Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 сентября 2009 г. № 864-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 30.06.2009, ПРОТОКОЛ № 9 "ОРГАНИЗАЦИЯ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"

В целях повышения эффективности управленческих решений Министерства здравоохранения Свердловской области, улучшения качества и доступности медицинской помощи детям на этапе амбулаторно-поликлинического звена приказываю:
1. Утвердить Решение коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.06.2009, Протокол № 9 "Организация в Свердловской области амбулаторно-поликлинической помощи детям: проблемы и пути их решения".
2. Заместителям министра здравоохранения, начальникам отделов, главным специалистам Министерства здравоохранения Свердловской области, руководителям областных учреждений здравоохранения обеспечить выполнение Решения коллегии в части, их касающейся.
3. Рекомендовать руководителям федеральных учреждений здравоохранения, руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам ЦГБ (ЦРБ) муниципальных образований в Свердловской области обеспечить выполнение Решения коллегии в части, их касающейся.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр здравоохранения
В.Г.КЛИМИН





Утверждено
Приказом
министра здравоохранения
Свердловской области
от 9 сентября 2009 г. № 864-п

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2009 г. Протокол № 9

ОРГАНИЗАЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области Татаревой С.В. "Состояние амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области и задачи по ее совершенствованию", информацию главного специалиста-педиатра Министерства здравоохранения Свердловской области Малямовой Л.Н. "Роль амбулаторно-поликлинического звена в формировании здоровья детского населения Свердловской области", ассистента кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО "Уральская государственная академия Росздрава" Ануфриевой Е.В. "Проблемы и перспективы оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста", проректора по довузовской и последипломной подготовке ГОУ ВПО "Уральская государственная академия Росздрава" Сабитова А.У. "Повышение квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена - вопросы качества", заместителя начальника управления здравоохранения Серовского городского округа Шубиной Е.Г. "Опыт работы с семьями социального риска в условиях поликлиники МУ "Детская городская больница" г. Серова, коллегия отмечает, что существующая система организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области требует дальнейшего развития и совершенствования.
С целью улучшения состояния здоровья населения в Свердловской области реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", в центре внимания которого - усиление первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе педиатрической службы, развитие профилактики и диспансеризации, повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе специализированной.
Большая роль в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" отведена оснащению поликлиник новым диагностическим оборудованием (УЗИ, ЭКГ, рентгенологическое и эндоскопическое оборудование). В Свердловской области в 2006 - 2008 годах за счет последнего приобретена 1231 единица оборудования, за счет областного бюджета - 3665 единиц, значительные средства направлены на капитальные ремонты учреждений здравоохранения. Сданы в эксплуатацию новое здание детской поликлиники в городе Первоуральске, новый корпус детской поликлиники в городе Качканаре, в новое здание переехало детское соматическое отделение в городе Арамили, открыта поликлиника в МУЗ "Детская городская больница № 8" г. Екатеринбурга. Дальнейшее развитие получили общие врачебные практики в Кировградском городском округе и Горноуральском городском округе. В структурных подразделениях службы родовспоможения и детства лечебно-профилактических учреждений 24 муниципальных образований в Свердловской области были проведены капитальные ремонты, в лечебно-профилактических учреждениях 35 муниципальных образований в Свердловской области в течение года проводились текущие ремонты подразделений службы охраны здоровья матери и ребенка.
Амбулаторная служба охраны здоровья матери и ребенка Свердловской области имеет свои подразделения в 27 центральных районных больницах, 16 центральных городских больницах, 11 городских больницах, 3 районных больницах. В области работает 18 детских больниц, 35 детских поликлиник в составе лечебно-профилактических учреждений, 4 самостоятельные детские поликлиники, 4 центра и кабинета планирования семьи, 6 детских санаториев, 10 домов ребенка. 7 процентов населения, в том числе и детей, получают медицинскую помощь на фельдшерско-акушерских пунктах, 8 процентов обслуживаются врачами общих врачебных практик.
В областной амбулаторно-поликлинической службе работает более 600 участковых педиатров, в основном это женщины (92,4%), средний возраст - 44 года, 96,4% имеют сертификаты специалистов, среди которых 48% имеют высшую или первую категорию. В штатном расписании амбулаторно-поликлинических учреждений области 407 фельдшеров занимают должности участковых педиатров. Кроме того, 107 врачей-педиатров, 417 фельдшеров и 258 медицинских сестер работают в школах, 53 врача-педиатра, 192 фельдшера и 145 медицинских сестер - в детских садах. В целом обеспеченность участковыми педиатрами составила в 2008 году 7,8 на 10000 детей. Однако вопрос укомплектованности поликлиник врачами-педиатрами и участковыми медицинскими сестрами, а также повышение их квалификации остается актуальным. Соотношение врачей и фельдшеров, работающих на педиатрических участках, составило в 2008 году 3 к 2.
В целом по муниципальным образованиям соотношение плановой и фактической мощности составляет 71%. Более половины муниципальных образований используют имеющиеся мощности меньше, чем на 50%. Функция врачебной должности по педиатрической службе в целом по области выполняется на 51%. Выполнение функций врачебных должностей по территориям различается в разы: при нормативе более 6000 посещений в год на 1 должность врача участкового педиатра самая низкая функция врачебной должности в городском округе Верхотурский (367,0), Североуральском городском округе (1379,0), в городском округе Нижняя Салда (1400). Только в 14 муниципальных образованиях фактическое выполнение функции врачебной должности приближается к нормативному показателю. В части территорий функция врачебной должности завышена и составляет в Горноуральском городском округе 8254, в Сысертском городском округе - 8593, в городском округе Сухой Лог - 12005, в Туринском городском округе - 17354 посещения в год на 1 занятую должность.
Показателем эффективности работы поликлинической службы является количество посещений к врачам на 1 жителя в год. В целом по муниципальным образованиям этот показатель за 2008 год составил 7,2 посещения и еще далек от рекомендуемого норматива первичной помощи.
В плане реализации совместного Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.01.2008 № 54а-п/01-Д "О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области" следует прогнозировать определенные трудности как с кадровым потенциалом, так и с выполнением функций врачебных должностей в связи с переводом ставок медработников из школ в штатное расписание лечебно-профилактических учреждений. Те же вопросы будут стоять и при исполнении аналогичных нормативных документов относительно дошкольных образовательных учреждений.
Особые проблемы возникают при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением амбулаторно-поликлинической службы узкими специалистами (детский хирург, детский стоматолог, невролог, офтальмолог, отоларинголог, врач ультразвуковой диагностики, врач функциональной диагностики). В целом ежегодно требуют профилактических осмотров около 300000 детей декретированных возрастов. Эти же специалисты привлекаются к проведению постановки юношей на воинский учет и призыву в военкоматах. Таким образом, большинство территорий, за исключением малочисленных, должны иметь вышеназванный перечень специалистов. Фактически в территориях Свердловской области недостаточно следующих специалистов, оказывающих помощь детям в поликлинике: детских хирургов (их всего 38 человек), врачей ультразвуковой диагностики - 24, врачей функциональной диагностики - 37. Офтальмологическую, отоларингологическую помощь детям оказывают в основном "взрослые" специалисты, не имеющие дополнительной подготовки по оказанию помощи детям. Такая ситуация в значительной степени затрудняет и проведение мероприятий, регламентированных Приказом МЗ РФ от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни", завершающихся оформлением и предъявлением к оплате родовых сертификатов в части талонов № 3-1 и № 3-2. Из-за недостатка специалистов к оплате не предъявляются родовые сертификаты в части талонов № 3-1 и № 3-2, а следовательно, не реализуются в полном объеме средства, выделяемые Федерацией по приоритетному национальному проекту "Здоровье" (Байкаловский муниципальный район, Невьянский городской округ, Сосьвинский городской округ, городской округ Нижняя Салда предъявили к оплате менее 70% от необходимого родовых сертификатов в части талонов № 3-1 и № 3-2). Имеют место случаи предъявления к оплате талонов, которые не подкреплены полным перечнем мероприятий по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка 1 года жизни.
Одной из причин данной ситуации может являться отсутствие такой работы на фельдшерско-акушерских пунктах и общих врачебных практиках. Поскольку фельдшерско-акушерские пункты и общие врачебные практики не располагают штатами узких специалистов, диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни и других декретированных возрастов должно проводиться в условиях поликлиник городских и центральных районных больниц. Но только в 60% поликлиник выделено время для приема детей из отдаленных территорий. Для работы с общими врачебными практиками и фельдшерско-акушерскими пунктами 80% детских поликлиник организовали выездные бригады узких специалистов. Лишь в половине учреждений на совещания по вопросам педиатрии приглашаются медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов и общих врачебных практик. При проведении проверок лечебно-профилактических учреждений Министерством здравоохранения Свердловской области был выявлен крайне низкий контроль со стороны руководителей этих учреждений за ведением документации, выполнением стандартов наблюдения и качества оказания медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах и общих врачебных практиках. При анкетировании отмечено, что отслеживают ведение документации всего 40% руководителей педиатрической службы, только 60% заведующих детскими поликлиниками отслеживают выполнение стандарта наблюдения за детьми 1 года жизни и лишь треть руководителей интересуется вопросами статистики и передачей статистических талонов с общих врачебных практик и фельдшерско-акушерских пунктов в поликлинику.

]]>
Многие родившиеся дети уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и данный показатель по Свердловской области в 2008 году составил 423,8 на 1000 детей, родившихся живыми.
Заболеваемость детей первого года жизни в Свердловской области соответствует средним российским показателям и составляет 2967,9%о (данные 2008 года). Ведущее место в структуре заболеваемости детей этой возрастной группы занимают болезни органов дыхания (37,2%), отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (23%), болезни нервной системы (7%). Отмечается рост числа детей с поражением кожи, обусловленным аллергией и неврологической патологией (до 50% на первом году жизни).
Особая роль амбулаторно-поликлинического звена в работе с детьми раннего возраста несомненно заключается в значимости и приоритетности профилактического направления. На конец 2008 года в области 14 акушерских стационаров имеют международные дипломы "Больница, доброжелательная к ребенку", 9 детских поликлиник и 9 женских консультаций имеют национальные дипломы Министерства здравоохранения и социального развития России "Больница, доброжелательная к ребенку". 7 территорий области (около 10 процентов) внедрили программу "Больница, доброжелательная к ребенку" на всех этапах оказания помощи матерям и детям: женская консультация - родильное отделение - детская поликлиника - фельдшерско-акушерские пункты (Кушвинский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Первоуральск, муниципальное образование город Ирбит, "Городской округ "Город Лесной", МО город Алапаевск, муниципальное образование Алапаевское). Вместе с тем в Свердловской области есть территории, где к 3 мес. до 40% детей прекращают получать грудное молоко и переходят на искусственное вскармливание (городской округ Верхотурский, Нижнесергинский муниципальный район, городской округ Нижняя Салда).
Большой блок профилактической работы связан с проведением иммунизации. В результате целенаправленной работы в 2008 году достигнут значительный прогресс в иммунопрофилактике инфекционных болезней: проведено около 5 миллионов профилактических прививок. В декабре 2008 года в Свердловской области разработан и утвержден новый региональный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям, в которых регламентирована вакцинация и против таких инфекций, как гемофильная палочка инфлюэнцы, ротавирус, ветряная оспа, вирус папилломы человека.
Особую заботу вызывает состояние здоровья детей до 14 лет и подростков. В 2008 году показатели общей и первичной заболеваемости детей до 14 лет составили 2203,8%о и 1754,5%о соответственно. При этом уровень общей заболеваемости в Свердловской области ниже соответствующего показателя по Российской Федерации. В настоящее время серьезно страдает заполнение и регистрация статистических талонов по обращаемости детей. Заболеваемость детей до 14 лет по разным территориям отличается в разы (от менее чем 870%о в Туринском городском округе, Сосьвинском городском округе, Шалинском городском округе до более 3000%о в Нижнетуринском городском округе, городском округе Карпинск, городском округе Ревда, МО город Ирбит). Эти показатели ниже средних областных даже в таких крупных городах, как Серов, Первоуральск, Екатеринбург. Структура заболеваемости отчетливо дает понять, насколько несовершенна существующая в настоящее время регистрация заболеваний. Половина обращений связана с острой патологией органов дыхания и это оправданно, дети часто переносят заболевания бронхолегочной системы. Но то, что на другие 17 классов болезней приходится всего 1100 обращений на 1000 детей до 14 лет - крайне далеко от истины. Так, по данным главного детского дерматовенеролога Тороповой Н.П., только обращения с заболеваниями по классу 12 МКБ-Х "болезни кожи и подкожной клетчатки" составляют 180 - 370 на 1000 детей.
Еще более напряженная ситуация имеет место в отношении заболеваемости подростков. Общая (1607,2%о) и первичная заболеваемость (958,1%о) в этой возрастной группе значительно ниже, чем у детей до 14 лет. Вместе с тем регистрация случаев заболевания у подростков по обращаемости в нашей области значительно отстает от российских данных (на 21 процент). И связано это не только с недостатками в статистической работе, но и с истинным снижением обращаемости подростков даже при наличии симптомов заболевания. Иллюстрацией к вышеизложенному могут служить и результаты призывных комиссий, после которых ограниченно годными к службе в армии (освобождены от службы) признается более 40 процентов юношей.
Одной из существенных проблем медицинского обеспечения подростков является недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по разделам профилактики, диагностики и лечения подростков.
Существует группа проблем, характеризующих недостатки в организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия: имеются трудности при направлении подростков на госпитализацию. Педиатры области отмечают сложность направления подростков в учреждения 4 - 5 уровней, в ряде случаев консультации и госпитализация нередко предоставляются на платной основе.
Эффективность поликлинической помощи детям, в том числе специализированной, значительно снижена из-за недостаточной работы с родителями по повышению их знаний о причинах развития заболеваний, мерах профилактики и роли психологического микроклимата семьи.
Яркой иллюстрацией к вышеописанной картине может являться несоответствие между количеством детей, находящихся под диспансерным наблюдением, то есть имеющих 3, 4 или 5 группы здоровья, и количеством детей, у которых при проведении профилактических осмотров в декретированные возраста (3, 6, 7, 10, 12, 14 - 17 лет) выявляется хроническая патология. Так, в нашей области 34% от численности детей до 18 лет составляют диспансерную группу, наблюдаемую по поводу хронических заболеваний, а в результате профилактических осмотров в 83% случаев определяется 1 и 2 группы здоровья (здоровые дети и дети, имеющие функциональные отклонения) и только 15,1% детей отнесены к 3, 4 или 5 группам здоровья (дети, имеющие хронические заболевания). При этом в Серове, Асбесте, Невьянске процент выявления 3 группы здоровья при профосмотрах составляет менее 10. По данным Российской Федерации 3 группа здоровья у детей первых классов регистрируется в 45,4% случаев, а к окончанию школы - около 70%. Подобная ситуация свидетельствует о формально проводимых профилактических осмотрах детей в декретированные возрасты в образовательных учреждениях и требует немедленного пересмотра. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать неудовлетворительное взаимодействие между участковыми педиатрами и медицинскими работниками образовательных учреждений. Другой - неэффективность "бригадного" метода профилактических осмотров. Вместе с тем в ряде территорий Свердловской области профосмотры детей декретированных возрастов проводятся с помощью современных автоматизированных систем диспансерного обследования, что позволяет рано выявлять отклонения в состоянии здоровья, своевременно дообследовать детей с целью верификации диагноза и дифференцированно назначать лечение (3 группа здоровья, выявленная при профосмотрах подростков в г. Краснотурьинске, составляет 34,4%, г. Качканаре - 25,4%, г. Кушве - 26,3%, г. Первоуральске - 28%, г. Ревде - 34,8%, г. Ирбите - 64,1%).
Серьезной остается в области проблема социально значимых заболеваний среди детей и подростков. Уровень их среди подростков существенно выше, чем среди детей до 14 лет, и превышает аналогичные показатели по России.
Достаточно большой объем мероприятий выполняется медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена в плане работы с детьми-инвалидами. Показатель первичной инвалидности детского населения в 2008 году составил 27,7 на 10 тыс. детского населения.
На сегодняшний день наиболее информативным и интегративным показателем, позволяющим в полном объеме анализировать деятельность службы и принимать управленческие решения, является показатель младенческой смертности. В Свердловской области в 2008 году он составил 7,4%о. Однако, несмотря на его отчетливое снижение за последние 5 лет (на 32%), существуют значительные резервы для его дальнейшего снижения. Так, почти треть случаев смерти детей происходит на дому, высок и уровень постнеонатальной смертности. За первый квартал 2009 года в "лидеры" по младенческой смертности вышли Байкаловский муниципальный район, Камышловский, Серовский, Красноуфимский городские округа.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию о состоянии амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области.
2. Признать работу Министерства здравоохранения Свердловской области, органов управления здравоохранением Свердловской области, учреждений здравоохранения муниципальных образований по организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в Свердловской области удовлетворительной.
3. Принять приоритетным направлением деятельности Министерства здравоохранения Свердловской области, органов управления здравоохранением муниципальных образований и учреждений здравоохранения Свердловской области повышение эффективности и качества оказания первичной амбулаторно-поликлинической помощи детям.
4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.):
1) усилить ведомственный контроль доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению;
2) с целью реализации Концепции развития школьной медицины, для повышения качества проведения профилактических осмотров детей декретированных возрастов, раннего выявления патологии, своевременного лечения и оздоровления внести предложение в адрес председателя Правительства Свердловской области Кокшарова В.А. по активизации обеспечения детских поликлиник автоматизированными комплексами диспансерного обследования.
5. Начальнику отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области (Татарева С.В.):
1) организовать подготовку и утвердить пилотные площадки для реализации инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ "Организация клиник, дружественных к подросткам";
2) в рамках Концепции "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года" на пилотных площадках общеобразовательных школ внедрить профилактические и образовательные программы с последующим внедрением их на территории Свердловской области;
3) организовать проведение диспансеризации 14-летних подростков с дополнительной оценкой состояния их репродуктивного здоровья;
4) проработать вопрос о приведении в соответствие с нормативными данными функции выполнения врачебной должности и рекомендовать ее для исполнения муниципальными ЛПУ при оказании ими амбулаторно-поликлинической помощи детям;
5) инициировать перед Минздравсоцразвития Российской Федерации вопрос о разделении нормативов объема оказания медицинской помощи для взрослого и детского населения с увеличением нормативов объемов амбулаторной помощи детям до 15 посещений в год на одного ребенка до 17 лет включительно;
6) рассмотреть вопрос и разработать положение о взаимодействии амбулаторных и стационарных лечебных учреждений по оказанию медицинской помощи детям подросткового возраста (15 - 18 лет), прикрепленных к детским поликлиникам;
7) в срок до 10 октября 2009 года провести разбор младенческой смертности на территориях Байкаловского муниципального района, Камышловского городского округа, Серовского городского округа, городского округа Красноуфимск;
8) подготовить совместно с Министерством социальной защиты населения Свердловской области межведомственный приказ о мерах по улучшению контроля за беременными женщинами, а также семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении.
6. Главному специалисту-педиатру Министерства здравоохранения Свердловской области (Малямова Л.Н.):
1) проработать вопрос и подготовить приказ по совершенствованию медицинского обеспечения юношей допризывного возраста в Свердловской области;
2) подготовить приказ по совершенствованию оказания помощи детям с заболеваниями кожи и подкожной клетчатки;
3) подготовить методическую литературу (информационные письма) для врачей-педиатров, врачей общих врачебных практик и фельдшеров, занимающих врачебные должности по вопросам вакцинопрофилактики, вскармливания детей первого года жизни, комплексной оценке состояния здоровья, медицинскому обеспечению подростков и др.;
4) организовать внедрение методических рекомендаций, подготовленных УрНИИДВиИ "Обучающая программа для семей, имеющих больных атопическим дерматитом (дети, подростки, взрослые)", путем проведения конференций, семинаров для врачей, внедрения движения "школы для родителей";
5) организовать в систематическом режиме проведение выездных совещаний для врачей-педиатров, врачей общих врачебных практик, фельдшеров по округам по наиболее актуальным и проблемным вопросам педиатрии;
6) взять под контроль проведение патолого-анатомического анализа судебно-медицинских экспертиз всех случаев гибели детей первого года жизни на дому, особое внимание уделить случаям с диагнозом "Синдром внезапной смерти".
7. Директору ГОУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" (Ананьин Б.В.):
1) усилить методическое руководство службами медицинской статистики лечебных учреждений муниципальных образований;
2) усовершенствовать талон амбулаторного посещения, обеспечив при этом автоматизированное внесение информации в части, касающейся регистрации первично выявленных заболеваний и сведений о заболеваемости по обращаемости в отчетном году;
3) систематически (1 раз в полгода) проводить обучающие семинары для заместителей главных врачей по амбулаторно-поликлинической службе и медицинских статистиков по вопросам учета заболеваемости.
8. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:
1) считать основным критерием качества деятельности органов и учреждений здравоохранения муниципальных образований обеспечение доступности и качества оказания амбулаторно-поликлинической помощи детям, в том числе показатели младенческой и детской смертности;
2) усилить межведомственный контроль за семьями с детьми из социально неблагополучных условий, разработать алгоритм межведомственного взаимодействия на территории (служба соцзащиты, прокуратура, органы здравоохранения);
3) содействовать развитию стационарозамещающих технологий в амбулаторных условиях;
4) рассмотреть вопрос о создании в детских поликлиниках на функциональной основе центров, отделений, кабинетов профилактики и здоровья с организацией на их базе клиник, дружественных к подросткам (в соответствии с проектом Всемирной организации здравоохранения);
5) внедрить эффективные методы вторичной профилактики, включающие выявление факторов риска, функциональных отклонений и ранних стадий заболеваний с последующим проведением на базе центров (отделений, кабинетов) профилактики совместно с учреждениями и органами системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики комплекса оздоровительных мероприятий, включающих рациональное питание, двигательную активность, витаминизацию и обучение здоровому образу жизни;
6) содействовать освещению вопросов охраны здоровья детей в средствах массовой информации.
9. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения в муниципальных образованиях Свердловской области:
1) увеличить укомплектованность врачами-специалистами детских поликлиник с целью обеспечения детского населения специализированной медицинской помощью в полном объеме;
2) провести хронометраж работы детских поликлиник и разработать оптимальные диагностические алгоритмы, маршрутизацию движения пациентов, оптимизировать режим работы и размещение кабинетов для сокращения времени ожидания пациентами процедур и повышения эффективности работы поликлиники;
3) оптимизировать график работы поликлиники и работу регистратуры с учетом пожеланий родителей пациентов;
4) организовать предварительную запись на прием с использованием информационных технологий и телефона;
5) обеспечить оперативное взаимодействие с областными специализированными учреждениями здравоохранения и мониторинг доступности обследования в них прикрепленного населения;
6) с целью пропаганды грудного вскармливания обеспечить дальнейшее внедрение в практику учреждений здравоохранения инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ "Больница, доброжелательная к ребенку", обладающей мощным профилактическим эффектом в плане сохранения здоровья детей;
7) организовать контроль за проведением и результатами профилактических осмотров детей декретированных возрастов;
8) усилить контроль за организацией амбулаторной медицинской помощи детям на общих врачебных практиках, фельдшерско-акушерских пунктах и в детской поликлинике по вопросам диспансерного наблюдения детей; пропаганде и сохранению грудного вскармливания, по выполнению Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни"; по наблюдению детей с острыми заболеваниями; за регистрацией первичной и общей заболеваемости путем отслеживания правильности заполнения амбулаторных талонов посещения, за семьями с детьми из социально неблагополучных условий;
9) шире внедрять в практику работы амбулаторно-поликлинических учреждений современные формы и методы медицинского обеспечения, такие, как восстановительное лечение, медико-социальная помощь, дневные стационары;
10) в постоянном режиме проводить организационные мероприятия по снижению младенческой смертности, в том числе на дому;
11) направить в Министерство здравоохранения информацию о мероприятиях по снижению младенческой смертности из тех территорий, где данный показатель выше 6 промилле в срок, до 1 октября 2009 года.
10. Предложить ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия Росздрава" совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области:
1) рассмотреть возможность дополнительного обучения по актуальным вопросам педиатрии (не менее 144 часов) для врачей общих врачебных практик; по дополнительной подготовке узких специалистов, работающих во взрослой практике и оказывающих помощь детям, по вопросам педиатрии по профилям (не менее 72 часов); по организации цикла "Дошкольно-школьная медицина" для фельдшеров и педиатров, оказывающих помощь детям в образовательных учреждениях;
2) обеспечить по результатам научных исследований разработку методического сопровождения реализации мероприятий по охране здоровья детей;
3) продолжить разработку стандартов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных болезней детского возраста, в том числе в амбулаторно-поликлинических условиях.

Председатель коллегии,
министр здравоохранения
Свердловской области
В.Г.КЛИМИН

Секретарь
Л.Г.КАРАТАЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru