Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 3 марта 2010 г. № 05-21/04758

ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ОСНОВНЫМ
ИЗМЕНЕНИЯМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2010 ГОДУ

Специалистами Управления Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю подготовлен новый выпуск "Справочника для налогоплательщиков", в который вошли практические комментарии основных изменений налогового законодательства.
Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Так, 1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ в предыдущие годы. Изменения затрагивают первую часть НК РФ, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенных изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами. Для ознакомления налогоплательщиков с важной информацией и с целью ее использования на практике подготовлен предлагаемый Вам новый выпуск справочника, в котором разъяснены основные нововведения.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПЕРВОЙ ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Увеличен размер неуплаченной суммы налогов и сборов, влекущий уголовную ответственность налогоплательщиков.
Данные изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс РФ, в случае если налогоплательщик не уплатил в течение установленного срока в полном объеме указанные в требовании налогового органа суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, при этом в направляемом налогоплательщику требовании должно содержаться предупреждение об указанной обязанности налогового органа.

Таким образом, налоговые органы в требовании об уплате налога, в установленных законом случаях, будут предупреждать о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Принятый Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением отдельных положений.
В этой связи следует отметить, что Федеральный закон РФ "О милиции" № 1026-1 от 18.04.1991 также дополнен новыми положениями, устанавливающими, в частности, обязанность органов внутренних дел уведомлять налоговые органы о результатах рассмотрения полученных от них материалов.
Соответствующие поправки внесены в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. Так, в частности, крупным размером уклонения от уплаты налогов и сборов признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей для физических лиц и более двух миллионов рублей для организаций (в действующей редакции соответственно сто тысяч и пятьсот тысяч рублей).
Установлено также, что лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, соответствующих пеней и сумму штрафа.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен новой статьей (ст. 28.1 УПК РФ), предусматривающей порядок прекращения уголовного преследования, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах (в том числе в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме).

Теперь вновь вернемся к изменениям, затронувшим налоговое законодательство.
С 1 января 2010 года устанавливается ответственность налоговых органов, нарушивших срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций в банке.
Данные изменения в первой части НК РФ внесены Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, статья 76 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 9.2, предусматривающим, что в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Кроме того, с 1 января 2010 г. вступит в силу новая редакция абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ, согласно которой налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Начиная с 1 января 2010 г. налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков документы, которые ранее уже представлялись при проведении камеральных или выездных проверок.
Данные изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Новое правило, предусмотренное пунктом 5 статьи 93 НК РФ, применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года. Необходимо учитывать также, что данное правило не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников и потом были возвращены проверяемому лицу. Кроме того, налогоплательщику придется повторно представить документы, если они были утрачены налоговым органом вследствие непреодолимой силы.
Изменения законодательства коснулись в 2010 году в налоговой сфере следующих налогов.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Заявительный порядок возмещения НДС.
В целях упрощения возмещения НДС разработана заявительная процедура возврата НДС под действующую банковскую гарантию.
Данные изменения вводятся в действие Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" и распространяются на декларации, представляемые начиная с 1 квартала 2010 года.
Кроме того, воспользоваться данным порядком могут организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за 3 предшествующих календарных года, составляет не менее 10 млрд. руб.
Суть заявительного порядка состоит в следующем. Одновременно с общим порядком, когда компания получает добро на возмещение налога по результатам рассмотрения налоговыми органами представленных документов в рамках камеральной проверки, введена процедура, согласно которой возместить НДС возможно до окончания проверки.
Таким образом, вернуть НДС по новой процедуре можно будет в течение 15 дней с подачи налоговой декларации, то есть до завершения камеральной налоговой проверки.
Для этого, необходимо предоставить действующую банковскую гарантию, которая является поручительством того, что компания, если ей в конечном итоге откажут в возврате всей суммы НДС или его части, вернет все средства и восполнит потери бюджета.
Гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой со сроком действия не менее восьми месяцев со дня подачи декларации, в которой налог заявлен к возмещению, а также должна допускать бесспорное списание средств со счета гаранта при неисполнении им требований об уплате по гарантии (п. 6 ст. 176.1 НК РФ).
Безусловно, принимать гарантии планируется не от всех банков подряд. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России.
Для внесения в данный перечень банк должен отвечать перечисленным в п. 4 ст. 176.1 НК РФ требованиям. Эти условия следующие:
]]>
Организации и физические лица, которые владеют земельными участками, не признаваемыми объектами налогообложения, не являются плательщиками земельного налога.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, а не пункт 5.

С 1 января 2010 года плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, которые признаются объектами налогообложения на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Напомним, что не облагаемые налогом участки перечислены в п. 5 ст. 389 НК РФ. Ими, в частности, являются земли из состава лесного фонда и некоторые участки, ограниченные или изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. Таким образом, с 1 января 2010 года организации и физические лица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только такие земельные участки (Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ).
Следовательно, эти лица не должны подавать декларации по земельному налогу, так как представление деклараций является обязанностью налогоплательщиков (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Установлен порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, образованного в течение налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определить налоговую базу по участку, если он был образован в течение налогового периода, Кодекс не разъяснял. С 1 января 2010 г. данная неясность устранена. Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Организации, имеющие в собственности земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, уплачивают земельный налог в повышенном размере.
Согласно п. 15 ст. 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, физические и юридические лица по земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, уплачивали земельный налог в повышенном размере. В течение первых трех лет - в двойном размере, а за период строительства, превышающий данный срок, - в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Данное правило не применялось, если участок был приобретен для индивидуального жилищного строительства.
С 1 января 2010 года это исключение уточнено: повышающие коэффициенты не применяются, только если индивидуальное жилищное строительство ведется физическими лицами. Соответствующие поправки внесены в п. 15 ст. 396 НК РФ. Значит, организации, у которых в собственности есть предназначенные для индивидуального жилищного строительства участки, уплачивают налог в повышенном размере.

Установлен период, за который физические лица, своевременно не получившие налоговые уведомления, обязаны уплатить налог.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ, если расчет базы налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления. На основании внесенных в п. 4 ст. 397 НК РФ изменений инспекция может направить налогоплательщику уведомления об уплате земельного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления. Также установлена обязанность данных физических лиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомлений. Следует отметить, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Таким образом, если физическое лицо в 2010 году получит уведомление об уплате налога, который нужно было перечислить более трех лет назад, такое уведомление можно проигнорировать. Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ).

Новые правила исчисления земельного налога и представления декларации по данному налогу для предпринимателей.
В соответствии с положениями НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2010, предприниматели - плательщики земельного налога самостоятельно определяли налоговую базу, исчисляли подлежащую уплате сумму налога и представляли соответствующие декларации (расчеты) только в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1, 2 ст. 398 НК РФ). Если предприниматель не использовал участок в своей деятельности, то земельный налог уплачивался им на основании налоговых уведомлений, направляемых ему инспекцией (п. 4 ст. 397 НК РФ). Налоговую декларацию (расчет авансовых платежей) по таким участкам он также не представлял.
С 1 января 2010 года данный порядок изменен. Соответствующие поправки внесены в п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ. Теперь предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу, исчисляют сумму налога и представляют декларацию (расчеты) по земельным участкам, которые используются в предпринимательской деятельности, независимо от фактического использования их в такой деятельности.

Вводятся в действие новые форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения.
Приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95-н утверждена новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения. Не позднее 1 февраля 2010 года все налогоплательщики обязаны отчитаться по данному налогу за 2009 год, представив в налоговые органы названную декларацию.

ИЗМЕНЕНИЯ КОДОВ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

В соответствии с приказом ФНС России от 13.01.2010 № ММ-7-1/5@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/643 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" с 1 января 2010 года изменились коды бюджетной классификации по единому социальному налогу:
      до 1 января 2010 года                       после 1 января 2010 года
    182 1 02 01010 01 0000 110                   182 1 09 09010 01 0000 110
    182 1 02 01020 07 0000 110                   182 1 09 09020 07 0000 110
    182 1 02 01030 08 0000 110                   182 1 09 09030 08 0000 110
    182 1 02 01040 09 0000 110                   182 1 09 09040 09 0000 110
За территориальными органами Федеральной налоговой службы остаются полномочия по администрированию источников доходов по "Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии" КБК 18210202010060000160 и по "Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии" КБК 18210202020060000160.
На указанные КБК 18210202010060000160 и 18210202020060000160 перечисляются плательщиками только последний авансовый платеж за 2009 год (по сроку 15.01.2010) и начисления по декларации за 2009 год (по сроку 30.03.2010).
Исключены из перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы ФНС, следующие коды КБК:
182 1 02 02030 06 0000 160 "Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии";
182 1 02 02040 06 0000 160 "Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии";
182 1 02 02080 06 0000 160 "Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
182 1 13 02010 01 0000 130 "Сборы за выдачу федеральным органом исполнительной власти лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
182 1 16 08000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей и табачной продукции".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru