Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2009 г. № А54-3630/2009-С20

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Сервиспрестиж", г. Рязань (далее - ООО "Сервиспрестиж", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации города Рязани (далее - Администрация) о признании недействительным постановления администрации города Рязани № 4639 от 30.06.2009 "О продаже ООО "Профстрой" земельного участка для обслуживания нежилого помещения".
Определениями суда от 23.07.2009, 14.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Профстрой" и Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Рязанского филиала.
Представитель заявителя требования поддержал, просил суд признать недействительным постановление Администрации № 4639 от 30.06.2009 "О продаже ООО "Профстрой" земельного участка для обслуживания нежилого помещения" о предоставлении в собственность за плату (стоимость участка определена в размере 268429 руб. 95 коп.) земельного участка площадью 2700 кв.м., расположенного по адресу: г. Рязань, 197 км. (Окружная дор.), 4 (Октябрьский район), в границах согласно плану, мотивируя требование тем, что указанный земельный участок является частью земельного участка площадью 23370,3 кв.м. с кадастровым номером 62:29:013 00 02:0002, переданного заявителю в аренду на основании Постановления № 484 от 20.02.2006, не прошел кадастровый учет, не имеет кадастрового номера, межевание спорного участка не было согласовано со смежниками. Кроме того, заявитель указывает на то, что оспариваемое постановление Администрации не соответствует требованиям земельного законодательства, так как ООО "Профстрой" является собственником помещения, расположенного в здании, а не собственником здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Представитель Администрации (ответчик) не признает требование и просит его оставить без удовлетворения. В своем отзыве ответчик указывает на то, что оспариваемое постановление не нарушает права заявителя, поскольку по существу выражает волю Администрации продать ООО "Профстрой" земельный участок. ООО "Профстрой", являясь собственником нежилого помещения, имеет право на приобретение земельного участка в собственность. При обращении с соответствующим заявлением заключение договора купли-продажи для Администрации, как для органа, уполномоченного на подобное распоряжение земельными участками, в силу закона является обязательным.
Представитель ООО "Профстрой" (третье лицо) считает доводы, изложенные в заявлении ООО "Сервиспрестиж", не соответствующими действующему законодательству, поэтому просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в судебное заседание не явился, в представленном в материалы дела отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие и принятие решения оставляет на усмотрения суда.
В соответствии со ст. 156, 200 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 24.04.2003 между Администрацией и ООО "Сервиспрестиж" заключен договор аренды № А 165-03А земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 02:0002, общей площадью 23370,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Рязань, 197 км. (Окружная дорога), 4 (Октябрьский округ) для размещения и эксплуатации производственной базы. Договор аренды заключен сроком на 10 лет (с 21.02.2002 по 21.02.2012).
03.06.2005 между ООО "Сервиспрестиж" и ООО "Профстрой" заключен договор купли-продажи нежилого помещения Н1, лит. Ж, назначение - нежилое, общей площадью 639,6 кв. м., расположенного на первом и втором этажах здания лит. Ж по адресу: г. Рязань, 197 км. (Окружная дорога), 4.
ООО "Профстрой" обратился в Рязанский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" с просьбой выполнить работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 02:0002, находящегося в аренде у ООО "Сервиспрестиж". Техническое задание на межевание земельного участка от 14.01.2008 согласовано с заказчиком. Как усматривается из землеустроительного дела, план земельного участка площадью 2700 кв. м. был изготовлен 09.12.2008.
05.03.2009 ООО "Профстрой", обладая на праве собственности нежилым помещением Н1, лит. Ж, назначение - нежилое, общей площадью 639,6 кв. м., расположенного на первом и втором этажах здания лит. Ж по адресу: г. Рязань, 197 км. (Окружная дорога), 4, обратился к заместителю Главы администрации города Рязани с заявлением о включении ООО "Профстрой" в число участников договора аренды земельного участка № А 165-03 А от 24.04.2003.
09.04.2009 ООО "Профстрой" обратился в Администрацию с иным заявлением, где просит продать земельный участок согласно плану.
30.06.2009 Главой администрации города Рязани вынесено постановление № 4639 о продаже ООО "Профстрой" земельного участка площадью 2700 кв. м., расположенного по адресу: г. Рязань, 197 км. (Окружная дор.), 4 (Октябрьский район), в границах согласно плану. Цель использования - для обслуживания нежилого помещения. Данное постановление оспорено заявителем в Арбитражный суд Рязанской области.
Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 указанной статьи заявление может быть подано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении этого земельного участка.
Таким образом, решение о предоставлении на праве собственности земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при наличии (предоставлении) кадастрового паспорта на земельный участок.
Как усматривается из материалов дела и пояснений представителей администрации города Рязани и ООО "Профстрой" кадастровый паспорт на земельный участок, указанный в оспариваемом постановлении, отсутствует.
Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке при изменении границ землеустройства.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года предусматривает в пункте 8.1, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело (пункт 8.2 Инструкции).
Согласно пункту 9.2 вышеназванной Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
В нарушение Инструкции по межеванию земель извещение об участии и согласовании в натуре границ направлено инженером-землеустроителем М.Н.А. в адрес ООО "Сервиспрестиж" по почте.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, переданном ООО "Сервиспрестиж" по договору аренды от 24.04.2003 находится объект недвижимости, принадлежащий ООО "Профстрой" - нежилое помещение Н1, лит. Ж, общей площадью 639,6 кв. м.
Таким образом, ООО "Профстрой" имеет право на пользование помещением, принадлежащим ему на праве собственности, а также земельным участком, необходимым для его эксплуатации, а также право на приватизацию земельного участка, предусмотренное п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, размер земельного участка, предоставляемого собственнику здания, определяется с учетом фактически сложившихся границ пользования и с соблюдением установленной процедуры межевания.
Как усматривается из землеустроительного дела (акт согласования границ земельного участка), смежными землепользователями являются ОАО РМУ "Центроэлектромонтаж", ООО "Промсервис", ОАО "Фирма "Центрспецстрой", ООО "Сервиспрестиж".
Однако, в акте согласования границ земельного участка отсутствуют подписи правообладателей смежных земельных участков. Согласование происходило 29.08.2008 собрание о согласование местоположения границ земельного участка проводилось 30.06.2009 от 14.07.2009 № ф-62/01-11/20, начальник межевого отдела ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", сообщает директору ООО "Сервиспрестиж" о том, что в связи с расторжением договора аренды № А165-03А от 24.04.2003 собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 0002:0002 по адресу: г. Рязань, 197 км. (Окружная дорога), 4 является МО - городской округ г. Рязань и согласование будет проводится с ним.
Принимая во внимание то обстоятельство, что доказательств расторжения договора аренды № А165-03А от 24.04.2003 администрацией города Рязани не представлено, суд исходит из того, что договор аренды не расторгнут.
Представители законного пользователя земельного участка - арендатора - ООО "Сервиспрестиж" на проведение межевания и проведение собрания о согласовании местоположения границ земельного участка не приглашались, что не отрицается администрацией города Рязани.
Таким образом, при проведении межевания нарушены п. 8, 9.2 Инструкции по межеванию земель.
Следовательно, в результате проведенного межевания и раздела земельного участка закрепление границ межевыми знаками, несмотря на то, что в проекте межевания имеется акт сдачи-приемки межевых знаков, не проводилось.
В результате издания оспариваемого постановления не произошло смены собственника земельного участка. Утвердив проект раздела границ земельных участков, ответчик установил границы земельных участков, на которые землепользователи - ООО "Сервиспрестиж" и ООО "Профстрой" могут претендовать при приватизации земельных участков, как фактически используемые.
Нарушение прав ООО "Сервиспрестиж", как землепользователя, при проведении землеустроительных работ, выразившееся в ненадлежащем извещении о межевании земельного участка, повлекло незаконное установление границ вновь образованных земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно абзацам 1 и 2 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В дальнейшем положения абзаца 1 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации были изменены Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ и вместо кадастровой карты (плана) заинтересованное лицо обязано представлять в уполномоченный орган кадастровый паспорт.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370, утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, а именно пункт 6 данного приказа указывает, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В. 1 и В. 2, а также В. 3 и В. 4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)).
Закон о государственном кадастре недвижимости, устанавливающий обязанность заинтересованного лица предоставлять кадастровый паспорт на земельный участок, вступил в законную силу 01.03.2008. С заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка ООО "Профстрой" обратился 09.04.2009, то есть после вступления в законную силу указанного закона, а потому суд приходит к выводу о необходимости представления в уполномоченный орган именно кадастрового паспорта, а не кадастровой карты (плана).
При таких обстоятельствах суд считает, что постановление 4639 от 30.06.2009 изданное администрацией города Рязани не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Постановление администрации города Рязани от 30.06.2009 № 4639 следует признать недействительным.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, постановление администрации города Рязани от 30.06.2009 № 4639 "О продаже ООО "Профстрой" земельного участка для обслуживания нежилого помещения".
Обязать администрацию города Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервиспрестиж", вызванные принятием постановления от 30.06.2009 № 4639 "О продаже ООО "Профстрой" земельного участка для обслуживания нежилого помещения".
2. Взыскать с администрации города Рязани в пользу ООО "Сервиспрестиж" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru