4936/2007

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Ильиной В.Е., судей Бачкиной Е.А., Пугачева А.А. (замена судьи Бажан О.М.), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чуриковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главы города Ржева Тверской области, г. Ржев,
к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
третьи лица: Администрация Тверской области, г. Тверь. ООО "С.", г. Звенигород, Московская область
с участием Прокуратуры Тверской области, г. Тверь,
о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2006 г. № 277-нп "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Системы жизнеобеспечения" потребителям города Ржева"
при участии в заседании представителей:
от заявителя: П.В. - начальника юридического отдела, доверенность № 259 от 09.02.07 г., П.Р. - начальника отдела ЖКХ Администрации города Ржева, доверенность № 514 от 05.03.07 г.;
от ответчика: К.Е. - представителя по доверенности от 10.01.07 г.;
третьих лиц:
Администрации Тверской области: Н. - заведующей отделом правовой экспертизы и подготовки правовых актов Губернатора Тверской области правового управления аппарата Губернатора Тверской области, доверенность № 12 от 21.05.07 г.;
ООО "С.": К.А. - первого заместителя по правовым вопросам заведующего филиалом "В." ООО "С.", доверенность № 37 от 07.05.07 г., Г. - заместителя директора ООО "С.", доверенность № 104 от 03.12.07 г.;
от Прокуратуры Тверской области - Ф., удостоверение № 141542

установил:

Глава города Ржева Тверской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, которым с учетом внесенных в него в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, просит признать недействующим Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 29.11.2006 г. № 277-нп "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Системы жизнеобеспечения" потребителям города Ржев" в части установления тарифов на услуги для населения города Ржева по водоснабжению и водоотведению.
Заявленные требования мотивированы противоречием Приказа общим принципам государственного регулирования и формирования тарифов, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В частности, экономической обоснованности тарифов, баланса интересов населения, как потребителей услуг организаций коммунального комплекса, доступности представляемых ими услуг. А также несоответствием размеров утвержденных для населения города Ржева тарифов на водоснабжение и водоотведение предельным индексам максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги коммунального комплекса в среднем по городу Ржеву на 2007 год, определенным Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 11.08.2006 № 179-э/1 "О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 № 168-Э/З "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год" и аналогичным Постановлением Администрации Тверской области от 30.11.2006 года за № 287-па, в размере 116%.
Кроме того, по мнению заявителя, РЭК превысила предоставленные полномочия, так как с 01.01.2006 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять правовое регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) утратили право государственного регулирования цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение. Что такое право имеет только орган муниципального образования, в том числе в силу того, что потребление услуг ООО "С." по г. Ржеву составляет более 80 процентов. Имеет быть ссылка и на Постановление Администрации Тверской области от 22.06.2004 № 115-па "О регулировании тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения Тверской области" в части того, что при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, установление тарифов на эти услуги также осуществляется органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом ими (в данном случае ООО "С." арендует у МП "В." указанные системы, находящиеся у последнего в хозяйственном ведении).
Поддерживая в ходе разбирательства дела требования, Администрация города Ржева пояснила, что рост тарифов на водоснабжение и водоотведение против действовавших в 2006 году и установленного на 2007 год предельного уровня роста их (16 %) составил соответственно 26 % и 82 %. Имела быть ссылка и на несоблюдение порядка установления тарифов.
РЭК Тверской области и ООО "С." заявленные требования отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого Приказа. РЭК указала, что поскольку ООО "С." оказывает услуги потребителям двух муниципальных образований (города Бологое и города Ржева) и потребление в каждом из них товаров и услуг этой организации коммунального комплекса согласно анализу потребления таковых составляет не более 80 процентов, то и регулирование тарифов для данного хозяйствующего субъекта осуществляется на региональном уровне. Рост же фактически сложившихся средних тарифов по предприятию (по Ржевскому участку) на услуги водоснабжения и водоотведения составил 14,7 %. В том числе, по первым - 116 %, по вторым - 113 %, что соответствует, как полагает РЭК, установленному Администрацией Тверской области индексу роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по городу Ржев в размере 116 % для населения и 115 % - для организаций (см. пояснительную записку к расчету тарифов), не превысил рост тарифов и среднеобластной максимальный уровень. По мнению РЭК, при таких обстоятельствах интересы населения никак не нарушаются. Тем более, что фактически жители МО города Ржев к расчетам применяют исключительно ставки, утвержденные решением Ржевской городской Думы № 123 от 30.11.2006 в значительно меньших размерах, так по водоснабжению они составляют для населения 10,12 руб. за куб. м (без НДС) и водоотведению 5,98 руб. за куб. м (без НДС). А кроме того, заявитель необоснованно, оспаривая тарифы на водоснабжение и водоотведение, почему-то применяет к гражданам предельные индексы изменений платы для них за коммунальные услуги, что предполагает совершенно иной порядок разрешения этого вопроса. РЭК указала, что обжалуемый Приказ был опубликован на сайте РЭК в ноябре 2006 года, а затем в 2007 году в газете "Тверская жизнь".
Администрация Тверской области и ООО "С.", привлеченные судом по делу в качестве заинтересованных третьих лиц без самостоятельных требований, поддержали в своих возражениях РЭК, указав, что более низкие тарифы привели бы к убыткам Общества, что Приказ принят в пределах полномочий РЭК и что Администрация города Ржева просто злоупотребляет правом, поскольку она сама же осуществляет как и все, находящиеся в ее ведении бюджетные организации, расчеты за названные услуги, рассчитанные по тарифу, установленному Приказом № 277-нп. Что полагают свидетельствует о признании заявителем правомерности Приказа.
Вступившая в дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Прокуратура Тверской области считает, что Приказ РЭК № 277-нп не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает интересы населения. Кроме того, Приказ не был опубликован в установленном порядке, соответственно, не подлежит применению.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Право органа местного самоуправления на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов муниципального образования предусмотрено статьей 46 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок обращения в арбитражный суд и рассмотрения им заявлений о признании недействительными правовых актов определен статьей 192 АПК РФ. В соответствии с названной нормой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Заслушав участвующих лиц по делу и исследовав представленные по делу доказательства, суд исходит из следующего.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентированы Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в редакции Федеральных законов от 26.12.2005 года № 184-ФЗ и от 29.12.2006 года № 258-ФЗ (далее - Федеральный закон).
Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в этой области, включая надбавки, согласно пункту 2 статьи 4 данного Федерального закона осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым является на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 332 от 30.06.2004 года Федеральная служба по тарифам (см. Положение о ФСТ, утвержденное этим Постановлением).
В соответствии с названной нормой статьи 4 Федерального закона к полномочиям ФСТ отнесено установление (ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год) предельных индексов (уровней) в среднем по субъектам Российской Федерации, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги, предоставляемые этими организациями, в том числе для населения. Предельные индексы устанавливаются заведомо с учетом как региональных и иных особенностей, так и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
На последующей стадии регулирования тарифов на основании и в соответствии с предельными индексами, установленными Федеральной службой по тарифам, до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, устанавливаются предельные индексы тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по муниципальным образованиям (части 3, 4 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ).
Постановлением Администрации Тверской области от 22.06.2004 года № 116-па (в редакции, действовавшей в 2006 году) "Об утверждении положения о региональной энергетической комиссии Тверской области" установлено, что областным исполнительным органом государственной власти Тверской области является Региональная энергетическая комиссия Тверской области (РЭК).
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что именно органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях:
если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований, то есть органы местного самоуправления, согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ регулируют тарифы на упомянутые услуги, оказываемые такими организациями, эксплуатирующими системы водоснабжения и водоотведения, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
Как усматривается из материалов дела, ООО "С." осуществляет обеспечение населения услугами по водоснабжению и водоотведению на территории двух муниципальных образований Тверской области - г. Ржеве и г. Бологое соответственно на уровне 72 %, 28 % и 73 %, 27 %. То есть, меньше 80 %, предусмотренных законом. Следовательно, установление тарифов на водоснабжение и водоотведение для полной группы потребителей как население этих муниципальных образований является компетенцией органа регулирования субъекта Российской Федерации, а не органов местного самоуправления, как утверждает заявитель. Что говорит о несостоятельности доводов его относительно изъятия из государственного регулирования вопросов водоотведения и водоснабжения и неполномочности РЭК в этой области, а соответственно суд критически расценивает ссылку заявителя и на Постановление Администрации Тверской области № 115-па от 22.06.2004 года "О регулировании тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения на территории Тверской области".
Тем не менее, по выводам суда, исходя из упомянутых норм федерального законодательства, имеются полные основания для признания Приказа РЭК от 29.11.2006 № 277-нп недействующим.
Приказом ФСТ от 11.08.2006 № 179-э/1 "О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 № 168-Э/З "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год" предельный индекс максимально возможного изменения тарифов по Тверской области на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним на 2007 год установлен в размере 112 %, а предельный индекс изменения размера платы населению за коммунальные услуги - 116 %.
Постановлением Администрации Тверской области от 30.11.2006 № 287-па "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год", принятым во исполнение Приказов ФСТ от 01.08.2006 № 168-э/З и от 11.08.2006 № 179-э/1, предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги населения города Ржева также был установлен в размере 116 %.
Оспариваемым Приказом РЭК № 277-нп от 29.11.2006 с 01.01.2007 года установлены и введены в действие тарифы на услуги водоснабжения в размере 11,60 руб. за куб. м (без НДС) и водоотведения в размере 9,92 руб. за куб. м (без НДС), оказываемые ООО "С.", исключительно для всех потребителей города Ржева. То есть, включая в том числе население, бюджетные организации и прочих потребителей, для которых всегда ставки тарифов предусматривались наряду с бюджетными значительно выше против населения.
По отношению к уровню тарифов на эти услуги предшествующего 2006 года (они были установлены в размере 9,20 руб. и 5,44 руб. представительным органом муниципального образования города Ржев, решение от 30.11.2005 № 72; Региональная энергетическая комиссия тарифы в 2006 году для населения не устанавливала) рост тарифов для населения города Ржев по водоснабжению и водоотведению на 2007 год составил 26 и 82 процента, что подтверждается таблицей динамики роста тарифов, произведенной заявителем (л.д. 77). Об увеличении тарифов на указанные услуги свидетельствует и расчет (сравнительный анализ), сделанный Администрацией города Ржев в разрезе всех потребляемых населением коммунальных услуг, с учетом предельного (максимального) установленного Администрацией Тверской области Постановлением № 287-па индекса на эти услуги (то есть коммунальные, включающие водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, и т.д.) в размере 116 % и утвержденного в этом же размере (116 %) Приказом ФСТ № 179-э/1 в изменение Приказа № 168-э/З. Применительно к этим показателям рост тарифа превысил максимальный уровень и составил против обозначенного 122,9 % (расчет прилагается), что явно нарушает права и законные интересы населения (что не относится к прочим потребителям).
Исходя из требований Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (пункт 4 статьи 4), что закреплено также в Постановлении Администрации Тверской области № 116-па от 22.06.2004 "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области", РЭК предписано осуществлять установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на основе анализа хозяйственной деятельности этих организаций, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления их инвестиционных программ и прогнозирования экономической ситуации, складывающейся в процессе реализации мер государственного регулирования тарифов.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям, РЭК, устанавливая тарифы на водоснабжение и водоотведение единые для всех и без учета вышеуказанных предельных индексов не дала должной оценки не только повышению тарифов на услуги этих систем, но и их влиянию на рост платежей населения за коммунальные услуги в целом. РЭК не установила конкретно для населения муниципального образования города Ржев ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса, и не исполнила возложенные на нее Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ обязанности. Что фактически привело к превышению установленных государством и Администрацией Тверской области предельных уровней платы на коммунальные услуги для населения города Ржева вследствие незаконного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение, а соответственно и к нарушению публичных интересов муниципального образования города Ржев. РЭК не представила суду доказательств, опровергающих указанные обстоятельства.
Суд отклоняет ссылку ответчика и ООО "С." на фактические расчеты, производимые населением города Ржева в текущем 2007 году, по тарифам, утвержденным решением Городской Ржевской Думы от 30.11.2006 № 123, поскольку пользование таковыми населением вопреки установленным тарифам Региональной энергетической комиссией не может свидетельствовать о ненарушении интересов и прав населения и законности оспариваемого в этой части нормативного акта.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации правовой акт подлежит обязательному официальному опубликованию. Обязанность РЭК как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации публиковать в установленном порядке принимаемые им решения предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 № 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (пункт 15).
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона Тверской области от 16.03.2004 № 13-ЗО "О нормативных правовых актах Тверской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов администрации Тверской области, областных исполнительных органов государственной власти Тверской области считается их первая публикация в официальном печатном органе, которыми признаны газеты "Тверская жизнь" и "Тверские ведомости".
Как обозначено выше, предельные уровни тарифов на услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона № 210-ФЗ).
Судом установлено, что Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области официально впервые опубликован в газете "Тверская жизнь" № 117 28.06.2007 года, после принятия закона о бюджете Тверской области, начало введения тарифов в действие с 01.01.2007, что исключает его применение.
При изложенных обстоятельствах, а также принимая во внимание уже вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-1145/2007 о превышении предельного роста тарифов на коммунальные услуги для населения по г. Ржеву на 2007 год, суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования в уточненной редакции удовлетворить.
Признать недействующим Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2006 г. № 277-нп "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Системы жизнеобеспечения" потребителям города Ржев" в части установления тарифов на услуги для населения города Ржева по водоснабжению и водоотведению.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Арбитражного суда Северо-Западного округа, г. Санкт-Петербург, в сроки, установленные частью 7 статьи 195 АПК РФ.

]]>
Председательствующий судья
В.Е.ИЛЬИНА

Судьи
Е.А.БАЧКИНА
А.А.ПУГАЧЕВ





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д. 4, Санкт-Петербург, 190000
www.fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2008 г. по делу № А66-4936/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "С." Г. (доверенность от 03.12.2007), от администрации города Ржева П. (доверенность от 05.03.2007),
рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С." на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2007 по делу № А66-4936/2007 (судьи Ильина В.Е., Бачкина Е.А., Пугачев А.А.),

установил:

Глава города Ржева Тверской области обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 29.11.2006 № 277-нп "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" (далее - Общество) потребителям города Ржев" в части установления тарифов на услуги для населения города Ржева по водоснабжению и водоотведению (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ). В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение этим Приказом общих принципов государственного регулирования и формирования тарифов, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация города Ржева и Общество. В порядке, установленном частью 5 статьи 52 АПК РФ, в дело вступил прокурор.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2007 (с учетом определения от 21.12.2007 об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, изменение тарифов после признания Приказа РЭК № 277-нп незаконным повлечет возникновение у Общества убытков. Кроме того, сделав вывод о превышении максимального уровня роста тарифов по Тверской области на услуги организаций коммунального комплекса на 2007 год, суд не учел судебные акты по делу № А66-1145/2007, которым устранено превышение предельного уровня роста платы населения за коммунальные услуги.
В отзыве прокурор, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель администрации города Ржева считает решение суда законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 24.12.2007 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Приказом РЭК от 29.11.2006 № 277-нп с 01.01.2007 утверждены тарифы на услуги водоснабжения в размере 11,60 руб. за куб. метр (без НДС) и водоотведения в размере 9,92 руб. за куб. метр (без НДС), оказываемые Обществом для всех потребителей города Ржева.
Ранее тарифы для населения были установлены решением Ржевской городской Думы от 30.11.2005 № 72: по водоснабжению - 9 руб. 20 коп. за куб. метр, по водоотведению - 5 руб. 44 коп. за куб. метр.
Глава города Ржева посчитал, что Приказ РЭК не соответствует требованиям пункта 3 статьи 4 Закона № 210-ФЗ, нарушает интересы населения по оплате коммунальных услуг в той части, в какой утвержденные им тарифы на эти услуги превышают установленные государством цены и тарифы, а также предельные индексы максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги. Заявитель также указал, что порядок опубликования Приказа № 277-нп не соблюден.
Суд, частично удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод о том, что при установлении Приказом № 277-нп тарифов на водоснабжение и водоотведение РЭК не оценила их влияние на рост коммунальных платежей граждан и не установила их уровень для населения конкретного муниципального образования в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, суд указал, что названный Приказ применялся до 28.06.2007, не будучи опубликованным в установленном законом порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Приказ РЭК № 277-нп адресован неограниченному кругу лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Эти обстоятельства правомерно учтены судом при оценке оспариваемого Приказа как нормативного правового акта.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 АПК РФ).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом № 210-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа РЭК) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее - федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок), ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Положением о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, к полномочиям ФСТ отнесено установление предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации (пункт 5.3.1.31.4), а также предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации (5.3.1.31.5). На 2007 год такие предельные индексы установлены Приказом ФСТ от 01.08.2006 № 168-э/3 (в редакции от 11.08.2006).
Согласно приложениям № 1 и 3 к этому Приказу предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Тверской области составляет 112%, а предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг в том же субъекте - соответственно 115% и 116%.
Администрация Тверской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ей частью 3 статьи 4 Закона № 210-ФЗ, Постановлением от 30.11.2006 № 287-ПА утвердила предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год. Согласно названному Постановлению указанные предельные индексы по городу Ржеву составили соответственно 115%, 111% и 116%.
В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 названной статьи (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования), в том числе устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
При этом частью 5 статьи 4 Закона № 210-ФЗ определено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
В данном случае, как правильно установлено судом, Общество соответствует критериям, перечисленным в части 5 статьи 4 Закона № 210-ФЗ, в связи с чем тарифы на его товары и услуги, подлежащие регулированию, должны утверждаться РЭК, а не органами местного самоуправления. Довод заявителя об обратном противоречит названному положению Закона № 210-ФЗ и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Таким образом, Приказ от 29.11.2006 № 277-нп вынесен в пределах полномочий, предоставленных РЭК.
Вместе с тем судом на основании представленных в материалы дела расчетов установлено, что утвержденные указанным Приказом РЭК тарифы по оплате услуг Общества по водоснабжению и водоотведению на 2007 год в отношении населения значительно превысили применявшиеся в 2006 году тарифы и их рост составил 26% и 82% соответственно, а в среднем по коммунальным услугам - 122,9%.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый Приказ РЭК не соответствует положениям пункта 4 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ и Приказу ФСТ от 01.08.2006 № 168-э/3, в связи с чем является незаконным и не подлежит применению в отношении населения.
Довод жалобы Общества о возникновении у него убытков в случае неприменения утвержденных Приказом РЭК тарифов не имеет правового значения в рамках настоящего дела.
Поскольку законность оспариваемого нормативного акта проверяется судом на момент его принятия, несостоятельны также и ссылки Общества на судебные акты по делу № А66-1145/2007.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2007 по делу № А66-4936/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С." - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи
Т.В.КРАВЧЕНКО
В.В.СТАРЧЕНКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru