Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2009 г. № 08-50/001

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА № 08-50/001
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ

г. Иваново

Рабочая группа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дел о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях" в составе: председателя рабочей группы - Боровкова А.В. - руководителя Управления; членов рабочей группы: Курышева В.А. - начальника отдела контроля естественных монополий, Смирновой Е.Е. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, рассмотрев дело № 08-50/001 о нарушении открытым акционерным обществом "Вичугская городская электросеть" (155334, г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 26, ИНН 3701006119) части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), установила:

В ходе контрольного мероприятия по проверке соблюдения ОАО "Вичугская городская электросеть" (далее - ОАО "ВГЭС", Ответчик) антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства об электроэнергетике Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области выявлено, что ОАО "ВГЭС" в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в период с 01.01.2007 по 01.07.2008 осуществляло взимание платы за технологическое присоединение к электрическим сетям при отсутствии тарифов на технологическое присоединение, установленных РСТ Ивановской области.
При этом цены за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленные ОАО "ВГЭС" самостоятельно, различны для хозяйствующих субъектов, вследствие чего Ответчик осуществлял оказание услуг по технологическому присоединению хозяйствующих субъектов на дискриминационных условиях.
ОАО "Вичугская городская электрическая сеть" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" за регистрационным номером 37.1.5 (приказ ФСТ № 10/2 от 27.02.1998, в редакции от 01.02.2008 № 22-э).
Указанные обстоятельства послужили правовым основанием для принятия Ивановским УФАС России Решения от 12.03.2009 о возбуждении дела № 08-50/001 по части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях и назначении дела к рассмотрению на 7 апреля 2009 года.
Распоряжением руководителя Управления от 12.03.2009 создана рабочая группа по рассмотрению дела № 08-50/001.
В соответствии с Решением от 12.03.2009 Ответчик представил материалы (вх. № 822 от 26.03.2009), в соответствии с которыми Общество осуществляло расчет платы за технологическое присоединение в 2007 и первом полугодии 2008 года (калькуляции на выдачу технических условий, утвержденные генеральным директором ОАО "ВГЭС").
В то же время в письменных объяснениях, представленных по запросу Ивановского УФАС России, Ответчик сообщил следующее:
- признал факт нарушения - самостоятельное установление для хозяйствующих субъектов разной платы за технологическое присоединение в 2007 году и первом полугодии 2008 года,
- об устранении в добровольном порядке допущенного нарушения законодательства о естественных монополиях,
- о взимании в настоящее время платы за технологическое присоединение к своим электрическим сетям в соответствии с тарифом, установленным РСТ Ивановской области.
Ответчик просит рабочую группу Ивановского УФАС России прекратить производство по делу о нарушении законодательства о естественных монополиях, поскольку 12 мая 2008 года ОАО "ВГЭС" обратилось в Региональную службу по тарифам Ивановской области с материалами для утверждения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, в связи с чем с 01.07.2008 введена в действие плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ВГЭС" (Постановление РСТ Ивановской области № 145-э/1 от 01.07.2008).
Кроме этого, 07.04.2009 Ответчик представил ходатайство (вх. № 208ф от 07.04.2009) о рассмотрении дела № 08-50/001 о нарушении части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях в отсутствие представителей ОАО "ВГЭС".
Руководствуясь пунктом 11 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 257 от 24.03.2000, рабочей группой принято решение ходатайство ОАО "ВГЭС" удовлетворить, рассмотреть дело № 08-50/001 в отсутствие Ответчика.
Рассмотрев материалы, собранные в результате контрольного мероприятия и дополнительно представленные ОАО "ВГЭС", оценив доводы, приведенные Ответчиком, в совокупности с исследованными доказательствами по делу, рабочей группой установлено следующее.
Из содержания статьи 3 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности регулирования субъектов естественных монополий.
Вместе с тем технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, поскольку действующим законодательством установлены императивные требования:
во-первых, обязательность заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории и в которую подана заявка (абзацы 2, 5 части 1, абзацы 3, 4 части 4 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике");
во-вторых, возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункты 4, 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).
Таким образом, с учетом положений указанных норм права, услуги по технологическому присоединению следует рассматривать как единый процесс с услугами по передаче электрической энергии, наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно. Поэтому деятельность субъекта естественной монополии по оказанию услуг технологического присоединения к электрическим сетям так же подлежит государственному регулированию.
В договорах технологического присоединения, заключаемых ОАО "ВГЭС" с заказчиками (заявителями), в период с 01.01.2007 по 01.07.2008, ОАО "ВГЭС" самостоятельно определялся размер оплаты работ по технологическому присоединению к электрическим сетям общества. При этом цена за 1 кВт подключаемой мощности электрических установок для хозяйствующих субъектов устанавливалась разной.
Однако, исходя из условий публичности договора технологического присоединения, цена на услугу устанавливается одинаковой для всех ее потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 35-ФЗ принят 26.03.2003, а не 06.03.2003.

Согласно статье 23 и части 1 статьи 26 Федерального закона от 06.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
В силу пункта 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Вичугская городская электросеть" установлена и введена в действие только с 01.07.2008 в соответствии с Постановлением РСТ Ивановской области от 01.07.2008 № 145-э/1 по заявке ОАО "ВГЭС".
Таким образом, самостоятельное установление и взимание платы за технологическое присоединение, различной для хозяйствующих субъектов (при наличии нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и методику регулирования этого вида деятельности), является нарушением действующего законодательства.
Так, по обращению <...> от 25.04.2007 с заявлением о подключении киоска-остановки с мощностью потребления 5 кВт сумма технологического присоединения составила 6963,08 рубля.
При этом цена технологического присоединения за 1 кВт заявленной мощности равна:

6963,08 : 5 = 1392,6 руб.

По обращению <...> от 26.03.2007 с заявлением о подключении магазина промышленных товаров с мощностью потребления 5 кВт плата за технологическое присоединение составила 6251,67 руб.
При этом цена технологического присоединения за 1 кВт заявленной мощности равна:

6251,67 : 5 = 1250,3 руб.

По обращению ИП <...> от 16.04.2007 о подключении салона красоты с заявленной мощностью потребления 10 кВт сумма технологического присоединения составила 11634,97 руб.

Следовательно, цена технологического присоединения за 1 кВт заявленной мощности равна:

11634,97 : 10 = 1163,5 руб.

Таким образом, ОАО "ВГЭС", устанавливая самостоятельно плату за технологическое присоединение, определило ее размер на дискриминационных условиях для отдельных хозяйствующих субъектов: размер платы за технологическое присоединение, установленной ИП <...>, меньше на 7% по отношению к плате за технологическое присоединение для <...> и на 17% - для <...>.
В силу положений пункта 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны оказывать услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с названным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, действия ОАО "ВГЭС" содержали признаки нарушения пункта 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях, поскольку, устанавливая различные цены на технологическое присоединение для хозяйствующих субъектов, субъект естественной монополии производил оказание услуг по технологическому присоединению на дискриминационных условиях.
Однако, учитывая в совокупности следующие обстоятельства, а именно:
- признание Ответчиком факта нарушения законодательства о естественных монополиях, выразившегося в оказании услуг по технологическому присоединению к своему электросетевому хозяйству на дискриминационных условиях (самостоятельное установление для хозяйствующих субъектов разной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в 2007 и первом полугодии 2008 года), что запрещено законодательством о естественных монополиях;
- добровольное устранение нарушения законодательства о естественных монополиях, путем обращения 12.05.2008 в Региональную службу по тарифам Ивановской области для утверждения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
- осуществление в настоящее время взимания платы за технологическое присоединение в соответствии с установленным РСТ Ивановской области тарифом на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ВГЭС", - рабочая группа решила:

Дело № 08-50/001 прекратить.

Председатель рабочей группы
А.В.БОРОВКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru