Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2008 г. по делу № А05-6179/2008

Дата принятия (изготовления) решения 9 сентября 2008 года
Дата объявления резолютивной части решения 2 сентября 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Крылова В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Крыловым В.А.,
рассмотрев в судебном заседании 2 сентября 2008 года дело по заявлению
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "АльфаЛесСевер"
ответчик - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании частично незаконным решения от 17.04.2008 № 11-06/1346 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и признании частично незаконным решения от 17.04.2008 № 11-06/634 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, об обязании возместить налог на добавленную стоимость в сумме 487 894 руб.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Калинкин Г.А. (доверенность от 25.06.2008 г.), Мамошин С.В. (генеральный директор, паспорт 4501 191669);
от ответчика: Правдина О.Ю. (доверенность от 09.01.2008 № 04-03/00003);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АльфаЛесСевер" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании частично незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган, ответчик) от 17.04.2008 № 11-06/1346 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, с требованием о признании частично незаконным решения от 17.04.2008 № 11-06/634 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а также об обязании возместить налог на добавленную стоимость в сумме 487 894 руб.
Налоговый орган считает оспариваемые решения законными и обоснованными, просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
По результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2007 года, согласно которой обществом заявлен к возмещению налог в сумме 825 350 руб., ответчиком составлен акт камеральной проверки от 31.01.2008 № 11-06/154.
Рассмотрев материалы проверки, с учетом поступивших от налогоплательщика возражений, налоговый орган принял решение от 17.04.2008 № 11-06/634 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение от 17.04.2008 № 11-06/1346 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, в соответствии с которым обществу возмещен НДС в сумме 337 456 руб. по сроку уплаты 22.10.2007 и отказано в возмещении НДС по сроку уплаты 22.10.2007 в сумме 487 894 руб.
Судом установлено, что основанием для отказа обществу в возмещении указанной суммы НДС послужили следующие обстоятельства.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговая инспекция установила, что обществом в нарушение пункта 10 статьи 165 НК РФ представлен не полный пакет документов. По мнению налогового органа, налогоплательщик не доказал наличие у него на дату представления налоговой декларации дополнения от 01.02.2007 № 1 к контракту от 10.01.2007 № 643/79072126/00001, которое содержит информацию, необходимую для проведения налогового контроля. Кроме того, налогоплательщиком не подтвержден факт наличия дополнения к контракту в таможенном органе, производившем выпуск товаров в таможенном режиме экспорта. Изложенные обстоятельства послужили основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 442410 руб.
Кроме этого, по мнению налогового органа, налогоплательщиком необоснованно включена в состав налоговых вычетов по НДС сумма в размере 42 947 руб. (по счетам-фактурам ООО "АльфаЭкспортЛес"), так как в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанные с такой перевозкой или транспортировкой работы (услуги), в том числе работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке облагаются НДС по ставке 0%.
Также обществу было отказано в возмещении НДС в размере 2 537 руб. по счетам-фактурам, предъявленным к оплате ОАО "РЖД", в связи с тем, что обществом не представлено доказательств того, что транспортные услуги, оказанные ОАО "РЖД" являются услугами по перевозке груза до момента помещения товара под таможенный режим экспорта.
Суд считает, что требования общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Частью 1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Право налогоплательщика на возмещение сумм НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Суд признает ошибочным довод налогового органа о том, что отсутствие в таможенном органе, производившем таможенное оформление экспортируемого товара, дополнения от 01.02.2007 № 1 к контракту от 10.01.2007 № 643/79072126/00001 ставит под сомнение факт его наличия у налогоплательщика на дату представления налоговой декларации за сентябрь 2007 г.
В соответствии с пунктом 6 Правил приема грузовых таможенных деклараций (приложение к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29.11.2002 № 1284) подача ГТД должна сопровождаться представлением таможенному органу:
а) платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, либо документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении декларируемых товаров, в случаях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) копии лицензий, разрешений, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации пересечение государственной границы Российской Федерации допускается при наличии таких лицензий, разрешений;
в) электронной копии ГТД, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами ГТК России не установлено требование о ее представлении;
г) описи документов, прилагаемых к ГТД.
Подпунктом "д" пункта 15 Правил приема грузовых таможенных деклараций предусмотрено, что проверка сведений, необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под заявленный таможенный режим производится после представления, в том числе, договора (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписки из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенных целей <*>, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора (<*> Если представленная выписка из договора и дополнения (соглашения) не содержит всех сведений, необходимых для таможенных целей, должностное лицо таможенного органа, осуществляющее проверку ГТД, может запросить копию договора и (или) дополнения (соглашения) к нему).
Таким образом, представление экспортером в таможенный орган всех дополнений, изменений к контракту не является обязательным, должностное лицо таможенного органа вправе в случае необходимости запросить соответствующее дополнение к контракту, имеющее отношение к декларируемому товару.
Из представленных в материалы копий ГТД, следует, что при оформлении лесопродукции на экспорт, обществом были представлены в таможенный орган контракт от 10.01.2007 № 643/79072126/00001, приложение № 1 к контракту (перечень документов указан в графе 44 ГТД "Дополнительная информация/Представленные документы/Сертификаты и разрешения").
Из материалов дела, пояснений представителей заявителя следует, что таможенный орган при оформлении экспортируемого товара не запрашивал у заявителя дополнение от 01.02.2007 № 1 к контракту от 10.01.2007 № 643/79072126/00001, в связи с чем указанное дополнение у таможенного органа отсутствовало и не было предоставлено по запросу налогового органа.
Совместно с налоговой декларацией дополнение от 01.02.2007 № 1 к контракту от 10.01.2007 № 643/79072126/00001 обществом не представлялось. Указанное дополнение было представлено налогоплательщиком в налоговый орган до принятия оспариваемых решений, совместно с письменными возражениями на акт камеральной проверки.
На основании изложенного, суд признает необоснованным довод налогового органа о том, что представленные налогоплательщиком документы не соответствуют требованиям статьи 165 НК РФ. Довод заявителя о том, что контрактом не предусмотрено участие ООО "АльфаЭкспортЛес" в качестве грузоотправителя противоречит материалам дела (дополнение от 01.02.2007 № 1 к контракту от 10.01.2007 № 643/79072126/00001).
Заявителем в налоговые вычеты включены суммы НДС по счетам-фактурам ООО "АльфаЭкспортЛес" от 01.06.2007 № 12У в размере 10 772,69 руб., № 13У в размере 3 615,48 руб., № 14У в размере 7 250,96 руб., № 15У в размере 1 648,17 руб., № 16У в размере 5 100,68 руб., № 17У в размере 3 245,89, № 18У в размере 1 795,37 руб., № 20У в размере 9 517,99 руб. (т.д. 2, л.д. 65 - 80). Из подпункта 1 пункта 6 решения от 17.04.2008 г. № 11-06/634 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что, отказывая в применении налоговых вычетов на сумму 42 947 руб., налоговый орган руководствовался подпунктом 9 пункта 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
В соответствии с договором оказания услуг от 01.02.2007 № 009/У (т.д. 1, л.д. 148 - 149) ООО "АльфаЛесСевер" поручает, а ООО "АльфаЭкспортЛес" обязуется произвести погрузку круглых лесоматериалов в железнодорожные вагоны и выступать в качестве грузоотправителя по железной дороге. В соответствии с дополнительным соглашением от 15.02.2007 к договору оказания услуг от 01.02.2007 № 009/У (т.д. 1, л.д. 150) Исполнитель (ООО "АльфаЛесСевер") выставляет Заказчику (ООО "АльфаЛесСевер") счет-фактуру на основании и в количестве документов, полученных от ОАО "РЖД".
Заявителем в налоговые вычеты по НДС включена сумма налога, уплаченная по счетам-фактурам ОАО "РЖД" от 20.04.2007 № 0000024280 в размере 889,38 руб., от 25.04.2007 № 0000027375 в размере 566,33 от 30.04.2007 № 0000030317 в размере 860,36 руб., от 30.04.2007 № 0000030318 в размере 19,98 руб., от 05.05.2007 № 0000033143 в размере 28,08 руб., от 10.05.2007 № 0000035788 в размере 172,80 руб. Из подпункта 2 пункта 6 решения от 17.04.2008 г. № 11-06/634 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что отказывая в применении налоговых вычетов на сумму 2 537 руб., налоговый орган руководствовался подпунктом 9 пункта 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Суд считает, что налоговым органом при отказе в применении налоговых вычетов на сумму 2 537 руб. и 42 947 руб. необоснованно не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров НК РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164 НК РФ).
В силу части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 № 14439/07, от 04.03.2008 № 14227/07.
Из материалов дела - копии ГТД, копии ж.д. накладных (т.д. 1, л.д. 56 - 126) следует, что экспортируемый обществом товар (лесоматериалы) проходил таможенное оформление после погрузки его в железнодорожные вагоны.
Вместе с тем, предметом договора оказания услуг от 01.02.2007 № 009/У (т.д. 1, л.д. 148 - 149), заключенного заявителем с ООО "АльфаЭкспортЛес" является погрузка круглых лесоматериалов в железнодорожные вагоны.
В соответствии с договором на организацию перевозок грузов и оказание транспортно-экспедиционных услуг от 01.01.2007 № 6Р12-015 (т.д. 2, л.д. 10 - 11) ОАО "РЖД" обязалось оказать заявителю транспортно-экспедиционные услуги и организовать перевозку грузов. В соответствии с приложениями № 1, № 2 к договору от 01.01.2007 № 6Р12-015 (т.д. 2, л.д. 102 - 104) установлен перечень и стоимость оказываемых работ и услуг, а также перечень станций на которых осуществляются погрузочно-разгрузочные операции: ст. Урдома, ст. Черемуха, ст. Сольвычегодск, ст. Ядриха, ст. Удима. Все станции относятся к Сольвычегодскому отделению Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Таким образом, очевидно, что услуги по подаче вагонов, погрузке лесоматериалов в вагоны оказаны обществу до помещения товара под таможенный режим экспорта, соответственно в отношении оказанных услуг подлежит применению ставка НДС в размере 18%.
Железнодорожные накладные (т.д. 1, л.д. 56 - 126), представленные в материалы дела, содержат сведения о провозной плате и дополнительных сборах, уплачиваемых в пользу перевозчика экспортируемого груза. Стоимость транспортных услуг, предъявленных заявителю к оплате в соответствии со счетами-фактурами ООО "АльфаЭкспортЛес" (в том числе НДС 42947 руб.), ОАО "РЖД" (в том числе НДС 2537 руб.) не включена в провозные платежи и не отражена в перевозочных документах на товар, помещенный под таможенный режим экспорта.
Вычеты по счетам-фактурам ООО "АльфаЭкспортЛес": от 01.06.2007 № 12У в размере 10 772,69 руб., № 13У в размере 3 615,48 руб., № 14У в размере 7 250,96 руб., № 15У в размере 1 648,17 руб., № 16У в размере 5 100,68 руб., № 17У в размере 3 245,89, № 18У в размере 1 795,37 руб., № 20У в размере 9 517,99 руб. (т.д. 2, л.д. 65 - 80) и по счетам-фактурам ОАО "РЖД" от 20.04.2007 № 0000024280 в размере 889,38 руб., от 25.04.2007 № 0000027375 в размере 566,33, от 30.04.2007 № 0000030317 в размере 860,36 руб., от 30.04.2007 № 0000030318 в размере 19,98 руб., от 05.05.2007 № 0000033143 в размере 28,08 руб., от 10.05.2007 № 0000035788 в размере 172,80 руб. заявлены обществом правомерно.
Позиция заявителя подтверждается также письмом ОАО "Российские железные дороги" от 12.02.2008 (т.д. 2, л.д. 133), согласно которому ставка НДС в размере 0% применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой экспортируемых товаров, если их стоимость включается в провозные платежи и отражается в первичных документах. Судом установлено, ответчиком не оспаривается, что стоимость услуг, оказанных обществу ООО "АльфаЭкспортЛес", ОАО "РЖД" в провозные платежи не включалась.
При рассмотрении дела суд также принимает во внимание следующие обстоятельства.
На основании письменного запроса ООО "АльфаЛесСевер" от 07.08.2008 № 130 Министерством финансов Российской Федерации дано разъяснение от 28.08.2008 № 03-07-08/209, из которого следует, что отсутствие в контракте, заключенном между организацией-экспортером и иностранным покупателем товаров, сведений о третьем лице, участвующим в качестве грузоотправителя экспортируемого товара не является основанием для отказа в применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, по перевозке или транспортировке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, а также непосредственно связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), стоимость которых включается в провозные платежи и отражается в вышеуказанных перевозочных документах. Иные работы (услуги), не связанные непосредственно с перевозкой или транспортировкой экспортируемых товаров, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ. При этом суммы налога, предъявленные российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте покупателям указанных услуг, принимаются к вычету в общеустановленном порядке с учетом положений статей 171 и 172 НК РФ.
На основании вышеизложенного, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения дела с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 13257,88 руб.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.04.2008 № 11-06/634 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.04.2008 № 11-06/1346 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 487 894 руб.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АльфаЛесСевер" путем возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года в сумме 487894 рубля.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльфаЛесСевер" расходы по уплате государственной пошлины в размере 13257 руб. 88 коп.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья
В.А.КРЫЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru