Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 1 марта 2010 г. № 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСТАНЦИОННОМ
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" и в целях обеспечения реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" приказываю:
1. Утвердить примерное Положение о дистанционном обучении детей-инвалидов в Республике Коми (приложение).
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.

Министр
Н.СТРУТИНСКАЯ





Приложение
к Приказу
МО РК
от 1 марта 2010 г. № 49

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

1. Общие положения

1.1. Примерное Положение о дистанционном обучении детей-инвалидов в Республике Коми (далее - Положение) регламентирует организацию процесса обучения детей данной категории с использованием дистанционных образовательных технологий для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому (далее - дети-инвалиды).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
1.3. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить более качественное освоение детьми-инвалидами отдельных учебных предметов основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.4. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется образовательным учреждением, располагающим специально оборудованными помещениями с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - Образовательное учреждение).
1.5. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляют учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
1.6. Образовательное учреждение проходит в установленном законодательством порядке лицензирование на ведение образовательной деятельности по образовательным программам с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
1.7. Возможность освоения общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий предоставляется детям-инвалидам, не имеющим противопоказания для работы за компьютером, на ступенях начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
1.8. Зачисление детей-инвалидов на дистанционное обучение не означает исключение их из общеобразовательных учреждений по основному месту обучения, в которых они получают общее образование.
1.9. Деятельность Образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
1.10. В процессе дистанционного обучения обеспечивается охрана здоровья и создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
1.11. Управление процессом дистанционного обучения осуществляется в соответствии с Уставом Общеобразовательного учреждения и на принципах демократизации, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Цели, основные задачи дистанционного обучения и их реализация

2.1. Основной целью дистанционного обучения является:
- реализация законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их психофизическими возможностями.
2.2. Основными задачами дистанционного обучения являются:
- создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества, расширение возможностей их последующей занятости;
- обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;
- оказание информационно-методической поддержки, повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогов, участвующих в образовательном процессе детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий;
]]>
- оказание поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
2.3. Для реализации целей и задач Образовательное учреждение:
- реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные общеобразовательные программы;
- организует образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий;
- осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение процесса обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
- организует учебно-методическую помощь детям-инвалидам, педагогам, социальным педагогам, психологам и родителям (законным представителям) обучающихся;
- ведет учет детей-инвалидов, обучающихся и нуждающихся в организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- осуществляет мониторинг деятельности по организации обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий;
- организует тематические курсы, семинары, конференции по актуальным проблемам обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
- ведет опытно-экспериментальную работу;
- несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

3. Организация приема и осуществление дистанционного обучения

3.1. Прием детей-инвалидов в Образовательное учреждение осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с предоставлением следующих документов:
- заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
- справки об инвалидности ребенка;
- заключения учреждения здравоохранения об индивидуальном обучении на дому;
- медицинского заключения специалистов государственного медицинского учреждения (по ведущему диагнозу ребенка) об отсутствии противопоказаний по работе с компьютером;
- психолого-педагогической характеристики из образовательных учреждений;
- свидетельства о рождении ребенка/паспорта;
- паспорта родителей (законных представителей);
- справки с места жительства о регистрации ребенка.
3.2. Ребенок-инвалид и его родители (законные представители) имеют право ознакомиться с Уставом Образовательного учреждения и другими локальными актами, регламентирующими организацию дистанционного обучения детей-инвалидов.
3.3. Зачисление на дистанционное обучение оформляется приказом директора Образовательного учреждения.
3.4. Договор о дистанционном обучении ребенка-инвалида заключается в обязательном порядке ежегодно между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
3.5. Дети-инвалиды могут прекратить дистанционное обучение в Образовательном учреждении:
- по заявлению родителей (законных представителей);
- в случае нарушения условий договоров, заключенных между образовательным учреждением и родителями (законными представителями);
- в случае снятия группы инвалидности.
3.6. Образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий построен на принципах преемственности и непрерывности образования.
3.7. Содержание образовательного процесса по ступеням образования определяется в соответствии с рабочими учебными программами, разработанными на основе примерных программ по учебным предметам.
3.8. Образовательный процесс осуществляется на основе индивидуального учебного плана дистанционного обучения детей-инвалидов, разрабатываемого образовательным учреждением на основе примерного учебного плана дистанционного обучения детей-инвалидов, утвержденного приказом Министерства образования Республики Коми.
3.9. Учебный процесс осуществляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком, согласованным с Министерством образования Республики Коми.
3.10. Продолжительность учебного года определяется индивидуально для каждого ребенка-инвалида и составляет:
- 1, 9, 11 классы - 33 учебные недели;
- 2 - 8, 10 классы - не менее 34 - 37 учебных недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
3.11. Образовательное учреждение вправе самостоятельно определять продолжительность учебной недели. Продолжительность урока определяется с учетом рекомендаций специалистов психолого-педагогического консилиума, но не может превышать:
- в 1 классе - 35 минут;
- во 2 - 4 классах - 35 - 45 минут;
- в 5 - 11 классах - 45 минут.
3.12. Формы дистанционного обучения и объем учебной нагрузки ребенка-инвалида могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
3.13. До начала обучения, не позднее, чем за две недели до начала обучения, проводится психолого-педагогический консилиум с целью определения уровня обученности детей-инвалидов по учебным предметам основных общеобразовательных программ, на основании рекомендаций которого, с учетом пожеланий родителей и склонностей детей-инвалидов, составляются индивидуальные образовательные программы дистанционного обучения. В соответствии с индивидуальными образовательными программами дистанционного обучения составляются индивидуальные учебные планы.
3.14. Индивидуальные учебные планы утверждаются на полугодие (по результатам промежуточной аттестации и заседания психолого-педагогического консилиума). При наличии объективных причин (при длительном отсутствии ребенка-инвалида на занятиях по причине ухудшения здоровья, прохождения санаторно-курортного лечения и т.п.) и рекомендаций психолого-педагогического консилиума индивидуальные учебные планы могут корректироваться, но не чаще 1 раза в полугодие.
3.15. Расписание занятий ребенка-инвалида согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается руководителем образовательного учреждения.
3.16. В Образовательном учреждении осуществляется индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ по пятибалльной системе оценивания, а также обязательное рецензирование/комментирование работ детей-инвалидов. Данные хранятся в архивах в электронном виде.
3.17. По результатам освоения учебных программ выставляются отметки, которые учитываются при промежуточной и итоговой аттестации общеобразовательными учреждениями по основному месту обучения детей-инвалидов, в которых они получают общее образование, в соответствии с договором между Образовательным учреждением, осуществляющим дистанционное обучение, и общеобразовательными учреждениями, осуществляющими индивидуальное обучение на дому.
3.18. Образовательное учреждение вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
3.19. В целях социализации и адаптации Образовательное учреждение обеспечивает проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.20. В целях осуществления комплекса мероприятий по социальному сопровождению и защите прав всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов и создания благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности образовательное учреждение организует посещение детей-инвалидов на дому социальных педагогов.
3.21. С целью обеспечения качественного образования Образовательное учреждение передает детям-инвалидам по договору с их родителями (законными представителями) в безвозмездное временное пользование комплект компьютерного оборудования и предоставляет бесплатное подключение и услуги передачи данных в глобальной сети Интернет. Комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или иным основаниям (прекращение дистанционного обучения) и подлежит возврату.
3.22. Рабочие места педагогов могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в Образовательном учреждении, так и непосредственно по месту проживания учителя.

4. Права и обязанности участников дистанционного обучения

4.1. Участниками дистанционного обучения являются дети-инвалиды, их родители (законные представители), работники образовательного учреждения.
4.2. Дети-инвалиды имеют право:
- на получение качественного образования с учетом их психофизических возможностей;
- на объективную оценку знаний;
- на получение в безвозмездное временное пользование оборудования, предусмотренного договором, заключенным с родителем (законным представителем) и на бесплатное подключение и услуги передачи данных в сети Интернет.
4.3. Дети-инвалиды обязаны:
- выполнять индивидуальный учебный план в соответствии с психофизическими возможностями, добросовестно учиться, в установленные сроки проходить текущий контроль успеваемости;
- нести ответственность за порчу оборудования Образовательного учреждения и нецелевое использование оборудования, переданного для дистанционного обучения;
4.4. Родители (законные представители) детей-инвалидов имеют право:
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с успеваемостью ребенка-инвалида;
- изъявлять желание, подкрепленное заявлением, на изучение их ребенком определенных общеобразовательных предметов.
4.5. Родители (законные представители) детей-инвалидов обязаны:
- выполнять условия договоров, заключенных с Образовательным учреждением;
- нести ответственность за воспитание и обучение ребенка-инвалида;
- выполнять рекомендации сотрудников Образовательного учреждения, касающиеся особенностей развития личности ребенка-инвалида;
- контролировать продолжительность работы ребенка-инвалида за компьютером.
4.6. Работниками образовательного учреждения являются педагогические работники и иные специалисты.
4.7. Работники имеют право на:
- рабочее место, отвечающее требованиям к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2009 № 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 № 525";
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы;
- на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
4.8. Работники обязаны:
- выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной охраны, Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты Образовательного учреждения;
- бережно относиться к имуществу;
- выполнять установленные нормы труда.
Педагогические работники, кроме вышеперечисленного, обязаны:
- вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию;
- осуществлять текущий контроль успеваемости детей-инвалидов по принятой в образовательном учреждении системе и предоставлять администрации отчетные данные;
- изучать индивидуальные особенности детей-инвалидов, активно сотрудничать с обучающимися и родителями (законными представителями).
4.9. Работники несут ответственность:
- за качество дистанционного обучения детей-инвалидов, уровень их знаний, умений, навыков;
- за выполнение обязанностей, возложенных на него должностными инструкциями;
- за сохранность имущества, в том числе переданного ему по договору.

5. Заключение

Настоящее Положение прекращает действие по решению Министерства образования Республики Коми при условии утверждения новых нормативных документов, регламентирующих организацию дистанционного обучения детей-инвалидов.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru