Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2010 г. № 5/4/64-5

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Сахалинская областная Дума постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
2. Предложить депутату Государственной Думы Л.Ф.Шубиной представлять Сахалинскую областную Думу при рассмотрении указанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить указанный проект федерального закона в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Б.Н.Агапову, депутату Государственной Думы Л.Ф.Шубиной с просьбой поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономическому развитию В.И.Воронцова.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов





Проект
вносится
Сахалинской областной Думой

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748) следующие изменения:
1) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Рыболовство в научно-исследовательских
и контрольных целях

1. Для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания, освоения новых видов водных биоресурсов и новых районов промысла, определения допустимых уловов водных биоресурсов осуществляется рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.
2. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства научными организациями на основании ежегодного плана ресурсных исследований водных биоресурсов, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Добыча (вылов) водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется научными организациями на собственных или арендованных судах в объеме, необходимом для проведения научных исследований и устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с ежегодным планом проведения ресурсных исследований водных биоресурсов.
4. Научные исследования в сфере рыболовства могут осуществляться на судах, занимающихся промышленным, включая прибрежное, рыболовством с участием научных работников на этих судах по договорам с судовладельцами в пределах установленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях. Судовладельцы обязаны принимать на борт судна или на рыбопромысловый участок сотрудников научных организаций, осуществляющих ресурсные исследования в соответствии с ежегодным планом ресурсных исследований водных биоресурсов, и обеспечивать оптимальные условия для их работы.
5. Водные биоресурсы, добытые (выловленные) в научно-исследовательских и контрольных целях, подлежат возвращению в среду их обитания в живом виде. В случае, если физическое состояние водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат переработке на собственных судах научных организаций, арендованных судах, в том числе судах, занимающихся промышленным, включая прибрежное, рыболовством.
6. В случае невозможности или нецелесообразности реализации или переработки добытых (выловленных) водных биоресурсов они подлежат уничтожению. Порядок уничтожения добытых (выловленных) при проведении научных исследований водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
]]>
7. Операции судовладельца со средствами, полученными от реализации продукции, выработанной из водных биоресурсов, добытых (выловленных) в научно-исследовательских и контрольных целях по договорам с научными организациями, осуществляются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
8. Порядок рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях устанавливается Правительством Российской Федерации.";
2) статью 57 дополнить частью 5:
"5. Положения части 4 статьи 16 настоящего Закона не распространяются на рыболовство, осуществляемое указанными в части 3 статьи 16 лицами с судов, принадлежащих иностранным лицам, по договорам фрахтования (бербоут-чартера) с правом выкупа, заключенным до 31 декабря 2008 года.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

Внесение изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) вызвано необходимостью устранения негативных последствий применения отдельных его норм, которые негативно сказываются на развитии отрасли и ее хозяйственного потенциала.
Научная основа рыболовства, в том числе и морские научные исследования водных биологических ресурсов, является одной из составляющих частей рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, определяющей ресурсный потенциал отрасли и прогнозы ее развития. Данные научных ресурсных исследований позволяют устанавливать такие важнейшие показатели отрасли, как допустимые для промышленного освоения уловы водных биоресурсов, состав и структуру рыбопромыслового флота.
Морские научные ресурсные исследования осуществляются специализированными научно-исследовательскими организациями в соответствии с ежегодным планом ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Для оценки запасов промысловых видов водных биоресурсов, мониторинга промысла и контрольного лова осуществляются морские экспедиции с использованием научными организациями собственных научно-исследовательских судов или арендованных рыбопромысловых судов, занимающихся рыболовством в промышленных целях. Объемы изъятия из среды обитания водных биоресурсов устанавливаются в виде квот добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях в соответствии с Законом о рыболовстве.
Исходя из многолетней практики пользования водными биоресурсами в научно-исследовательских и контрольных целях, а также мирового опыта рыболовства и экологических требований, добытые в процессе научных исследований рыба и морепродукта использовались в дальнейшем в производстве пищевой и технической продукции. Однако с 2009 года введена норма, обязывающая уничтожать добытые в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы, состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, и запрещающая производство из них рыбной и иной продукции (части 3.1, 3.2 статьи 21 Закона о рыболовстве).
В результате у научно-исследовательских организаций возникли проблемы с выполнением плана ресурсных исследований, поскольку наряду с целями научных исследований они вынуждены принимать меры по уничтожению рыбы и морепродуктов (сортировка биоресурсов по признакам жизнеспособности, транспортировка невозвращенных в среду обитания биоресурсов на берег, хранение и последующее их уничтожение). Для этого используются средства, выделяемые из федерального бюджета на собственно исследования в ущерб выполнению плана, поскольку финансирование работ по уничтожению водных биоресурсов, добытых в научно-исследовательских и контрольных целях, не предусмотрено. Таким образом, данная норма Закона о рыболовстве приводит к нарушению бюджетного законодательства. В то же время выделение бюджетных средств на расходы по уничтожению уловов рыбы и морепродуктов, пригодных для пищевых целей, вряд ли может найти адекватное обоснование как с точки зрения целесообразности таких расходов, так и с точки зрения соответствия их основным принципам отечественного законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов (статья 2 Закона о рыболовстве) и международным экологическим нормам пользования водными биоресурсами.
В 2009 году научно-исследовательскими организациями за счет отвлечения средств федерального бюджета на указанные расходы был сокращен объем морских научных исследований. Из 400 предусмотренных планом научных морских экспедиций выполнено менее 50%. Сокращение запланированных морских экспедиционных работ по исследованию запасов и районов скопления водных биоресурсов, оценке запасов основных массовых промысловых видов водных биоресурсов (минтай, феска, мойва, навага, пикша, сельдь, лосось), мониторингу промысла и контрольного лова не позволит прогнозировать с необходимой достоверностью объемы допустимых в промышленных целях уловов водных биоресурсов на очередной плановый период.
Результаты морских ресурсных исследований лежат в основе прогнозных показателей общих допустимых уловов (ОДУ), которые предъявляются для утверждения федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства и в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. На основе утвержденных показателей ОДУ согласно Закону о рыболовстве устанавливаются квоты вылова водных биоресурсов, которые распределяются между пользователями водных биоресурсов. На их основе в свою очередь планируется как текущая, так и перспективная рыбопромысловая деятельность хозяйствующих субъектов. Таким образом, полнота морских научных исследований, их объективность, максимальный учет всех факторов состояния водных биоресурсов позволяют с высокой степенью достоверности прогнозировать объемы изъятия их из среды обитания для целей, установленных Законом о рыболовстве, в том числе для промышленного освоения.
Ввиду недостаточного финансового обеспечения невозможно выполнение в полном объеме морских экспедиционных работ, которое усложнит или сделает невозможным подготовку материалов, обосновывающих объемы допустимых уловов на очередной прогнозный период. Следствием этого станет сокращение промысловой деятельности отечественного рыболовства, банкротство предприятий, всплеск социально-экономической напряженности в приморских регионах.
Для устранения перечисленных негативных последствий как для отечественного рыболовства, так и для бюджетной системы необходимо вернуться к практике использования в хозяйственных целях водных биоресурсов, изъятых из среды обитания в научно-исследовательских и контрольных целях.
В связи с этим предлагается признать утратившими силу части 3.1, 3.2 статьи 21 Закона о рыболовстве и одновременно конкретизировать порядок использования водных биоресурсов, добытых в научных целях.
Это позволит сохранить для хозяйственного оборота объемы добытой в процессе научных ресурсных исследований рыбы и морепродуктов, не нарушать бюджетное законодательство, а также экологические условия пользования водными биоресурсами.
Частью 4 статьи 16 Закона о рыболовстве установлен запрет на осуществление рыболовства с рыбопромысловых судов, принадлежащих иностранным лицам. Данная норма была установлена Федеральным законом от 6 декабря 2007 года № 333-ФЗ (вступила в силу с 1 января 2009 года) с целью обновления рыбопромыслового флота, пополнения его современными судами за счет развития отечественного судостроения на основе широкого применения новых финансово-экономических форм, в частности лизинга.
Однако для фрахтователей судов, арендованных у иностранных лиц по договорам (бербоут-чартера), перевод которых в российскую собственность остался незавершенным, данная норма стала форс-мажорным обстоятельством, не позволяющим выполнить условия договоров. В такой ситуации оказались и 27 рыбопромысловых судов, построенных для России в 1991 - 1995 гг. в Германии за счет кредитов немецкого банка под гарантии Правительства Российской Федерации, рыбопромысловая деятельность которых остановлена с января 2009 года. Эти суда до сих пор остаются в собственности иностранных лиц, поскольку по ним не завершены расчеты по кредитам и, соответственно, процедура перехода в российскую собственность. Введенный запрет на текущую рыбопромысловую деятельность лишает суда зарабатывать средства и выплачивать задолженность по кредиту.
Несмотря на формальную принадлежность иностранным лицам, фактически такие суда, привлеченные в отечественное рыболовство до введения запрета, работали на законных основаниях в интересах России, под Государственным флагом и по законам Российской Федерации, включая налоговое законодательство, с экипажами из российских граждан. Также эти суда, построенные под гарантии Правительства Российской Федерации, являлись важным фактором стабильного социально-экономического положения регионов Сахалина и Камчатки, осваивали до 220 тысяч тонн водных биоресурсов в год и обеспечивали до 500 млн. рублей в год налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
В целях создания условий для завершения отношений, вытекающих из договоров аренды судов у иностранных лиц (бербоут-чартера), включая процедуру выкупа и пополнения такими судами рыбопромыслового флота, в том числе для перевода их под юрисдикцию Российской Федерации, предлагается внести изменения в Закон о рыболовстве, дополнив его статьей, позволяющей не применять запрет на рыболовство с рыбопромысловых судов, арендованных у иностранных лиц по договорам, заключенным до 31 декабря 2008 года.
Применение данной нормы создаст условия для возобновления работы на рыбном промысле наиболее эффективных судов, сохранение их в составе отечественного рыбопромыслового флота, способствуя тем самым наиболее полному освоению водных биоресурсов, занятости населения, повышению налогооблагаемой базы и стабилизации социально-экономического положения прибрежных регионов.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов





Приложение
к проекту
федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон
"О рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов"

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов





Приложение
к проекту
федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон
"О рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

В результате принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", запрещающего с 1 января 2009 года рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам, бюджеты всех уровней в 2009 году недополучили около 400 млн. рублей.
В результате лишения права осуществлять рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации 27 судов, приобретенных под гарантию Правительства Российской Федерации, хозяйствующие субъекты понесли убытки на сумму более 300 млн. рублей.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" приведет к увеличению доходов федерального бюджета, не потребует передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru