Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. № 109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
ПО САНИТАРНОЙ ОЧИСТКЕ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ ОТ ТВЕРДЫХ
БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

В соответствии с федеральными законами от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Пермской городской Думы от 26 июня 2001 г. № 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", в целях дальнейшего совершенствования системы управления в сфере обращения с отходами администрация города Перми постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
3. Управлению по общим вопросам администрации города обеспечить опубликование постановления в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми Южакова С.Н.

Вр. и.о. главы администрации города Перми
А.Ю.МАХОВИКОВ





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города Перми
от 10.03.2010 № 109

КОНЦЕПЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ ПО САНИТАРНОЙ ОЧИСТКЕ
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕРМИ ОТ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

I. Введение

Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 № 5487-1, решений Пермской городской Думы от 26.06.2001 № 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", от 29.01.2008 № 4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории города Перми".
В процессе реформирования системы государственного и муниципального управления и оптимизации форм прямого участия государства и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит смещение акцентов в сторону развития конкурентной среды и привлечение в отрасль частных инвесторов. В таких условиях традиционные формы управления в сфере обращения с отходами также нуждаются в совершенствовании и развитии.
В процессе деятельности физических и юридических лиц неизбежно образуются отходы. По данным управления внешнего благоустройства администрации города Перми, на территории города ежегодно образуется около 400 тыс. тонн твердых бытовых отходов, при этом существует тенденция к их увеличению.
В соответствии с законодательством Российской Федерации твердые бытовые отходы относятся к IV-V классам опасности, деятельность по обращению с отходами IV класса опасности подлежит лицензированию. При нарушении правил обращения с твердыми бытовыми отходами создается угроза экологической безопасности и санитарно-гигиеническому благополучию населения.
Современная схема обращения с отходами должна включать следующие основные технологические этапы:
сбор и временное хранение отходов;
вывоз отходов от мест сбора и временного хранения;
сортировка отходов на станциях сортировки и перегруза с выделением полезных утильных фракций, подлежащих вторичному использованию;
переработка или захоронение той части отходов, которая не подлежит вторичному использованию.
Несовершенство существующей на территории города Перми схемы обращения с отходами заключается в отсутствии этапа сортировки. Собираемые отходы вывозятся, минуя этап сортировки, на полигоны для захоронения. Возрастающие с каждым годом объемы отходов ведут к исчерпанию ресурса полигонов, для организации полигонов из хозяйственного оборота изымаются большие площади земель, экологически некорректная практика эксплуатации полигонов наносит ущерб окружающей среде.
Следовательно, от того, насколько эффективно организована схема обращения с отходами, от обеспечения соблюдения правил обращения с отходами, зависит экологическое благополучие жителей города.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города находятся в ведении муниципалитета. Таким образом, эффективная организация санитарной очистки территории города - одна из важнейших задач администрации города Перми, направленная на обеспечение охраны здоровья жителей, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Концепция администрации города Перми по санитарной очистке территории города Перми от твердых бытовых отходов (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности администрации города Перми в сфере обеспечения эффективной организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, образующихся на территории города Перми.
Эффективная организация санитарной очистки территории города Перми предполагает создание условий, позволяющих размещать весь объем образующихся на территории города твердых бытовых отходов в установленные сроки на санкционированных объектах при минимальном негативном воздействии на окружающую среду.

]]>
II. Используемые термины и определения

В Концепции используются следующие основные понятия:
санитарная очистка - мероприятия, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой отходов производства и потребления, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
отходы потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;
отходообразователи - физические и юридические лица (жители, предприятия и организации всех форм собственности), в процессе деятельности которых образуются отходы;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов;
сортировка отходов - разделение отходов на составляющие компоненты (стекло, пластик, металл, бумага и прочее), выделение утильных компонентов с целью вторичного использования;
селективный сбор - сортировка отходов на этапе сбора;
использование отходов (утилизация) - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
размещение отходов - любая операция по хранению или захоронению отходов;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
переработка отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
свободные городские земли - земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, либо земельные участки собственность на которые не разграничена;
оператор по сбору ТБО - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по сбору ТБО.

III. Современное состояние и проблемы санитарной очистки
в городе Перми

3.1. В результате проведенной в 2008 году инвентаризации на территории города Перми выявлено всего 1877 контейнерных площадок. Из них 1052 площадки являются собственностью юридических лиц в соответствии с законодательством, остальные 825 расположены на свободных городских землях. Это означает, что юридически такие площадки никому не принадлежат, земельные участки под ними не отведены, ответственность за содержание таких контейнерных площадок не закреплена. В результате техническое, санитарное и эстетическое состояние контейнерных площадок в большинстве случаев остается неудовлетворительным.
3.2. Проведенная инвентаризация показала, что большинство контейнерных площадок находится в районах многоэтажной застройки и их количество в целом удовлетворяет потребностям этой части территории города. На территории микрорайонов индивидуальной застройки контейнерные площадки практически отсутствуют. Эта часть территории города на сегодняшний день по-прежнему не охвачена организованным сбором ТБО.
Сохраняется практика уклонения от заключения договоров на сбор и вывоз отходов потребления со стороны представителей малого и среднего бизнеса, частного неблагоустроенного сектора, гаражных и садоводческих кооперативов (охват договорами на вывоз ТБО к началу 2009 года составил 67%). Помимо этого имеет место заключение договоров с ненадлежащими (нелицензированными) перевозчиками по низким ценам, неисполнение условий заключенных договоров.
Совокупность проблем, связанных с заключением и исполнением договоров на сбор и вывоз ТБО, несоблюдением требований законодательства отходообразователями и операторами-перевозчиками, отсутствием оборудованных контейнерных площадок в микрорайонах индивидуальной застройки, гаражных и садоводческих кооперативах, приводит к возникновению несанкционированных свалок.
3.3. Проблемой организации санитарной очистки территории города на сегодняшний день является отсутствие этапа сортировки ТБО. Доля отсортированных и утилизируемых отходов в общем объеме собираемых ТБО незначительна и по данным управления внешнего благоустройства администрации города Перми составляет всего 2%. Данная проблема на сегодняшний день характерна практически для всех муниципальных образований Пермского края.
Введение в схему санитарной очистки этапа сортировки способствует уменьшению объема ТБО, направляемых на полигоны для захоронения. При сортировке ТБО происходит выделение полезных утильных фракций, которые в дальнейшем возможно использовать в качестве вторичных ресурсов для производства товаров (продукции) или для получения энергии.
3.4. В результате отсутствия этапа сортировки все образующиеся на территории города отходы (за исключением тех, что оседают на территории города в виде несанкционированных свалок) попадают на полигоны ТБО для захоронения.
Прием отходов, образующихся на территории города Перми, осуществляется на полигоне в районе деревни Софроны Пермского района (далее - полигон "Софроны"), полигоне закрытого административного территориального образования "Звездный" и полигоне в Краснокамском районе. Все полигоны характеризуются использованием традиционного вида захоронения методом свалки мусорных масс с последующим разравниванием и укатыванием.
Большая часть отходов, образующихся на территории города Перми, принимается для захоронения на полигоне "Софроны". Полигон "Софроны" введен в эксплуатацию в 1977 году и имеет ограниченный ресурс. В настоящий момент управление полигоном "Софроны" осуществляет специально созданное для этой цели в 2008 году Пермское муниципальное унитарное предприятие "Полигон" (далее - ПМУП "Полигон"). Часть своих функций по осуществлению операторской деятельности ПМУП "Полигон" передало выбранной на конкурсной основе частной инвестиционной компании. Предполагается, что за счет инвестиций будут введены в действие мусороперерабатывающие комплексы (для уничтожения той части отходов, которая остается после сортировки), которые позволят отказаться от дальнейшей эксплуатации полигона "Софроны" и перейти к его рекультивации.
Полигоны как конечное звено технологической и экономической цепочки процесса обращения с отходами регламентируют все предшествующие процессы. Низкая стоимость захоронения не стимулирует отходообразователей к селективному сбору, а операторов санитарной очистки города - к глубокой переработке отходов. Отсутствие дифференциации полигонов по технологии захоронения и стоимости оказываемых услуг не стимулирует внедрения селективного сбора отходов, их переработки, компактного уплотнения.
3.5. Еще одной проблемой на сегодняшний день является отсутствие организованного мониторинга за движением отходов, что приводит к случаям несанкционированного размещения отходов, а также к отсутствию достоверной информации об источниках, объемах образования и захоронения отходов.

IV. Принципы деятельности администрации города Перми
по санитарной очистке территории города от ТБО

Принципами политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО являются:
возложение бремени несения расходов по обращению с отходами на отходообразователей;
разделение функций управления и хозяйствования в сфере санитарной очистки территории города от ТБО, обеспечение наиболее полной и эффективной реализации властных полномочий исполнительного органа местного самоуправления с передачей хозяйственных функций операторам отрасли санитарной очистки;
обеспечение приоритета использования отходов в качестве вторичных ресурсов над уничтожением и захоронением;
комплексность управления обращения с отходами (контроль за всеми видами отходов производства и потребления, входящих в сферу ответственности администрации города);
создание условий для развития рыночной конкурентной среды в отрасли с целью повышения качества оказываемых услуг и снижения их стоимости;
гласность и свободный доступ заинтересованных хозяйствующих субъектов к информации в области обращения с отходами.

V. Цель, задачи, основные направления политики
администрации города Перми в сфере санитарной очистки
территории города от ТБО

5.1. Целью администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО является улучшение санитарного состояния территории города, предотвращение вредного воздействия ТБО на здоровье жителей города Перми и окружающую природную среду.
5.2. Достижение цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
5.2.1. приведение в нормативное состояние мест сбора ТБО (контейнерных площадок), расположенных на территории города Перми.
Решение данной задачи предусматривает:
определение юридического статуса контейнерных площадок, расположенных на свободных городских землях, и порядка выдачи разрешений на размещение контейнерных площадок на территории города Перми;
совершенствование нормативной базы, касающейся обеспечения требований к типам и содержанию контейнерных площадок на территории города Перми, отвечающих санитарному, технологическому и эстетическому уровню, предъявляемому к современному благоустройству территории города;
обеспечение соответствия мест сбора ТБО утвержденным требованиям. Приведение контейнерных площадок к нормативным требованиям планируется осуществлять за счет собственников контейнерных площадок или операторов по сбору ТБО - на контейнерных площадках, расположенных на свободных городских землях;
5.2.2. предотвращение образования несанкционированных свалок.
Решение данной задачи предусматривает:
устройство контейнерных площадок на территории микрорайонов частной застройки. Планируется, что устройство таких площадок будет производиться за счет собственников контейнерных площадок или операторов по сбору ТБО;
обеспечение 100% наличия договоров на удаление ТБО со всеми отходообразователями;
5.2.3. создание условий для организации сортировки ТБО.
Решение данной задачи предусматривает:
закрепление в Правилах землепользования и застройки территории города Перми разрешенных к использованию под строительство и эксплуатацию станций перегруза и сортировки ТБО;
формирование земельных участков под строительство станций перегруза и сортировки ТБО;
передачу в соответствии с законодательством Российской Федерации сформированных земельных участков частным инвесторам для строительства станций перегруза и сортировки ТБО;
создание условий для селективного сбора ТБО;
5.2.4. уменьшение объема утилизируемых отходов на полигоне "Софроны".
Решение данной задачи предусматривает:
разработку проекта рекультивации полигона "Софроны";
строительство мусороперерабатывающих комплексов и закрытие полигона "Софроны" на рекультивацию.
Решение данной задачи предусмотрено инвестиционным соглашением с частной инвестиционной компанией, выбранной на конкурсной основе, осуществляющей операторскую деятельность на полигоне "Софроны";
5.2.5. организация мониторинга за движением ТБО.
Организация эффективного управления и контроля за отраслью обращения с отходами в городе Перми предполагает создание городской информационной системы мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации ТБО (далее - ГИС "Отходы"). В перспективе ГИС "Отходы" должна быть интегрирована в единую общегородскую информационную базу данных об объектах недвижимости, сетях, населении, экологии, дорогах, зеленых насаждениях, водоемах.
Система мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации ТБО на территории города должна представлять собой самостоятельный модуль в общей системе управления городским хозяйством. В рамках ГИС "Отходы" каждый инфраструктурный объект отрасли обращения с отходами должен иметь свой электронный технический паспорт, включающий сведения о технической инвентаризации.
Геоинформационная система мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации ТБО должна подразделяться на 4 уровня:
1-й уровень - накопление и сбор отходов (включая несанкционированные свалки);
2-й уровень - вывоз отходов (включая промежуточные станции перегруза);
3-й уровень - сортировка и утилизация отходов;
4-й уровень - захоронение (переработка) отходов.
ГИС "Отходы" должна базироваться на комплексной оценке территории города по факторам геологического и экологического риска, факторам социально-экономического и транспортного развития в соответствии с Генеральным планом развития города Перми;
5.2.6. повышение уровня культуры жителей города Перми в сфере обращения с ТБО.
Неотъемлемой частью реализации политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки является активное планомерное и долгосрочное воспитание санитарной культуры жителей, рассчитанное на все возрастные и социальные группы. С целью решения этой задачи будет разработана долгосрочная целевая программа по пропаганде культуры в сфере обращения с отходами на период 2010-2020 годов (далее - ДЦП).
ДЦП объединит в себе комплекс пропагандистских акций и мероприятий, направленных на соблюдение жителями города требований в сфере обращения с ТБО для здоровья и полноценной жизни. Информационно-разъяснительная работа в рамках ДЦП будет включать организацию селективного сбора, обязательность заключения договоров и размещение в надлежащем месте ТБО.
Таким образом, у жителей города будет сформировано отношение к соблюдению правил содержания территории города и правил обращения с отходами и выполнению обязанности по отношению к сохранению городской среды для будущих поколений.

VI. Механизмы реализации Концепции

Реализация политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО осуществляется путем:
совершенствования нормативной базы города Перми в сфере обращения с отходами;
разработки, утверждения и реализации планов, программ, мероприятий, проводимых администрацией города Перми;
информационного обеспечения мероприятий в сфере санитарной очистки территории города от ТБО;
взаимодействия с органами государственной власти Пермского края и Российской Федерации;
организации системы мониторинга за качеством и количеством ТБО, образующихся на территории города Перми;
привлечения частных инвестиций.

VII. Результаты реализации политики администрации города
Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО

Результатом реализации политики администрации города Перми в сфере санитарной очистки территории города от ТБО должно явиться размещение всего образующегося объема ТБО в надлежащие сроки на специально отведенных объектах и с минимальным неблагоприятным экологическим воздействием. Это позволит улучшить санитарное состояние территории города, предотвратить вредное воздействие ТБО на здоровье жителей города Перми и окружающую природную среду.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru