УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2010 г. № 04-16/1159
Прошу Вас разместить информацию, указанную в данном письме, в Вашей справочно-правовой системе.
Воронежское УФАС России рекомендует обратить внимание на необходимость согласования заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
23.12.2008 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) было принято решение о признании действий ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") по экономически и технологически необоснованному отказу ЗАО "Ольшанский карьер" от оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Одновременно с этим ОАО "РЖД" было выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Арбитражные суды первой и кассационной инстанции признали действия ОАО "РЖД" по отказу в согласовании заявок грузоотправителя на перевозку грузов и оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, несмотря на отсутствие утвержденного перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки (статья 11 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации") и выданного ФАС России предписания (от 07.02.2008 № АГ/2362), допустимыми и не нарушающими антимонопольное законодательство.
Управление считает указанную позицию судов абсурдной и полностью противоречащей требованиям законодательства РФ в области железнодорожных перевозок и предписания ФАС России.
Одними из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта в РФ являются развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта, а также доступность, безопасность и качество оказываемых услуг (часть 3 статьи 1 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ").
Вынесенные решение и предписание Управления, в первую очередь, были направлены именно на обеспечение указанных принципов, предусмотренных законом, которые также обязан соблюдать перевозчик - ОАО "РЖД" как единственный субъект, имеющий статус перевозчика в пределах РФ.
В противном случае, учитывая, что рынок услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования находится в состоянии естественной монополии, ОАО "РЖД" получает неограниченные возможности без какого-либо обоснования (экономического, технологического и т.д.) по своему усмотрению отказать отдельным грузоотправителям в перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, тем самым ущемляя интересы последних и злоупотребляя своим доминирующим положением на указанном товарном рынке.
Указанные обстоятельства полностью исключают развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта в РФ, а также делают недоступным либо ограниченным получение грузоотправителями услуг перевозчика.
С учетом изложенного Управление рекомендует ОАО "РЖД" соблюдать указанные принципы, предусмотренные законодательством РФ в области железнодорожного транспорта, и не допускать нарушения требований антимонопольного законодательства путем ущемления интересов грузоотправителей.
Руководитель управления
В.В.РОХМИСТРОВ