Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу № А71-63/2010-А5

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 25 января 2010 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи В.Н. Симонова
при ведении протокола судебного заседания судьей В.Н. Симоновым
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", г. Ижевск
к судебному приставу-исполнителю Индустриального районного отдела
судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы
судебных приставов по Удмуртской Республике - Шумихину Александру Александровичу, г. Ижевск
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
с участием:
заявителя: Вологжанина О.Н. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 11.01.2010 г.
заинтересованного лица: Шумихина А.А., судебный пристав-исполнитель по доверенности от 31.03.2009 г. № 08-21/139.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" г. Ижевск (далее - ГЖУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Индустриального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике Шумихина А.А. от 14.12.2009 г. о наложении штрафа по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судебным приставом-исполнителем представлен отзыв на заявление. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд

установил:

Индустриальным районным судом г. Ижевска выдан исполнительный лист № 2-1666/06 от 25.10.2006 г. (взыскатель - Юнусова Г.Г.), в соответствии с которым ГЖУ было обязано произвести работы по благоустройству дома по адресу г. Ижевск, ул. 9 Января.
03.11.2006 г. судебным приставом-исполнителем Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска Беловой М.А. возбуждено исполнительное производство № 94/19/2548/23/2006 в отношении должника МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", расположенного по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 245, о чем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. В п. 2 указанного постановления должнику был установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок (5 дней) не были исполнены, в связи с чем, 11.12.2006 г. судебным приставом-исполнителем Индустриального РОСП г. Ижевска Беловой М.А. было вынесено постановление о взыскании с должника - ГЖУ исполнительского сбора в размере 5000 руб., который был взыскан с должника в полном объеме.
02.11.2009 г. судебным приставом-исполнителем Индустриального РОСП г. Ижевска Шумихиным А.А. было вручено должнику - ГЖУ требование от 30.10.2009 г. об исполнении исполнительного документа в полном объеме в срок 25.11.2009 г.
25.11.2009 г. судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу г. Ижевск, ул. 9 Января, 243, которым установлено, что работы, указанные в требовании в полном объеме не выполнены, о чем составлен акт совершения исполнительских действий от 25.11.2009 г.
10.12.2009 г. ГЖУ вручено уведомление о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
14.12.2009 г. судебным приставом Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска Шумихиным А.А. вынесено постановление о наложении на ГЖУ штрафа по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 70000 руб. При этом судебный пристав-исполнитель в указал в постановлении на следующие отягчающие ответственность обстоятельства: длительность неисполнения судебного решения; неоднократные неисполнения требований судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа; должник ранее неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Заявитель, считая привлечение к административной ответственности необоснованным, обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 14.12.2009 г.
В обоснование требований заявитель ссылается на следующее. Штраф взыскан в максимальном размере (70 000 руб.) необоснованно, без учета частичного выполнения работ, не принято во внимание отсутствие у ГЖУ возможности выполнить работы в полном объеме в установленный приставом срок ввиду отсутствия денежных средств по статье "текущий ремонт". Данное обстоятельство заявитель просит учесть в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
Судебный пристав-исполнитель требование заявителя не признал, указав, что постановление является законным и обоснованным. Вина ГЖУ в совершении правонарушения подтверждена материалами исполнительного производства. Требования исполнительного документа должником в установленный срок в полном объеме не исполнены в течение длительного времени. Ранее ГЖУ неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указано в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Закона.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Соответствующие нормы закреплены статьей 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающей, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Анализ положений статей 105, 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и диспозиции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ свидетельствует, что объективную сторону правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, образует неисполнение требований исполнительного документа лицом, в отношении которого ранее были вынесены постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление о наложении административного штрафа, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Порядок наложения штрафа установлен статьей 115 Федерального закона "Об исполнительном производстве": постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу. В силу части 1.1 статьи 28.6 КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.15 названного Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется.
В части 1 статьи 1.5 КоАП определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Судом установлено и материалами дела подтверждено невыполнение ГЖУ содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в полном объеме в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из требований исполнительного документа (ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ), заявитель суду не представил.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П указано, что под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, обоснованы выводы судебного пристава об отсутствии у должника объективных причин, являющихся основанием для неисполнения им исполнительного документа.
Довод заявителя о невозможности выполнить работы в установленный приставом срок ввиду отсутствия денежных средств, судом не принимается.
По смыслу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у должника необходимых денежных средств не освобождает его от ответственности за неисполнение обязательства.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях ГЖУ состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, является доказанным.
Между тем, санкция части 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч рублей до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Постановлением от 14.12.2009 г. штраф по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ назначен заявителю в максимальном размере в сумме 70000 руб. При этом судебным приставом-исполнителем в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, указаны такие обстоятельства как, длительность неисполнения судебного решения, неоднократные неисполнения требований судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа, должник ранее неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Суд полагает, что оснований для применения к ГЖУ ответственности в виде штрафа в максимальном размере не имеется, поскольку часть работ, предусмотренных исполнительным листом № 2-1666/06, ГЖУ выполнена.
На основании изложенного, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 14.12.2009 г. подлежит отмене в части наложения штрафа в сумме, превышающей 50 000 руб.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Заявление муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", г. Ижевск удовлетворить в части.
2. Признать незаконным и отменить постановления судебного пристава-исполнителя Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Шумихина А.А. от 14.12.2009 г. о наложении штрафа в части наложения штрафа на муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" в сумме, превышающей 50 000 руб.
3. В удовлетворении остальной части заявления отказать.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
В.Н.СИМОНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru