МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 1 марта 2010 г. № 49
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСТАНЦИОННОМ
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" и в целях обеспечения реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" приказываю:
1. Утвердить примерное Положение
о дистанционном обучении детей-инвалидов в Республике Коми (приложение).
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.
Министр
Н.СТРУТИНСКАЯ
Приложение
к Приказу
МО РК
от 1 марта 2010 г. № 49
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
1. Общие положения
1.1. Примерное Положение о дистанционном обучении детей-инвалидов в Республике Коми (далее - Положение) регламентирует организацию процесса обучения детей данной категории с использованием дистанционных образовательных технологий для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому (далее - дети-инвалиды).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
1.3. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить более качественное освоение детьми-инвалидами отдельных учебных предметов основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.4. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется образовательным учреждением, располагающим специально оборудованными помещениями с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - Образовательное учреждение).
1.5. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляют учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
1.6. Образовательное учреждение проходит в установленном законодательством порядке лицензирование на ведение образовательной деятельности по образовательным программам с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
1.7. Возможность освоения общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий предоставляется детям-инвалидам, не имеющим противопоказания для работы за компьютером, на ступенях начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
1.8. Зачисление детей-инвалидов на дистанционное обучение не означает исключение их из общеобразовательных учреждений по основному месту обучения, в которых они получают общее образование.
1.9. Деятельность Образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
1.10. В процессе дистанционного обучения обеспечивается охрана здоровья и создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
1.11. Управление процессом дистанционного обучения осуществляется в соответствии с Уставом Общеобразовательного учреждения и на принципах демократизации, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Цели, основные задачи дистанционного обучения и их реализация
2.1. Основной целью дистанционного обучения является:
- реализация законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их психофизическими возможностями.
2.2. Основными задачами дистанционного обучения являются:
- создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества, расширение возможностей их последующей занятости;
- обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;
- оказание информационно-методической поддержки, повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогов, участвующих в образовательном процессе детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий;
]]>- оказание поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
2.3. Для реализации целей и задач Образовательное учреждение:
- реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные общеобразовательные программы;
- организует образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий;
- осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение процесса обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
- организует учебно-методическую помощь детям-инвалидам, педагогам, социальным педагогам, психологам и родителям (законным представителям) обучающихся;
- ведет учет детей-инвалидов, обучающихся и нуждающихся в организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- осуществляет мониторинг деятельности по организации обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий;
- организует тематические курсы, семинары, конференции по актуальным проблемам обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
- ведет опытно-экспериментальную работу;
- несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
3. Организация приема и осуществление дистанционного обучения
3.1. Прием детей-инвалидов в Образовательное учреждение осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с предоставлением следующих документов:
- заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
- справки об инвалидности ребенка;
- заключения учреждения здравоохранения об индивидуальном обучении на дому;
- медицинского заключения специалистов государственного медицинского учреждения (по ведущему диагнозу ребенка) об отсутствии противопоказаний по работе с компьютером;
- психолого-педагогической характеристики из образовательных учреждений;
- свидетельства о рождении ребенка/паспорта;
- паспорта родителей (законных представителей);
- справки с места жительства о регистрации ребенка.
3.2. Ребенок-инвалид и его родители (законные представители) имеют право ознакомиться с Уставом Образовательного учреждения и другими локальными актами, регламентирующими организацию дистанционного обучения детей-инвалидов.
3.3. Зачисление на дистанционное обучение оформляется приказом директора Образовательного учреждения.
3.4. Договор о дистанционном обучении ребенка-инвалида заключается в обязательном порядке ежегодно между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
3.5. Дети-инвалиды могут прекратить дистанционное обучение в Образовательном учреждении:
- по заявлению родителей (законных представителей);
- в случае нарушения условий договоров, заключенных между образовательным учреждением и родителями (законными представителями);
- в случае снятия группы инвалидности.
3.6. Образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий построен на принципах преемственности и непрерывности образования.
3.7. Содержание образовательного процесса по ступеням образования определяется в соответствии с рабочими учебными программами, разработанными на основе примерных программ по учебным предметам.
3.8. Образовательный процесс осуществляется на основе индивидуального учебного плана дистанционного обучения детей-инвалидов, разрабатываемого образовательным учреждением на основе примерного учебного плана
дистанционного обучения детей-инвалидов, утвержденного приказом Министерства образования Республики Коми.
3.9. Учебный процесс осуществляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком, согласованным с Министерством образования Республики Коми.
3.10. Продолжительность учебного года определяется индивидуально для каждого ребенка-инвалида и составляет:
- 1, 9, 11 классы - 33 учебные недели;
- 2 - 8, 10 классы - не менее 34 - 37 учебных недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
3.11. Образовательное учреждение вправе самостоятельно определять продолжительность учебной недели. Продолжительность урока определяется с учетом рекомендаций специалистов психолого-педагогического консилиума, но не может превышать:
- в 1 классе - 35 минут;
- во 2 - 4 классах - 35 - 45 минут;
- в 5 - 11 классах - 45 минут.
3.12. Формы дистанционного обучения и объем учебной нагрузки ребенка-инвалида могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
3.13. До начала обучения, не позднее, чем за две недели до начала обучения, проводится психолого-педагогический консилиум с целью определения уровня обученности детей-инвалидов по учебным предметам основных общеобразовательных программ, на основании рекомендаций которого, с учетом пожеланий родителей и склонностей детей-инвалидов, составляются индивидуальные образовательные программы дистанционного обучения. В соответствии с индивидуальными образовательными программами дистанционного обучения составляются индивидуальные учебные планы.
3.14. Индивидуальные учебные планы утверждаются на полугодие (по результатам промежуточной аттестации и заседания психолого-педагогического консилиума). При наличии объективных причин (при длительном отсутствии ребенка-инвалида на занятиях по причине ухудшения здоровья, прохождения санаторно-курортного лечения и т.п.) и рекомендаций психолого-педагогического консилиума индивидуальные учебные планы могут корректироваться, но не чаще 1 раза в полугодие.
3.15. Расписание занятий ребенка-инвалида согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается руководителем образовательного учреждения.
3.16. В Образовательном учреждении осуществляется индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ по пятибалльной системе оценивания, а также обязательное рецензирование/комментирование работ детей-инвалидов. Данные хранятся в архивах в электронном виде.
3.17. По результатам освоения учебных программ выставляются отметки, которые учитываются при промежуточной и итоговой аттестации общеобразовательными учреждениями по основному месту обучения детей-инвалидов, в которых они получают общее образование, в соответствии с договором между Образовательным учреждением, осуществляющим дистанционное обучение, и общеобразовательными учреждениями, осуществляющими индивидуальное обучение на дому.
3.18. Образовательное учреждение вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
3.19. В целях социализации и адаптации Образовательное учреждение обеспечивает проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.20. В целях осуществления комплекса мероприятий по социальному сопровождению и защите прав всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов и создания благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности образовательное учреждение организует посещение детей-инвалидов на дому социальных педагогов.
3.21. С целью обеспечения качественного образования Образовательное учреждение передает детям-инвалидам по договору с их родителями (законными представителями) в безвозмездное временное пользование комплект компьютерного оборудования и предоставляет бесплатное подключение и услуги передачи данных в глобальной сети Интернет. Комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или иным основаниям (прекращение дистанционного обучения) и подлежит возврату.
3.22. Рабочие места педагогов могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в Образовательном учреждении, так и непосредственно по месту проживания учителя.
4. Права и обязанности участников дистанционного обучения
4.1. Участниками дистанционного обучения являются дети-инвалиды, их родители (законные представители), работники образовательного учреждения.
4.2. Дети-инвалиды имеют право:
- на получение качественного образования с учетом их психофизических возможностей;
- на объективную оценку знаний;
- на получение в безвозмездное временное пользование оборудования, предусмотренного договором, заключенным с родителем (законным представителем) и на бесплатное подключение и услуги передачи данных в сети Интернет.
4.3. Дети-инвалиды обязаны:
- выполнять индивидуальный учебный план в соответствии с психофизическими возможностями, добросовестно учиться, в установленные сроки проходить текущий контроль успеваемости;
- нести ответственность за порчу оборудования Образовательного учреждения и нецелевое использование оборудования, переданного для дистанционного обучения;
4.4. Родители (законные представители) детей-инвалидов имеют право:
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с успеваемостью ребенка-инвалида;
- изъявлять желание, подкрепленное заявлением, на изучение их ребенком определенных общеобразовательных предметов.
4.5. Родители (законные представители) детей-инвалидов обязаны:
- выполнять условия договоров, заключенных с Образовательным учреждением;
- нести ответственность за воспитание и обучение ребенка-инвалида;
- выполнять рекомендации сотрудников Образовательного учреждения, касающиеся особенностей развития личности ребенка-инвалида;
- контролировать продолжительность работы ребенка-инвалида за компьютером.
4.6. Работниками образовательного учреждения являются педагогические работники и иные специалисты.
4.7. Работники имеют право на:
- рабочее место, отвечающее требованиям к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2009 № 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 № 525";
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы;
- на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
4.8. Работники обязаны:
- выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной охраны, Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты Образовательного учреждения;
- бережно относиться к имуществу;
- выполнять установленные нормы труда.
Педагогические работники, кроме вышеперечисленного, обязаны:
- вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию;
- осуществлять текущий контроль успеваемости детей-инвалидов по принятой в образовательном учреждении системе и предоставлять администрации отчетные данные;
- изучать индивидуальные особенности детей-инвалидов, активно сотрудничать с обучающимися и родителями (законными представителями).
4.9. Работники несут ответственность:
- за качество дистанционного обучения детей-инвалидов, уровень их знаний, умений, навыков;
- за выполнение обязанностей, возложенных на него должностными инструкциями;
- за сохранность имущества, в том числе переданного ему по договору.
5. Заключение
Настоящее Положение прекращает действие по решению Министерства образования Республики Коми при условии утверждения новых нормативных документов, регламентирующих организацию дистанционного обучения детей-инвалидов.