Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2009 г. № 33-8821/2009

Судья Лебедкина Л.В.

24 ноября 2009 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей Гаврилова В.С. и Башаркиной Н.Н..,
при секретаре Кузнецовой Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Гаврилова В.С.
дело по кассационной жалобе УПФ РФ по Краснобаковскому району
с участием
на решение Краснобаковского районного суда от 07 октября 2009 г.
по с иску К.В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал,

установила:

К.В.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и возложении на ответчика обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, указывая, что письмом № 01-01\24 от 3.12.2008 года ответчик отказал в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, ссылаясь на отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка. Отказ Пенсионного фонда в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.
Представитель ГУ УПФ РФ по Краснобаковскому району Смирнова О.В. иск не признала и пояснила, что право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возникает у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 года. У К.В.В. отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка, ребенок родился мертвым, поэтому ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица отдел ЗАГС Краснобаковского района ГУ ЗАГСа Нижегородской области возражений по данному делу не имеет и просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Решением Краснобаковского районного суда от 07 октября 2009 года постановлено:
Признать за К.В.В. <...> года рождения право на материнский (семейный) капитал.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области выдать К.В.В. <...> года рождения государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав, приходит к следующему.
Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установил дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, для создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ст. 3 ч. 1 указанного выше Закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан РФ независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года.
Постановлением Правительства РФ № 873 от 30.12.2006 г. "О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал были утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, которые предусматривают подачу заявления с предъявлением документов, удостоверяющих личность, место жительства лиц имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и в том числе, документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года предусматривает ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который содержит информацию об этих лицах, сведения о детях - фамилия, имя, отчество, пол, дату, и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения, гражданство.
Закон "Об актах гражданского состояния" предусматривает регистрацию действий граждан или событий влияющих на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан. Рождение человека подлежит государственной регистрации.
В соответствии с законом свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния удостоверяет факт государственной регистрации акта гражданского состояния.
Удовлетворяя исковые требования К.В.В., суд в обоснование своего вывода указал, что Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года не связывает право женщины на получение материнского капитала с воспитанием предыдущих детей до определенного возраста или нахождением их на иждивении, а только с фактом рождения предыдущего ребенка.
Факт государственной регистрации рождения К.В.В. первого ребенка - сына - <...> 2003 года рождения, подтверждается справкой № <...> от 25 ноября 2003 года, выданной Автозаводским отделом ЗАГСа г. Н.Новгорода, составившим запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым № <...> от 25 ноября 2003 года. \л.д. 6\.
К.В.В. и ее второй сын К.Г. <...>2008 года рождения являются гражданами РФ. Истцом представлена справка о рождении первого ребенка - сына от <...> 2003 года за № <...>, которая содержит все данные, необходимые для внесения в государственный регистр, и свидетельство о рождении второго ребенка.
Следовательно, К.В.В. приобрела право на получение материнского капитала, и ответчик необоснованно отказал ей в выдаче государственного сертификата, является правильным, основанным на правильном, буквальном толковании Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Однако с приведенным выводом суда и с мотивами для такого вывода судебная коллегия не может согласиться.
В качестве формального основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей). Определяя рождение ребенка в качестве основания возникновения предоставленных настоящим Законом прав, законодатель, вместе с тем, не включает в Закон специальной оговорки относительно того, что должно быть взято за критерий определяющий момент рождения. Момент рождения определяется не юридическими, а медицинскими критериями, в соответствии с которыми рождением признается физиологический процесс появления человека на свет и определяется моментом начала им самостоятельного дыхания.
Как указано выше, согласно справке о рождении № <...> от 25 ноября 2003 года, ребенок у истицы родился <...> 2003 года мертвым, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым (л.д. 6).
В то же время, буквальный анализ положений Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, определяющих процедуру реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, позволяет определиться, что формально возникновение права на материнский (семейный) капитал возникает даже не с момента рождения, определенного по медицинским критериям, а с момента регистрации данного факта с соблюдением установленной процедуры, т.е. целям реализации предоставляемого законодателем права служит не медицинский, а юридический критерий рождения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации рождения является:
документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды, независимо от ее организационно-правовой формы;
документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, - при родах вне медицинской организации.
Получение медицинской документации, удостоверяющей рождение ребенка, осуществляется при подтверждении медицинским работником, оказывающим помощь при родах, условий жизнеспособности. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ и Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. № 380/190 "Об утверждении Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода" к признакам живорождения относятся дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Жизнеспособными и подлежащими регистрации в качестве живорожденных признаются дети с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г - при многоплодных родах, а также с массой тела с 500 до 999 г в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток). Форма медицинского свидетельства и требования к его заполнению установлены приказом Минздрава России от 7 августа 1998 г. № 241 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х".
Процедура государственной регистрации рождения определена ст. 17, 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В удостоверение факта государственной регистрации рождения ребенка выдается свидетельство о рождении установленного образца. Форма бланка свидетельства о рождении утверждена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В свидетельстве о рождении в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;
фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);
дата составления и номер записи акта о рождении;
место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния);
дата выдачи свидетельства о рождении.
Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных настоящим Законом, является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Время рождения ребенка как одно из оснований предоставления дополнительных мер государственной поддержки определяется на основании медицинских критериев рождения, в основу которых положен первый вздох новорожденного, чего не произошло <...> 2003 года с ребенком истицы.
Ввиду изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что мертворожденный ребенок истицы не может учитываться при решении вопроса о ее праве на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а поэтому решение суда подлежит отмене как незаконное.
Вследствие того, что все обстоятельства по делу судом установлены, не требуется предоставления дополнительных доказательств и установления новых обстоятельств, судебная коллегия находит возможным вынесение по делу нового решения, которым отказывает К.В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 07 октября 2009 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - отказать.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru