Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2009 г. по делу № А79-663/2009

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Чугунолитейный завод"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
об уменьшении размера штрафа
при участии:
от заявителя - П. по доверенности от 26.01.2009 № 36/575,
от заинтересованного лица - специалиста 1 разряда юридического отдела К. по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/331, Н. по доверенности от 12.03.2009 № 05-22/065,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Чугунолитейный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) об уменьшении размера штрафа, наложенного решением от 21.01.2009 № 14-11/22.
В судебном заседании представитель Общества уточнил предмет заявленного требования, просил суд уменьшить размер штрафа, наложенного согласно решению налогового органа от 21.01.2009 № 14-11/22 с учетом изменений и дополнений, внесенных решением от 12.02.2009 № 14-11/77, по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснил следующее. Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой вынесено решение от 21.01.2009 № 14-11/22 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 143270 руб. Налоговый орган решением от 12.02.2009 № 14-11/77 внес изменения в оспариваемое решение, уменьшив размер штрафа в два раза до 71635 руб., при этом в качестве смягчающих обстоятельств Инспекцией учтено совершение правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение и социальная значимость Общества. Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике апелляционную жалобу Общества оставило без удовлетворения, поскольку на момент рассмотрения жалобы Инспекцией внесены изменения и дополнения в решение от 21.01.2009 № 14-11/22 в части снижения размера налоговой санкции. Учитывая право суда уменьшать сумму штрафа, просил размер штрафа уменьшить более чем в два раза, приняв во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность, обстоятельства совершенного правонарушении, отсутствие причинение ущерба бюджету, поскольку инкассовые поручения налогового органа на списание налога и пеней исполняются по мере поступления денежных средств. Европейский суд по правам человека указывает на то, что санкции в Российской Федерации носят карательный характер, ставя под угрозу дальнейшую деятельность предприятия.
Представители налогового органа в заседании суда против удовлетворения заявления возражали по мотивам, изложенным в отзыве, указав на то, что налоговым органом решением от 12.02.2009 № 14-11/77 внесены изменения и дополнения в решение от 21.01.2009 № 14-11/22, согласно которым размер штрафа, наложенный решением от 21.01.2009 № 14-11/22, уменьшен до 71635 руб. При этом Инспекцией были учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, социальная значимость деятельности Общества, тяжелое финансовое положение, совершение налогового правонарушения впервые.
Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
Налоговым органом 11.01.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Общества за основным государственным регистрационным номером 1082130000292.
На основании решения заместителя начальника Инспекции от 01.10.2008 № 14-11/694 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 11.01.2008 по 30.09.2008. В ходе выездной налоговой проверки была выявлена задолженность Общества по перечислению налога на доходы физических лиц в размере 716351 руб.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 18.12.2008 № 14-11/344дсп.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекции вынесено решение от 21.01.2009 № 14-11/22 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за невыполнение обязанности по перечислению, удержанной суммы налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в размере 143270 руб.
Решением Инспекции от 12.02.2009 № 14-11/77 в решение от 21.01.2009 № 14-11/22 внесены изменения и дополнения, согласно которым размер налоговой санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшен до 71635 руб. с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.
Не согласившись с решением Инспекции от 21.01.2009 № 14-11/22, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике письмом от 11.03.2009 № 05-13/02515 жалоба Общества на решение налогового органа от 21.01.2009 № 14-11/22 оставлена без удовлетворения в связи с тем, что налоговым органом были внесены изменения и дополнения в указанное решение в части снижения размера штрафа.
Общество, не согласившись с размером штрафа, определенного налоговым органом, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявление Общества подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Согласно пункту 6 этой статьи налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как следует из материалов данного дела, Общество в проверяемый период являлось налоговым агентом по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц. В период с 11.01.2008 по 30.09.2008 Общество исчислило и удержало налог на доходы физических лиц в размере 960004 руб., но в бюджет указанная сумма налога в полном объеме Обществом не перечислена. Материалами дела подтверждено, что Обществом налог на доходы физических лиц, удержанный из доходов физических лиц, не перечислен в размере 716351 руб. Заявителем данное обстоятельство не оспорено.
Статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Так как материалами данного дела подтверждается, что Общество как налоговый агент за проверяемый период не перечислило в бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 716351 руб., арбитражный суд считает правомерным привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, арбитражным судом не установлены.
Налоговым органом 12.02.2009 в решение от 21.01.2009 № 14-11/22 внесены изменения, размер штрафа, установленный статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшен в два раза в связи с тем, что были учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, привлечение к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации впервые, тяжелое финансовое положение и социальная значимость общества.
Однако, суд считает, что размер штрафа, определенный налоговым органом, может быть уменьшен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налоговых санкций судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, в связи с чем арбитражный суд или налоговый орган при рассмотрении конкретного дела вправе признать те или иные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность.
Из пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также право уменьшать размер штрафа предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие нахождение его в тяжелом финансовом положении, социальную значимость Общества, привлечение к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации впервые. Факт совершения налогового правонарушения Обществом признается.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, а также количество обстоятельств, смягчающих ответственность, суд считает несоразмерной совершенному Обществом правонарушению сумму штрафа, наложенного на Общество налоговым органом.
Учитывая требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П и от 14.07.2005 № 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд считает, что размер штрафа, определенный Инспекцией, подлежит уменьшению до 20000 руб.
При таких обстоятельствах размер штрафа, наложенного решением от 21.01.2009 № 14-11/22 с учетом изменений и дополнений, внесенных решением от 12.02.2009 № 14-11/77, подлежит уменьшению до 20000 руб.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ст. 337.37 в НК РФ отсутствует, имеется в виду пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Государственная пошлина, уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд с заявлением, подлежит возврату, учитывая, что налоговый орган в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.
Уменьшить размер штрафа, наложенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары согласно решению от 21.01.2009 № 14-11/22 с учетом изменений и дополнений, внесенных решением от 12.02.2009 № 14-11/77, до 20000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Чугунолитейный завод" из федерального бюджета государственную пошлину, перечисленную платежными поручениями от 29.01.2009 № 30.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Чугунолитейный завод" справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru