Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2007 г. по делу № А33-1733/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Порватов В.Ф.,
рассмотрев материалы дела по заявлению товарищества собственников жилья "Респект" (г. Красноярск)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
о признании недействительным решения № 544 от 13.10.2006 г.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
заявителя: В., по дов. от 01.02.2007 г., М., по дов. от 01.07.2007 г.;
ответчика: З., по дов. от 20.03.2007 г., К., по дов. от 16.01.2007 г.,
при ведении протокола судьей, с вынесением резолютивной части решения 20.03.2007 г.,

установил:

товарищество собственников жилья "Респект" обратилось с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска о признании недействительным решения № 544 от 13.10.2006 г. (с учетом уточнения заявленного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем представлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления, пропущенного им по уважительной причине. В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство судом удовлетворено.
Заявитель поддержал свое требование и дал пояснение, аналогичное изложенному им ранее и в возражениях на отзыв. Он также пояснил, что происхождение сумм, указанных в оспариваемом решении, ему не понятно, более того, по его мнению указанные в решении суммы не соответствуют фактическим данным. Проверка проведена налоговым органом с нарушением срока, о рассмотрении результатов проверки он не извещался и ему не предлагалось представить объяснения по существу вменяемых ему нарушений налогового законодательства. Он был лишен конституционного права на своевременную защиту своих прав и вынужден защищать их в суде.
Ответчик с требованием не согласился и дал пояснение, аналогичное изложенному им в отзыве. Он также пояснил, что нарушение срока проверки является несущественным, нарушения налогового законодательства имели место. О рассмотрении результатов проверки он налогоплательщика не извещал, представить пояснения по результатам проверки ему также не предлагал. Сумма коммунальных услуг составляет 359 620,12 руб., а жилищных услуг - 311 081,34 руб., указанные суммы им взяты из расчетных ведомостей. Сумма жилищных услуг, по его мнению, включена налогоплательщиком в сумму членских взносов, что следует из сметы расходов.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г. (представлена 29.03.2006 г.) установлено, что ТСЖ "Респект" не полностью уплачен налог в сумме 31 544 руб.
По результатам камеральной проверки налоговый орган вынес решение № 544 от 13.10.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 6 308,80 руб. Указанным решением доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г. в сумме 31544 руб.
Не согласившись с вышеназванным решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков.
Из норм частей 1 и 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Толкование подпункта 4 пункта 1 статьи 23, статей 54 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, а не пункт 1 статьи 88.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. № 267-О взаимосвязанные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомить его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
По мнению заявителя, налоговым органом нарушены требования пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку он не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и, следовательно, не имел возможности представить свои объяснения и возражения по ее результатам, с учетом которых все разногласия были бы устранены до вынесения оспариваемого решения и его права не были бы нарушены оспариваемым решением.
Кроме того, налоговым органом нарушен абзац 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий 3-месячный срок для проведении камеральной проверки со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В данном случае, налоговая декларация представлена 29.03.2006 г., а проверка проведена 13.10.2006 г., то есть по прошествии более 6 месяцев.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Как установлено пунктом 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для признания обжалуемого решения недействительными по формальным основаниям, так как не извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа повлекло существенное нарушение прав налогоплательщика, лишило его возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации и своевременно урегулировать возникшие к нему претензии со стороны налогового органа в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации ТСЖ "Респект" применяет упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются, в том числе доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В статье 249 Кодекса предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.
В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищество собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Законом "О товариществах собственников жилья".
Статьей 1 Федерального закона от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон № 72-ФЗ) действовавшего в период создания заявителя и утратившего силу с введением в действие с 01.03.2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации, определено, что товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Товарищество основано на добровольном членстве собственников помещений в кондоминиуме (статья 32 Закона № 72-ФЗ). Имущество товарищества состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества (статья 40 Закона № 72-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" действие данного Закона распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ТСЖ "Респект" товарищество является добровольным объединением домовладельцев - собственников помещений в кондоминиуме по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 52а. Основной целью деятельности товарищества является совместное управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме. Предметом деятельности является, в том числе, обеспечение коммунальными услугами собственников помещений, а также нанимателей и арендаторов помещений; заключение договоров, контрактов, соглашений с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности; исполнения обязательств, принятых по договорам.
Пунктом 3.1 Устава установлено, что товарищество является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья", а в части жилищных правоотношений - также законодательными актами субъектов Российской Федерации и уставом товарищества. Согласно пункту 5.1 Устава средства товарищества состоят из:
- вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества;
- доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей и задач товарищества;
- платежей нанимателей, арендаторов и собственников жилых и/или нежилых помещений за содержание и ремонт общего имущества и предоставляемые коммунальные услуги;
- передаваемых товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций;
- прочих поступлений.
Пунктом 5.4 Устава предусмотрено, что товарищество обеспечивает сбор платежей со всех домовладельцев и своевременную оплату содержания, технического обслуживания и ремонта имущества, находящегося в общей долевой собственности домовладельцев и в собственности самого товарищества, а также обеспечивает сбор платежей и оплату коммунальных услуг, предоставляемых домовладельцам, если иное не зафиксировано в договорах между жилищно-коммунальными предприятиями и товариществом или организацией управляющей общим имуществом в кондоминиуме, на основе которого создано товарищество.
Члены товарищества оплачивают водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные им коммунальные услуги, а также несут ответственность за своевременность и полноту оплаты этих коммунальных услуг нанимателями и арендаторами (пункт 5.6 Устава).
Налоговым органом при проведении проверки налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г. и книги учета доходов и расходов за 2005 г. выявлено не включение в состав доходов, учитываемых при расчете единого налога, следующих поступлений:
- коммунальных платежей;
- оплаты за жилищную услугу.
В результате чего в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налоговым органом включены доходы в сумме 670 701 руб. и доначислен налог за 2005 г. в сумме 31 544 руб.
Из материалов дела следует, что по условиям договоров № 1836 от 10.01.2003 г., № 11/02201 от 01.12.2006 г., № 3162 от 28.03.2003 г., заключенных ТСЖ "Респект" с МУП "Автоспецбаза", ООО "КрасКом", ОАО Красноярскэнерго", товарищество выступает в качестве абонента, которому названные организации предоставляют услуги по теплоснабжению, водоснабжению и канализации, электроснабжению, вывозу твердых бытовых отходов, а товарищество (абонент), в свою очередь, принимает на себя обязательства по их оплате.
Перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, товарищество тем самым выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, то есть выступает посредником между такими организациями и потребителями услуг.
Данная деятельность носит некоммерческий характер, доказательств получения товариществом посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг налоговый орган не представил.
Кроме того, по утверждению налогового органа сумма коммунальных услуг составляет 359 620,12 руб., а жилищных услуг - 311 081,34 руб. Указанные суммы им взяты из расчетных ведомостей. Сумма жилищных услуг, по его мнению, включена налогоплательщиком в сумму членских взносов, что следует из сметы расходов. Доказательств, что на долю жилищной услуги приходится именно 311 081,34 руб., и что жилищная услуга включена в состав членских взносов, налоговым органом не представлено.
Таким образом, налоговым органом в подтверждение доводов о том, что сумма 670 701 руб. является доходом, т.е. экономической выгодой товарищества, доказательств не представлено.
Основания для включения названной суммы в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г. и, соответственно, начисления единого налога в сумме 31 544 руб. и штрафа в сумме 6 308,80 руб. отсутствуют.
Таким образом, заявленное требование подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 7 - 10, 17, 27, 29, 49, 64 - 66, 96, 97, 101, 110, 112, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края,

решил:

требование удовлетворить, решение № 544 от 13.10.2006 ИФНС России по Центральному району г. Красноярска о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на предмет его соответствия НК РФ, признать недействительным.
Обязать ИФНС России по Центральному району г. Красноярска устранить допущенные нарушения закона.
Возвратить ТСЖ "Респект" из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины, уплаченной по квитанции КГ ОСБ № 161/0213 от 19.01.2007.

Судья
В.Ф.ПОРВАТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru