АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу № А71-63/2010-А5
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 25 января 2010 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи В.Н. Симонова
при ведении протокола судебного заседания судьей В.Н. Симоновым
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", г. Ижевск
к судебному приставу-исполнителю Индустриального районного отдела
судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы
судебных приставов по Удмуртской Республике - Шумихину Александру Александровичу, г. Ижевск
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
с участием:
заявителя: Вологжанина О.Н. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 11.01.2010 г.
заинтересованного лица: Шумихина А.А., судебный пристав-исполнитель по доверенности от 31.03.2009 г. № 08-21/139.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" г. Ижевск (далее - ГЖУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Индустриального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике Шумихина А.А. от 14.12.2009 г. о наложении штрафа по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судебным приставом-исполнителем представлен отзыв на заявление. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
установил:
Индустриальным районным судом г. Ижевска выдан исполнительный лист № 2-1666/06 от 25.10.2006 г. (взыскатель - Юнусова Г.Г.), в соответствии с которым ГЖУ было обязано произвести работы по благоустройству дома по адресу г. Ижевск, ул. 9 Января.
03.11.2006 г. судебным приставом-исполнителем Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска Беловой М.А. возбуждено исполнительное производство № 94/19/2548/23/2006 в отношении должника МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", расположенного по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 245, о чем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. В п. 2 указанного постановления должнику был установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок (5 дней) не были исполнены, в связи с чем, 11.12.2006 г. судебным приставом-исполнителем Индустриального РОСП г. Ижевска Беловой М.А. было вынесено постановление о взыскании с должника - ГЖУ исполнительского сбора в размере 5000 руб., который был взыскан с должника в полном объеме.
02.11.2009 г. судебным приставом-исполнителем Индустриального РОСП г. Ижевска Шумихиным А.А. было вручено должнику - ГЖУ требование от 30.10.2009 г. об исполнении исполнительного документа в полном объеме в срок 25.11.2009 г.
25.11.2009 г. судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу г. Ижевск, ул. 9 Января, 243, которым установлено, что работы, указанные в требовании в полном объеме не выполнены, о чем составлен акт совершения исполнительских действий от 25.11.2009 г.
10.12.2009 г. ГЖУ вручено уведомление о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
14.12.2009 г. судебным приставом Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска Шумихиным А.А. вынесено постановление о наложении на ГЖУ штрафа по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 70000 руб. При этом судебный пристав-исполнитель в указал в постановлении на следующие отягчающие ответственность обстоятельства: длительность неисполнения судебного решения; неоднократные неисполнения требований судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа; должник ранее неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Заявитель, считая привлечение к административной ответственности необоснованным, обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 14.12.2009 г.
В обоснование требований заявитель ссылается на следующее. Штраф взыскан в максимальном размере (70 000 руб.) необоснованно, без учета частичного выполнения работ, не принято во внимание отсутствие у ГЖУ возможности выполнить работы в полном объеме в установленный приставом срок ввиду отсутствия денежных средств по статье "текущий ремонт". Данное обстоятельство заявитель просит учесть в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
Судебный пристав-исполнитель требование заявителя не признал, указав, что постановление является законным и обоснованным. Вина ГЖУ в совершении правонарушения подтверждена материалами исполнительного производства. Требования исполнительного документа должником в установленный срок в полном объеме не исполнены в течение длительного времени. Ранее ГЖУ неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указано в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Закона.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Соответствующие нормы закреплены статьей 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающей, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Анализ положений статей 105, 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и диспозиции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ свидетельствует, что объективную сторону правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, образует неисполнение требований исполнительного документа лицом, в отношении которого ранее были вынесены постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление о наложении административного штрафа, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Порядок наложения штрафа установлен статьей 115 Федерального закона "Об исполнительном производстве": постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу. В силу части 1.1 статьи 28.6 КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.15 названного Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется.
В части 1 статьи 1.5 КоАП определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Судом установлено и материалами дела подтверждено невыполнение ГЖУ содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в полном объеме в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из требований исполнительного документа (ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ), заявитель суду не представил.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П указано, что под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, обоснованы выводы судебного пристава об отсутствии у должника объективных причин, являющихся основанием для неисполнения им исполнительного документа.
Довод заявителя о невозможности выполнить работы в установленный приставом срок ввиду отсутствия денежных средств, судом не принимается.
По смыслу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у должника необходимых денежных средств не освобождает его от ответственности за неисполнение обязательства.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях ГЖУ состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, является доказанным.
Между тем, санкция части 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч рублей до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Постановлением от 14.12.2009 г. штраф по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ назначен заявителю в максимальном размере в сумме 70000 руб. При этом судебным приставом-исполнителем в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, указаны такие обстоятельства как, длительность неисполнения судебного решения, неоднократные неисполнения требований судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа, должник ранее неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Суд полагает, что оснований для применения к ГЖУ ответственности в виде штрафа в максимальном размере не имеется, поскольку часть работ, предусмотренных исполнительным листом № 2-1666/06, ГЖУ выполнена.
На основании изложенного, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 14.12.2009 г. подлежит отмене в части наложения штрафа в сумме, превышающей 50 000 руб.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. Заявление муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", г. Ижевск удовлетворить в части.
2. Признать незаконным и отменить постановления судебного пристава-исполнителя Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Шумихина А.А. от 14.12.2009 г. о наложении штрафа в части наложения штрафа на муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" в сумме, превышающей 50 000 руб.
3. В удовлетворении остальной части заявления отказать.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
В.Н.СИМОНОВ