Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. по делу № 3-124-2009

Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Невидимовой Е.А.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М., настаивавшей на заявленном требовании, представителя Законодательного Собрания Пермского края Собяниной М.А. и представителя губернатора Пермского края Ялушича В.В., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 29 июля 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей части 2 статьи 5 Закона Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края",

установил:

Законодательным Собранием Пермского края 19.02.2009 принят Закон Пермского края "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края". Закон подписан губернатором Пермского края 02.03.2009 за № 390-ПК и опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 9, часть № 1, 09.03.2009.
Данным Законом устанавливается порядок ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона он вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 5 краевого Закона № 390-ПК, полагая, что данная норма противоречит пункту 8 Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 19.12.2008 № 298, так как она не содержит требований о необходимости наличия в Регистре муниципальных нормативных правовых актов Пермского края как дополнительных сведений:
- экспертных заключений уполномоченного государственного органа Пермского края по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на муниципальные акты;
- актов органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или Закона Пермского края.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Вохмянина Ю.М. заявленное требование поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Собянина М.А. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Методика, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ от 19.12.2008 № 298, определяет порядок ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Министерству юстиции РФ не предоставлено право регулирования вопросов организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Ни Федеральный закон, ни Постановление Правительства Российской Федерации, регулирующие данный вопрос, не содержат требования о необходимости соответствия законов субъекта Российской Федерации актам Министерства юстиции РФ.
Представитель губернатора Пермского края Ялушич В.В. просил отказать в удовлетворении заявления, поддержав доводы представителя краевого Законодательного Собрания.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно подпункту 64 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств региональных бюджетов, отнесено полномочие по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 ст. 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 ст. 43.1 указанного выше Федерального закона федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - Положение) регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 № 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждена Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 6 Методики в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты (далее - муниципальные акты) и дополнительные сведения к ним.
Пунктом 8 Методики установлено, что в регистр включаются следующие дополнительные сведения:
экспертные заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на муниципальные акты;
акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (представления, протесты и заявления в суд);
решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции;
решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов;
решения и постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по делам о проверке соответствия муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации;
предписания антимонопольных органов;
акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации;
письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных государственных органов.
Часть 2 статьи 5 Закона Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края" предусматривает, что к дополнительным сведениям, подлежащим включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края, относятся:
решения, постановления и определения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов;
акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (протесты, представления и заявления в суд);
предписания антимонопольного органа, адресованные органам местного самоуправления, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;
письма, ответы, иная информация прокуратуры, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Таким образом, часть 2 статьи 5 краевого Закона № 390-ПК не относит к дополнительным сведениям, подлежащим включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края:
экспертные заключения уполномоченного государственного органа Пермского края по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на муниципальные акты;
акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или Закона Пермского края.
При таких обстоятельствах положения части 2 ст. 5 Закона Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК в той части, в которой данная правовая норма не относит к дополнительным сведениям, подлежащим включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края, данных об указанных выше документах, противоречит пункту 8 Методики, в связи с чем подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части положения ч. 2 статьи 5 краевого Закона от 02.03.2009 № 390-ПК полностью соответствуют федеральному законодательству, поэтому в удовлетворения заявления в остальной части заместителю прокурора Пермского края следует отказать.
Доводы Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края в обоснование возражений по заявлению заместителя прокурора Пермского края являются несостоятельными в силу следующего.
В силу части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 5 статьи 76 Конституции.

В соответствии с частью 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Исходя из положений статьи 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, при этом ведение федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 является Министерство юстиции Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Методика, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 № 298, устанавливает перечень обязательных сведений, подлежащих включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, который состоит из соответствующих регистров субъектов Российской Федерации, дополнительные сведения, подлежащие включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края, не должны противоречить перечню дополнительных сведений, подлежащих включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 8 Методики, учитывая цели и принципы ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, установленные пунктами 2 и 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи 5 Закона Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края" в части невключения в данную норму как дополнительных сведений:
- экспертных заключений уполномоченного государственного органа Пермского края по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на муниципальные акты;
- актов органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или Закона Пермского края.
Отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления в остальной части.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 3 августа 2009 года.

Судья п.п.
С.С.БУЗМАКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru