РЯЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 января 2010 г. № 4-I
ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ ОТЧЕТЕ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2009 ГОДУ ПЛАНА
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ ДО 2020 ГОДА
Рассмотрев представленный администрацией города Рязани аналитический отчет о ходе реализации в 2009 году Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года (письмо от 17.12.2009 № 20/1/2-10/7271), во исполнение решения
Рязанской городской Думы от 26.03.2009 № 169-I "Об утверждении Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом
муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, Рязанская городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемый аналитический отчет
о ходе реализации в 2009 году Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года.
2. Администрации города Рязани (Шишов О.В.):
- усилить контроль за соблюдением сроков подготовки и выполнением мероприятий части 4
Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года по разделам "Совершенствование системы муниципального управления в городе Рязани на 2009 - 2011 годы" и "Сбалансированное пространственное развитие";
- обеспечить представление в Рязанскую городскую Думу аналитических отчетов о ходе реализации Плана
стратегического развития города Рязани до 2020 года с соблюдением требований пункта 2
решения Рязанской городской Думы от 26.03.2009 № 169-I "Об утверждении Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по бюджету, налогам и инвестициям (Барулин А.Н.).
Глава муниципального образования,
председатель Рязанской городской Думы
Ф.И.ПРОВОТОРОВ
Утвержден
решением
Рязанской городской Думы
от 28 января 2010 г. № 4-I
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2009 ГОДУ ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА РЯЗАНИ ДО 2020 ГОДА
Введение
План
стратегического развития города Рязани до 2020 года был разработан в 2008 году и опирался на тенденции социально-экономического развития города, области и страны в целом, сложившиеся на тот момент. Исходя из этого были сформулированы основные стратегические цели и индикаторы оценки их достижений. Однако мировой экономический кризис внес свои существенные коррективы в тенденции развития экономики. В связи с этим необходимо провести анализ динамики кризисной ситуации в стране и влияние кризиса на тенденции развития экономики города. В основу анализа положены материалы Института экономики переходного периода (Москва).
Мировой экономический кризис 2008 - 2009 годов
Главной характеристикой 2008 г., благодаря которой он займет особое место в мировой и российской экономической истории, является быстрота развертывания экономического кризиса, скорость перехода от настроений эйфории к ощущению обреченности. Всего за несколько месяцев Россия, а также ряд других ведущих развивающихся стран прошли путь от ожидания экономического чуда к ожиданию экономического коллапса. За минувший год мы прошли четыре этапа в осмыслении кризиса, который годом раньше начался в США.
1-й этап. Первые месяцы года демонстрировали устойчивые (и даже нарастающие) темпы экономического роста, происходившего на фоне бума цен на основные товары российского экспорта и сохранения низких процентных ставок на международном финансовом рынке. Финансовый кризис на Западе толкал процентные ставки вниз, и создавалось впечатление, что к устойчиво высоким ценам на энергоресурсы добавился еще один мощный долгосрочный фактор роста. Одной из любимых тем российской политической элиты стало обсуждение вопроса о перспективах страны к 2020 г. и о том, будет ли страна к этому времени иметь пятую или шестую по размеру ВВП экономику в мире.
2-й этап. Распространение кризиса из США в Европу при сохранении высоких темпов роста Китая, Индии и России способствовало быстрому вхождению в моду теории decoupling (дословно: разъединять), в соответствии с которой именно развивающиеся рынки станут тем мотором, который позволит остановить кризис и вытащить развитые страны из начинающегося замедления экономического роста.
3-й этап. В августе-сентябре стало очевидно, что финансовый кризис перерастает в экономический и глобальный, т.е. охватит все основные экономики мира - как развитые, так и развивающиеся. Положение большинства экономик, еще недавно гордившихся своими успехами, оказалось неустойчивым и хрупким, а их экономические и политические перспективы - весьма туманными.
4-й этап. В декабре 2008 - марте 2009 годов экономика России достигла дна кризиса и замедлила свое падение. Наступило начало рецессии, которая продолжается и до настоящего времени. Определенный подъем цен на энергоносители позволил избежать более глубокого экономического спада. Наиболее значительно кризис затронул строительство, производство строительных материалов и машиностроение.
Среди основных источников кризиса можно выделить: начало глобального замедления экономического роста, падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платежного баланса и усиление тем самым зависимости страны от притока иностранных инвестиций, быстро нарастающую внешнюю задолженность российских компаний и высокую вероятность их неспособности расплатиться по долгам без помощи государства в случае начала кризиса, а также сомнительную эффективность многих инвестиционных проектов, начатых на волне бума и вряд ли способных выдержать испытание кризисом. Осуществился наиболее жесткий сценарий: одновременно были исчерпаны два главных источника роста российской экономики - упали цены на основные продукты российского экспорта и на мировом рынке исчезли дешевые финансовые ресурсы.
Российская политическая и экономическая элита на протяжении всех последних 8 лет тщательно готовилась к кризису образца 1998 г., стремилась не повторить ошибок прошлого. В значительной мере это удалось. Однако ситуация оказалась другой. Кризис десятилетней давности был порожден внутренними причинами - слабостью власти, не способной проводить ответственную макроэкономическую (прежде всего бюджетную) политику. Сейчас Россия впервые за последние 100 лет сталкивается с мировым кризисом как частью глобальной экономической и финансовой системы. Тем самым Россия постепенно становится нормальной рыночной страной. Впрочем, разворачивающийся кризис явно выходит за рамки обычного циклического. Налицо три важные особенности.
Первая. Начавшийся в условиях глобализации, этот кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся в последнее десятилетие страны и регионы. Налицо важная закономерность: кризис больнее всего ударяет по тем, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие, и, напротив, застойные страны и регионы меньше от него пострадали. Причем сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных государствах, включая Россию: наиболее серьезные проблемы наблюдаются в тех регионах, которые испытывали экономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений. Это делает особенно сложным выход из кризиса - неясным остается: кто сможет стать локомотивом восстановления роста?
Вторая. Современный кризис носит структурный характер, т.е. предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения последуют, однако результатом явно будет перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях.
Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорили о важности инноваций и о переводе экономики на инновационный путь развития, и именно это произошло в финансово-экономическом пространстве. Ведь в основе его лежит появление и быстрое распространение финансовых инноваций - новых инструментов финансового рынка, которые, как некоторым тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста и о которых, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели весьма слабое представление. Это имело двоякого рода последствия. С одной стороны, финансовые инновации существенно трансформировали ряд товарных рынков, прежде всего - важнейших сырьевых товаров. Цена на нефть с начала 1970-х годов была абсолютно непредсказуемым феноменом. Однако она все-таки в какой-то мере зависела от спроса и предложения на нее, а потому в какой-то мере контролировалась производителями нефти. Несомненными историческими фактами являются организованный арабскими странами - экспортерами нефти резкий скачок цен в 1973 г. и осознанные (и также политически мотивированные) действия по резкому снижению цен на нефть в 1986 г. Однако в настоящее время, с развитием рынков вторичных финансовых инструментов, ситуация резко изменилась. Теперь цена на нефть не имеет почти никакого отношения к действиям производителей нефти и почти не реагирует на усилия ОПЕК и связанных с ней стран. Теперь цена на нефть формируется на финансовых рынках и существует в головах финансовых брокеров, торгующих связанными с поставками нефти вторичными финансовыми инструментами, причем инструментами, практически не имеющими отношения к реальному движению этого товара. Мир становится не только плоским, если использовать выражение Т.Фридмана, но и виртуальным, поскольку важнейшие экономические индикаторы формируются на рынках производных финансовых инструментов. Вряд ли эта ситуация будет вечной, поскольку реальный дефицит или избыток материальных ценностей все равно рано или поздно даст о себе знать. Но пока надо принять факт существенного усиления роли виртуальных факторов в формировании важнейших хозяйственных пропорций. С другой стороны, экономическая и политическая элита в условиях инновационного финансового бума явно утратила контроль за движением финансовых инструментов. Поэтому нынешний кризис можно определить как "бунт финансовых инноваций" - бунт против своих создателей. Это вещь неприятная, но не раз случавшаяся в истории.
]]>¦ ¦водоснабжения и¦снабжения ¦"Водоканал города Рязани"¦
¦ ¦водоотведения на¦администрации ¦"Строительство, модернизация,¦
¦ ¦основании условий¦города Рязани ¦реконструкция и развитие¦
¦ ¦технических заданий,¦ ¦систем водоснабжения и¦
¦ ¦разработанных в¦ ¦водоотведения города Рязани¦
¦ ¦соответствии с ПКР¦ ¦на 2009 - 2011 гг.". ¦
¦ ¦города Рязани на 2009 -¦ ¦Решение
Рязанской городской¦
¦ ¦2011 годы ¦ ¦Думы от 27.08.2009 № 465-I¦
¦ ¦ ¦ ¦"Об утверждении¦
¦ ¦ ¦ ¦инвестиционной программы МУП¦
¦ ¦ ¦ ¦"РМПТС" и филиала ОАО "ТГК-4"¦
¦ ¦ ¦ ¦- "Рязанская региональная¦
¦ ¦ ¦ ¦генерация". ¦
¦ ¦ ¦ ¦Инвестиционная программа ООО¦
¦ ¦ ¦ ¦"Ново-Рязанская ТЭЦ"¦
¦ ¦ ¦ ¦"Строительство систем¦
¦ ¦ ¦ ¦теплоснабжения для¦
¦ ¦ ¦ ¦подключения строящихся¦
¦ ¦ ¦ ¦объектов нового микрорайона¦
¦ ¦ ¦ ¦("Братиславский") города¦
¦ ¦ ¦ ¦Рязани" направлена для¦
¦ ¦ ¦ ¦утверждения в РГД ¦
+--+------------------------+---------------+-----------------------------+
¦13¦Форма договора для¦Подлежит ¦Выполнено: Распоряжение
¦
¦ ¦заключения органами¦разработке. ¦администрации города Рязани¦
¦ ¦местного самоуправления¦Управление ¦от 21.07.2009 № 981-р "Об¦
¦ ¦города Рязани с¦энерговодо- ¦утверждении примерной формы¦
¦ ¦организациями ¦снабжения ¦договора о реализации¦
¦ ¦коммунального комплекса¦администрации ¦инвестиционной программы¦
¦ ¦договоров в целях¦города Рязани ¦организации коммунального¦
¦ ¦развития системы¦ ¦комплекса" ¦
¦ ¦коммунальной ¦ ¦ ¦
¦ ¦инфраструктуры, ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяющих условия¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных программ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммунального комплекса ¦ ¦ ¦
+--+------------------------+---------------+-----------------------------+
Заключение
Первый год реализации Плана
стратегического развития города Рязани до 2020 года прошел при глобальном развитии мирового финансового кризиса. Это во многом наложило отпечаток на результаты социально-экономического развития города. Кризис не только выявил много проблем, скрытых в годы благополучного развития, но и показал те фундаментальные достижения развития Рязани за предыдущие годы, которые позволили городу выдержать потрясения мировой и отечественной экономики.
В стратегии развития Рязани ключевым индикатором являлось увеличение постоянного населения города. По большому счету это может характеризовать определенное возрастание качества жизни рязанцев. Дополнительные исследования показали, что за последние 5 - 7 лет численность постоянного населения Рязани увеличивалась, и в настоящее время приближается к 535 - 540 тысячам человек. Несмотря на кризис, приток жителей области в город остался примерно на прежнем уровне. Это во многом способствует омоложению населения города и увеличивает трудовые ресурсы. С другой стороны, на 10 - 15% возрастает потребность в местах в образовательных учреждениях, как дошкольных, так и школьных. Возрастает нагрузка на медицинские учреждения и транспорт.
Устойчивость экономики Рязани опирается на сформировавшуюся широко диверсифицированную экономику. Почти 58% занятого населения работают на малых и средних предприятиях. В промышленности более 56% занятых трудятся на предприятиях, выпускающих не только инновационную, но и высокотехнологическую продукцию. Спектр отраслей предприятий охватывает почти все группы экономической деятельности.
Однако уже сейчас начинают выявляться стратегические проблемы развития. Самая основная - это подготовка кадров. Анализ показывает, что в ближайшие годы основной проблемой экономики города будет проблема поиска высококвалифицированных специалистов. И если не принять действенных мер, это может привести к значительному снижению экономического потенциала экономики города.
Дополнительно следует отметить, что практически все необходимые нормативные документы, разработка которых была запланирована в Плане
, разработаны и утверждены. Однако в связи с тем, что статистические данные за 2009 год будут представлены органами статистики только в марте 2010 года, до этого времени не представляется возможным оценить полученные целевые индикаторы по результатам 2009 года. Данные оценки будут представлены в промежуточном аналитическом отчете в апреле 2010 года.