Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. по делу № А76-10993/2009-56-348

Судья арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.
При ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев материалы по заявлению Администрации Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область
к ГУ МЧС России по Челябинской области, г. Челябинск
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Г.Т.А. глава администрации удостоверение от 20.10.2008 г.
С.О.Е. представитель по доверенности от 06.07.2009 № Б/4
от ответчика: не явились, извещены

Администрация Русско-Теченского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Челябинской области (далее - заявитель, Администрация) к ГУ МЧС РФ по Челябинской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) с заявлением об оспаривании Постановления № 99 от 13.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 20000 рублей.
Заявитель ссылается на допущенные административным органом нарушения порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило: представило материалы административного дела.
Заслушав представителя заявителя, а также, исследовав все материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения № 67 от 23 апреля 2009 года административным органом проведена проверка соблюдения заявителем требований пожарной безопасности на территории и в здании и сооружении Р-Теченского сельского поселения, по результатам которой составлен акт проверки № 37 от 30.04.2009 года.
В отношении заявителя составлен протокол № 88 от 30.04.2009 года об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № 99 от 13 мая 2009 года Главным государственным инспектором Красноармейского муниципального района по пожарному надзору Администрация Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами влечет привлечение к административной ответственности
Правилами пожарной безопасности предусмотрено:
- В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (пункт 16 Правил пожарной безопасности).
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
- Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (пункт 21 Правил пожарной безопасности)
- Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112 Правил пожарной безопасности).
Согласно протоколу об административном правонарушении заявителем допущены нарушения Правил пожарной безопасности:
- не вся территория населенных пунктов в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам не очищены от мусора, листьев, сухой травы (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 21)
- для населенных пунктов не в полном объеме выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и загораниям сухой травы на здания и сооружения (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 112).
- не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров на территории Р-Теченского поселения (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 11)
- отсутствует план эвакуации людей и имущества на случай пожара (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 16)
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 4 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, постановление о привлечении к административной ответственности составляется в его отсутствие.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое Постановление составлено 13 мая 2009 года в отсутствие законного представителя Администрации, не уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Администрации. В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении, в котором содержится запись о дате рассмотрения дела на 6 мая 2009 года
Представитель заявителя пояснила в судебном заседании, что 6 мая 2009 года явилась для участия в рассмотрении административного дела в отношении Администрации, но рассмотрения не состоялось, без объяснения причины и без сообщения следующей даты рассмотрения дела.
Текст оспариваемого Постановления свидетельствует о том, что оно составлено 13 мая 2009 года. Доказательств извещения администрации, ее законного представителя о рассмотрении в отношении администрации дела об административном правонарушении на 13 мая 2009 года административным органом не представлено.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления постановления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления постановления, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В данном случае Общество не извещено о времени и месте составления Постановления. Тем самым заявитель оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ), так как могут и должны рассматриваться как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Согласно приведенным официальным разъяснениям подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления административного органа.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление № 99 от 13 мая 2009 года о привлечении Администрации Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10000 рублей.
Производство по делу в отношении Администрации Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область прекратить
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:
В.В.ХУДЯКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru