Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2009 г. по делу № А79-662/2009

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2009 года.
Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2009 года.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Завод текстильного машиностроения", 428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, д. 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
об уменьшении размера штрафа на основании решения ИФНС по г. Чебоксары № 14-11/24 от 21.01.2009 с учетом изменений и дополнений № 14-11/78 от 12.02.2009
при участии:
от Заявителя - П. по доверенности от 26.01.2009 № 36/575
от Инспекции - специалиста 1 разряда юротдела К. по пост. дов. от 11.12.2008 № 05-22/331

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Завод текстильного машиностроения" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) об уменьшении размера штрафа, наложенного решением налогового органа от 21.01.2009 № 14-11/24.
Представитель Заявителя уточнил заявленные требования, просил уменьшить размер штрафа на основании решения ИФНС по г. Чебоксары № 14-11/24 от 21.01.2009 с учетом изменений и дополнений № 14-11/78 от 12.02.2009.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнение ООО "Завод текстильного машиностроения".
Представитель Заявителя поддержал требования с учетом уточнения заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что Инспекцией при вынесении оспариваемого решения не было учтено наличие не одного, а совокупности смягчающих ответственность Общества, обстоятельства, просил суд учесть следующие смягчающие ответственность обстоятельства: тяжелое финансовое положение Общества (имеется значительная кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетами и внебюджетными фондами, обязательства по выдаче заработной платы работникам), социальную значимость предприятия (обеспечивает работой больше 150 человек), совершение правонарушения впервые. Также полагают, что неперечисление налога в срок компенсировано доначисленными пени.
Представитель Инспекции не признал требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснил, что правовая природа налога на доходы физических лиц такова, что фактически плательщиками данного налога являются физические лица, а ООО "Завод текстильного машиностроения" выступает лишь налоговым агентом, в обязанности которого входит лишь правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующий налог. Поскольку налоговый агент ООО "Завод текстильного машиностроения" удержал начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, довод налогоплательщика заявителя о наличии причинно-следственной связи между финансовым положением налогового агента и неперечислением в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, удержанного налоговым агентом, является необоснованным, а надлежащее исполнение налоговым агентом обязанностей, возложенных на его действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не могло негативно отразиться на результатах финансово-хозяйственной деятельности налогового агента, следовательно, тяжелое материальное положение агента, не может служить обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента. Общество заведомо осознавало противоправный характер своих действий (бездействий) и сознательно допускало наступление последствий их действий (бездействий), указал, что налоговым органом внесены изменения и дополнения № 14-11/78 от 12.02.2009 в оспариваемое решение, где были учтены смягчающие ответственность обстоятельства, на которые ссылается Заявитель, в связи с чем был уменьшен размер штрафа, считает дальнейшее уменьшение размера штрафа не обоснованным, указал, что УФНС по ЧР при рассмотрении апелляционной жалобы Заявителя также посчитало, что дальнейшее уменьшение штрафа неправомерно, т.к. в последующем Инспекцией учтены смягчающие ответственность обстоятельства при внесении изменений и дополнений в оспариваемое решение в следствие размер штрафа был снижен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Завод текстильного машиностроения" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары 11.01.2008 за основным государственным регистрационным номеров 1082130000325.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары была проведена выездная налоговая проверка ООО "Завод текстильного машиностроения" по вопросам правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2008 по 30.09.2008, по результатам которой составлен акт от 19 декабря 2008 года № 14-11/351.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией было принято решение от 21 января 2009 года № 14-11/24 о привлечении ООО "Завод текстильного машиностроения" к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в размере 201174 руб. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 1005872 руб., пени в сумме 78034 руб.
Согласно изменениям и дополнениям от 12.02.2009 № 14-11/78, внесенным в решение от 21.01.2009 № 14-11/24 Инспекция уменьшила размер штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса РФ до 100587 руб., в остальной части решение оставило без изменения.
Не согласившись с выводами Инспекции, изложенными в решении от 21 января 2009 года № 14-11/204, Общество обратилось с апелляционной жалобой от 09.02.2009 № 03 в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике согласно письму от 11.03.2009 № 05-13/02517 оставило оспариваемое решение без изменения.
С заявлением об уменьшении размера штрафа, наложенного решением налогового органа от 21 января 2009 года № 14-11/204, Общество обратилось в суд.
С учетом уточнения заявленных требований Общество просит уменьшить размер штрафа на основании решения ИФНС по г. Чебоксары № 14-11/24 от 21.01.2009 с учетом изменений и дополнений № 14-11/78 от 12.02.2009.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, рассмотрев доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с изменениями и дополнениями от 12.02.2009 № 14-11/78, внесенными в решение от 21.01.2009 № 14-11/24 Инспекция уменьшила размер штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса РФ до 100587 руб., в остальной части решение оставило без изменения, при этом налоговым органом были учтены следующие смягчающие ответственность обстоятельства: тяжелое финансовое положение Общества, социальная значимость предприятия, совершение правонарушения впервые.
Согласно статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы подлежащей перечислению.
В силу статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Завод текстильного машиностроения" в проверяемый период являлся налоговым агентом.
В пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (подпункт 1 пункта 3 статьи 24).
В силу пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 223 Кодекса при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности соответствии с трудовым договором (контрактом).
Инспекцией в ходе проверки установлено, что в проверяемый период с 01.01.2008 по 30.09.2008 ООО "Завод текстильного машиностроения" являлось налоговым агентом по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц. В проверяемый период Обществу следовало перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 1258605 руб., фактически перечислено 252733 руб. Задолженность по налогу на доходы физических за 9 месяцев 2008 года на конец проверяемого периода (30.09.2008) составляет 1005872 руб., которая налогоплательщиком не перечислена до настоящего времени.
Таким образом, налогоплательщик обоснованно на основании решения от 21.01.2009 № 14-11/24 привлечен Инспекцией к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, что по существу и не оспаривается Обществом.
В соответствии с изменениями и дополнениями от 12.02.2009 № 14-11/78, внесенными в решение от 21.01.2009 № 14-11/24 Инспекция уменьшила размер штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса РФ до 100587 руб., в остальной части решение оставило без изменения, при этом налоговым органом были учтены следующие смягчающие ответственность обстоятельства: тяжелое финансовое положение Общества (превышение кредиторской задолженности над дебиторской, недостаточность оборотных средств), социальная значимость предприятия (за 9 месяцев 2008 года платежи во внебюджетные фонды составили 2771538 руб.), совершение правонарушения впервые.
Согласно п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ устанавливает, что смягчающими обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Судом принимаются доводы Общества о том, что при установлении не одного, а совокупности обстоятельств, смягчающих ответственность Заявителя в совершении правонарушения, установленного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшение размера штрафа только в два раза (в минимальном размере) нельзя признать соразмерным.
При этом, налоговым органом не учтены в качестве смягчающих ответственность Общества следующие обстоятельства: социальную значимость предприятия характеризуют также обеспечение рабочими местами более 150 человек, обязательства по выплате заработной платы перед которыми имеются, Общество относиться к предприятиям производственным (реальный сектор экономики) и полностью признает вину в совершенном правонарушении.
Инспекцией при вынесении решения от 21.01.2009 № 14-11/24 с учетом изменений и дополнений от 12.02.2009 № 14-11/78 не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность, не представлены и в материалы данного дела доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств.
В связи с чем, суд считает возможным частично удовлетворить требования Заявителя, уменьшить размер налоговых санкций, начисленных по решению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 21.01.2009 № 14-11/24 с учетом изменений и дополнений от 12.02.2009 № 14-11/78 по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом на сумму 80587 руб.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ст. 337.37 в НК РФ отсутствует, имеется в виду пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины, на налоговый орган. Государственная пошлина, уплаченная обществом при обращении в арбитражный суд с заявлением, подлежит возврату, учитывая, что налоговый орган в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Завод текстильного машиностроения" удовлетворить частично.
Уменьшить размер штрафа, наложенного на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары № 14-11/24 от 21.01.2009 с учетом изменений и дополнений № 14-11/78 от 12.02.2009 на 80587 руб.
В остальной части отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Завод текстильного машиностроения", 428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, д. 1 из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 29.01.2009 № 33.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru