Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2009 г. по делу № 3-46/2009

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 сентября 2009 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия:
ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
ч. 1 ст. 14 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "являющимися получателями пенсии независимо от оснований ее назначения";
ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающие пожизненное содержание за работу (за службу), право на меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ч. 1 ст. 14 Закона Республики Коми от 12.11.2004 "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "являющимися получателями пенсии независимо от оснований ее назначения"; ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В обоснование своих требований указал, что приведенные выше нормы Закона противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, ограничивают право граждан, имеющих звание "Ветеран труда", а также право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий на получение мер социальной поддержки.
В дальнейшем требования прокурора были уточнены, поставлен вопрос о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия ч. 3 ст. 11 и Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор Комаров А.Л. поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Лукина А.Н. и Нихельман И.М. заявление прокурора Республики Коми не признали.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Туркова А.В. с заявленными требованиями не согласилась.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ч. 1 и ч. 3 и ст. 11 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует о соответствии указанных норм действующему федеральному законодательству о социальной защите и социальной поддержке граждан в Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 указанного Закона Республики Коми меры социальной поддержки, установленные в настоящей статье, предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставляется при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми № 55-РЗ).
В силу статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12.01.1995 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 124-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года) определялось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Положения ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, предусматривающие условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, как "после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности" и "при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не уменьшает объема мер социальной поддержки, предоставляемых до 1 января 2005 года.
Вместе с тем, в вышеуказанных Федеральных законах не содержится предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации и не определен круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", на которых субъектам Российской Федерации следует распространять установленные законом субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки, а также не содержат положений, препятствующих субъектам Российской Федерации устанавливать такой круг лиц, кому надлежит предоставлять меры социальной поддержки.
На основании положений статей 1, 26.3.1 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 31.1 (в части равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Республика Коми) наделен полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Определяя условия, при которых ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", законодателем соблюдены положения Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части указанных слов, не имеется.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
По смыслу данной нормы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Право лица на получение установленных законом субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки обусловлено именно применением к нему политических репрессий. Следовательно, лица, подвергшиеся таким репрессиям, в равной мере вправе рассчитывать на получение от государства соответствующих компенсаций независимо от их возраста или состояния здоровья, а также от факта назначения и получения ими пенсий.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 14 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" распространяет меры социальной поддержки, установленные данным Законом, только на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся получателями пенсии (независимо от оснований ее назначения), то есть на пенсионеров.
Предоставление мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанных пострадавшими от политических репрессий, и одновременно являющимися пенсионерами, фактически сужает установленный Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах ч. 1 ст. 14 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, в части слов "являющимися получателями пенсии независимо от оснований ее назначения", следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя Главы Республики Коми о сохранении законом Республики Коми условий предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, существовавших до 1 января 2005 года, нельзя признать обоснованным, поскольку указанными условиями фактически сужается круг до лиц, имеющих не только такой статус, но и являющихся пенсионерами.
Федеральным законом 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) определен круг лиц, являющихся ветеранами труда.
Так, согласно пункту 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подпункт 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2).
В соответствии со ст. 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности.
Таким образом, республиканский закон предусматривает такое условие присвоения звание "Ветеран труда", как достижение лицом пенсионного возраста и сам факт установления (назначения) пенсии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако по смыслу данной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, то есть процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимых для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и тому подобное.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, положения Закона Республики Коми, предусматривающие в качестве одного из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" установление (назначение) лицу трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или достижение лицом возраста, дающего право на такую пенсию, ограничивает (сужает) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", поскольку федеральным законом признание ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.
В соответствии со статьями 15, 16 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации ее субъектов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ч. 1 статьи 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ в части слов "после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как ограничивающее право граждан, имеющих звание "Ветеран труда", на получение мер социальной поддержки, следует признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, в их указанной части, подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ч. 1 ст. 14 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "являющимися получателями пенсии независимо от оснований ее назначения";
ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части слов "после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В удовлетворении требований прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия: ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, в части слов "после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 23 декабря 2008 года № 155-РЗ, в части слов "при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - отказать.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в их указанной части подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2009 года.

Председательствующий
А.В.ЮДИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru