Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2010 г. № А54-397/2010-С5

(извлечение)

Закрытое акционерное общество "Речной порт" обратилось в Арбитражный суд с заявлением об уменьшении исполнительного сбора, установленного Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области от 31.03.2009 по исполнительному производству № 61/30/1351/3/2009, подлежащего взысканию с закрытого акционерного общества "Речной порт" на 25% до суммы 102970 руб. 43 коп.
В последующем, в связи с допущенной в заявлении опечаткой представитель заявителя уточнил номер исполнительного производства, по которому обратился с настоящим заявлением № 61/30/1455/3/2009.
Представитель заявителя требование поддержал и пояснил, что в подтверждение тяжелого материального положения обществом представлены справки о состоянии расчетных счетов, из которых видно, что денежные средства на расчетных счетах отсутствуют, выставлена картотека неоплаченных документов. Согласно оборотно-сальдовой ведомости, по счету 60 кредиторская задолженность значительно превышает дебиторскую. Представлен также отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2009 года, убыток составил 785000 руб. Кроме того, указал на сезонность работы закрытого акционерного общества "Речной порт". Вид деятельности общества - деятельность внутреннего водного транспорта, период навигации (с апреля по октябрь). Задолженность по налогам полностью погашена, исполнительное производство в этой части окончено. С учетом статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и представленных документов закрытое акционерное общество "Речной порт" просило снизить размер исполнительского сбора на 25%.
Представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области заявленное требование заявителя отклонил. При этом указал, что закрытое акционерное общество "Речной порт" располагает имуществом, достаточным для погашения основной суммы долга и исполнительского сбора в полном объеме. Исполнительное производство окончено, в связи с полным исполнением исполнительного документа.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области в судебное заседание не явился, мотивированный отзыв на заявление не представил, заявленное требование заявителя не отклонил. В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривалось в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что Постановлением Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области от 18.03.2009 на основании Постановления Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области № 164 о взыскании налога в сумме 1961341 руб. 51 коп. в отношении закрытого акционерного общества "Речной порт" возбуждено исполнительное производство № 61/30/1455/3/2009.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 18.03.2009 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок исполнительный документ не исполнен, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области А. вынесено Постановление от 31.03.2009 о взыскании с закрытого акционерного общества "Речной порт" исполнительского сбора в сумме 137293 руб. 91 коп., что составляет 7% процентов от подлежащей взысканию суммы.
Не согласившись с размером исполнительского сбора, закрытое акционерное общество "Речной порт" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив в совокупности материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей заявителя и ответчика, Арбитражный суд Рязанской области считает, что требование заявителя (с учетом уточнения) подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего:
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5). Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 6). Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12). После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 16).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 вышеназванного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника - организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Должник вправе в порядке, установленном Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
При этом установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).
Таким образом, имущественное положение должника может являться основанием для уменьшения суммы исполнительского сбора.
Кроме того, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 77 от 21.06.2004 указывается, что Арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Арбитражным судом установлено, что основными видами деятельности закрытого акционерного общества "Речной порт" являются: перевозки грузов и пассажиров, включая иностранных туристов, багажа, почты; буксировка грузов и плотов по внутренним водным путям, в смешанном река-море - сообщении, в прямом смешанном и прямом водном сообщениях с участием других видов транспорта. Указанная деятельность носит сезонный характер.
Невозможность добровольного исполнения закрытым акционерным обществом "Речной порт" требований исполнительного документа (по исполнительному производству № 61/3145/3/2009) в установленный судебным приставом-исполнителем срок вызвана тяжелым финансовым положением.
В соответствии с бухгалтерским балансом закрытого акционерного общества "Речной порт" на 31.12.2008 (форма № 1) кредиторская задолженность составляет 114197000 руб., дебиторская задолженность составляет 71130000 руб.
В строе 470 данного баланса нераспределенная прибыль у закрытого акционерного общества "Речной порт" отсутствует, имеется непокрытый убыток в сумме 6020000 руб.
Согласно отчету о прибылях и убытках за период с 01.01.2009 по 30.09.2009 у закрытого акционерного общества "Речной порт" имеется убыток в сумме 785000 руб.
Из оборотно-сальдовой ведомости закрытого акционерного общества "Речной порт" по счету 60 за четвертый квартал 2009 года следует, что кредиторская задолженность составляет 74275466 руб. 51 коп., дебиторская задолженность - 982082 руб. 48 коп.
Закрытое акционерное общество "Речной порт" принимало меры к взысканию дебиторской задолженности. Так, решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.04.2009 по делу № А54-187/2009 с общества с ограниченной ответственностью "Интургеотранс" г. Москвы в пользу закрытого акционерного общества "Речной порт" взыскана задолженность в сумме 13318727 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 752216 руб. 66 коп.
На основании исполнительного листа Арбитражного суда Рязанской области 22.05.2009 № 046885 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Интургеотранс" судебным приставом-исполнителем Г. отдела судебных приставов по ЮАО Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве возбуждено исполнительное производство по взысканию 14189954 руб. 89 коп.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Оценив представленные заявителем документы в обоснование заявленного требования, Арбитражный суд считает необходимым уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть - с 137293 руб. 91 коп. до 102970 руб. 43 коп.
При этом при снижении исполнительского сбора на одну четверть Арбитражным судом учтены принцип справедливости, соразмерности, характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины, полное погашение полное погашение закрытым акционерным обществом "Речной порт" задолженности по налогам и пени в сумме 1961341 руб. 51 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Уменьшить исполнительский сбор, подлежащий взысканию с должника - закрытого акционерного общества "Речной порт" (г. Рязань, ул. Лесопарковая, 52) на основании постановления судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 61/30/1455/3/2009 от 31.03.2009 на одну четверть - с 137293 руб. 91 коп. до 102970 руб. 43 коп.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru