Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. по делу № А03-1420/2009

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2009 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи О.Ю.В., при ведении протокола судебного заседания судьей О.Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице Минфина России, интересы которого представляет агент Правительства Российской Федерации - открытое акционерное общество "Р", г. Москва,
к Администрации Шипуновского района Алтайского края, п. Шипуново Шипуновского района Алтайского края,
третьи лица - 1) Федеральная продовольственная корпорация при Минсельхозпроде Российской Федерации, г. Москва,
2) закрытое акционерное общество "С" в лице конкурсного управляющего П.И.Н., с. Самсоново Шипуновского района Алтайского края,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - К.С.Н. (доверенность № 02/1-14/997 от 05.12.2008 г., паспорт), К.З.Н. (доверенность № 02/1-14/868 от 24.10.2008 г.),

установил:

Российская Федерация в лице Минфина России, интересы которого представляет агент Правительства Российской Федерации - открытое акционерное общество "Р", г. Москва, обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Администрации Шипуновского района Алтайского края, п. Шипуново Шипуновского района Алтайского края, в котором просит взыскать с Администрации Шипуновского района Алтайского края за счет казны Шипуновского района Алтайского края в пользу Российской Федерации в лице финансового органа - Минфина России в доход федерального бюджета 372 427,20 руб., в том числе 186 213,60 руб. основного долга и 186 213,60 руб. штрафа. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная продовольственная корпорация при Минсельхозпроде Российской Федерации, г. Москва, и закрытое акционерное общество "С" в лице конкурсного управляющего П.И.Н., с. Самсоново Шипуновского района Алтайского края.
Определением арбитражного суда от 19.05.2009 г. судебное заседание откладывалось.
Истец в судебное заседание не явился, в возражениях на отзыв ответчика по исковому заявлению № 43-5-1-01/826 от 02.06.2009 г. просит провести судебное заседание без участия его представителя.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, отзывы на исковое заявление не представили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится без участия представителя истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании объявлялся перерыв для представления дополнительных доказательств.
Истец в возражениях на отзыв ответчика по исковому заявлению № 43-5-1-01/826 от 02.06.2009 г. с возражениями ответчика не согласен, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик в отзыве на исковое заявление № 02/1-14/375 от 06.04.2009 г. и в заключении по делу исковые требования не признал в полном объеме, просит истцу в иске отказать.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд отмечает следующее.
Между ГУ "А", АО "С" и Администрацией Шипуновского района 18.04.1997 г. был заключен договор займа № 57/30, согласно которому, АО "С" (заемщик) обязалось принять от Алтайской продовольственной корпорации (займодатель) пшеницу продовольственную 3-го класса в количестве 120 тонн и возвратить ее до 01.10.1997 г. в количестве 156 тонн на сумму 231 868 260 неденоминированных рублей, а Администрация Шипуновского района Алтайского края (гарант) гарантировала возврат заемщиком 156 тонн пшеницы 3-го класса из урожая 1997 г. или его оплату к указанному сроку в сумме 231 868 260 руб.
Выступая займодателем по договору № 57/30 от 18.04.1997 г., ГУ "А" осуществляла функции государственного заказчика на территории Алтайского края.
Функции государственного заказчика на территории Алтайского края были возложены на ГУ "А" приказом Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 68 от 21.03.1995 г., которая пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" № 241 от 13.03.1995 г., была определена государственным заказчиком по формированию федерального фонда сельскохозяйственной продукции на 1995 год.
Для осуществления закупки и поставки продукции в федеральный продовольственный фонд между Минфином России и Федеральной продовольственной корпорацией при Минсельхозпроде России 17.04.1995 г. был заключен договор "О предоставлении на возвратной основе средств федерального бюджета для закупки и поставки сельскохозяйственной продукции в федеральный продовольственный фонд в 1995 году" № 1, согласно которому, Федеральной продовольственной корпорацией при Минсельхозпроде России были предоставлены средства федерального бюджета на возвратной и платной основе в сумме 265 680 000 000 неденоминированных рублей, а также средства федерального бюджета на возвратной и платной основе, поступающих в погашение задолженности по бюджетным судам, выданным в 1993 - 1994 годах АО "Р" и Минсельхозпроду России для закупки сельскохозяйственной продукции в федеральный фонд в сумме 3 202 065 000 000 неденоминированных рублей.
Таким образом, ГУ "А", как государственный заказчик на территории Алтайского края, осуществляло финансирование закупок для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, выделенных Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России, при этом, собственником указанных средств, на основании договора "О предоставлении на возвратной основе средств федерального бюджета для закупки и поставки сельскохозяйственной продукции в федеральный продовольственный фонд в 1995 году" № 1 от 17.04.1995 г., является Минфин России.
Из вышесказанного следует, что по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. АО "С" был предоставлен займ на возвратной и возмездной основе за счет средств федерального бюджета.
В связи с неблагоприятными погодными условиями АО "С" свои обязательства по возврату до 01.10.1997 г. пшеницы 3-его класса в количестве 156 тонн на сумму 231 868 260 неденоминированных рублей не исполнило, в связи с чем, 28.01.1998 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору от 18.04.1997 г., по условиям которого стороны установили новый срок исполнения обязательств - до 01.10.98 г.
Однако, АО "С" свои обязательства по возврату пшеницы 3-го класса в количестве 156 тонн на сумму 231 868 260 неденоминированных рублей исполнило не в полном объеме, сумма задолженности составила 186 213,60 руб.
По соглашению об уступке прав требования № 18/1 от 13.03.2000 г. ГУ "А" передала право требования по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. в размере 186 213,60 руб. непогашенного остатка задолженности Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Статья 39 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" устанавливает, что Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам на возвратной и возмездной основе за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.4 Бюджетного кодекса РФ, Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что именно Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Министерство финансов Российской Федерации также вправе осуществлять работу по возврату указанных видов задолженности с участием агентов Правительства Российской Федерации.
Статьей 26 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (п.п. 1 и 4 ч. 5) предусмотрено, что по поручению Правительства РФ функции агентов Правительства РФ, в том числе по представлению интересов России в судах, могут выполнять следующие организации:
Внешэкономбанк, открытые акционерные общества "Р.", "Ро." - по вопросам обеспечения возврата задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Россией, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со ст. 16 названного Закона;
открытые акционерные общества "Рос." и "Ро." - по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, а также проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В данном случае, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет работу по возврату средств федерального бюджета, выделенных Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России, по договору "О предоставлении на возвратной основе средств федерального бюджета для закупки и поставки сельскохозяйственной продукции в федеральный продовольственный фонд в 1995 году" № 1 от 17.04.1995 г. с участием агента Правительства Российской Федерации ОАО "Ро.".
Пунктом 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:
в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков.
Истец просит взыскать задолженность по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. с Администрации Шипуновского района Алтайского края, которая выступала гарантом по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительному соглашению от 28.01.1998 г. к указанному договору.
Ответчик считает, что договор займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительное соглашение к нему от 28.01.1998 г., заключенные между ГУ "А", АО "С" и Администрацией Шипуновского района Алтайского края в части принятия на себя Администрацией Шипуновского района Алтайского края обязательств гаранта являются ничтожными сделками, так как не соответствуют закону в силу статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению ответчика, глава Администрации Шипуновского района Алтайского края С.В.И. превысил свои полномочия, подписав в качестве гаранта договор займа № 57/30 от 18.04.1997 г. на сумму 231 868 260 неденоминированных рублей, так как имеется постановление Шипуновского районного совета депутатов Алтайского края № 5/1 от 18.03.1997 г., согласно которому, главе Шипуновского района С.В.И. было разрешено заключать договоры на получение авансов для проведения весенне-полевых работ в сумме 23 261 000 руб., поэтому, для подписания договора займа № 57/30 от 18.04.1997 г., в качестве гаранта, районным советом депутатов должно было быть принято аналогичное решение о предоставлении главе района права на подписание договора на сумму 231 868 260 руб., но такое решение не принималось.
Кроме того, ответчик считает, что договор займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительное соглашение к нему от 28.01.1998 г. подписаны в лице главы администрации района, в то время, как администрация района по своему правовому статусу не может быть надлежащей стороной подобной сделки, потому, что, администрация является исполнительным органом местного самоуправления, в качестве правового обоснования истец ссылается на статью 16 Устава муниципального образования Шипуновского района.
Как на один из доводов своих возражений, ответчик ссылается на то, что полномочия главы администрации района С.В.И. при подписании договора займа и дополнительного соглашения к нему не были обеспечены материальными и финансовыми ресурсами районного бюджета.
Суд считает возражения ответчика необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с договором займа № 57/30 от 18.04.1997 г., ответственность ответчика (гаранта) в установленных случаях составляет сумму 231 868 260 руб. по основному долгу. Представленным ответчиком постановлением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края № 5/1 от 18.03.97 г. главе района разрешено заключать договоры на получение авансов в сумме 23 261 млн. руб., то есть, указанная в договоре займа сумма ответственности значительно меньше, чем указанная в постановлении от 18.03.97 г.
В представленном ответчиком Уставе муниципального образования Шипуновского района указано, что глава района распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности (п. 3 статьи 32 Устава), а также, что администрация района заключает с коммерческими и некоммерческими организациями договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии территории, на производство товаров, оказание услуг (статья 37 Устава).
В дополнительном соглашении от 28.01.98 г. стороны указали задолженность без учета деноминации, а в постановлении Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края "О районном бюджете на 1998 год" № 9/2 от 24.03.1998 г. речь идет о суммах с учетом деноминации.
С учетом деноминации максимальная ответственность гаранта по дополнительному соглашению составляет 524 200 руб. Пунктом 13 постановления Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края "О районном бюджете на 1998 год" № 9/2 от 24.03.1998 г. разрешено производить заимствования кредитных ресурсов и предоставление поручительств в объеме до 20% доходов районного бюджета. Доходы районного бюджета на 1998 год составляли 23 231,5 тыс. руб. х 20% = 4 646,3 тыс. руб., таким образом, глава Администрации Шипуновского района Алтайского края не превысил свои полномочия, подписывая договор займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительное соглашение к нему от 28.01.1998 г.
Статьей 16 Устава муниципального образования Шипуновского района установлено, что администрация района - это исполнительный орган местного самоуправления, однако, в указанной статье нет ссылок на то, что администрация района, как исполнительный орган местного самоуправления, не имеет права заключать сделки, в том числе в качестве гаранта. Кроме того, согласно пункту 13 постановления Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края "О районном бюджете на 1998 год" № 9/2 от 24.03.1998 г., администрации района разрешено производить заимствование кредитных ресурсов, предоставлять поручительства в объеме до 20 процентов доходов районного бюджета с учетом ранее полученных заемных средств и подлежащих возврату в 1998 году.
В связи с изложенным, доводы ответчика о том, что администрация района по своему правовому статусу не может быть надлежащей стороной, а именно гарантом, по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительному соглашению к нему от 28.01.1998 г., не обоснованы.
Доводы ответчика о том, что полномочия главы администрации района С.В.И. при подписании договора займа и дополнительного соглашения к нему не были обеспечены материальными и финансовыми ресурсами районного бюджета, не подтверждены документально, к тому же, это не освобождает от исполнения обязанностей по договору.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2008 г. по делу № А03-10687/07-Б закрытое акционерное общество "С" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Пунктом 7 дополнительного соглашения от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. установлено, что в случае отказа от возврата задолженности заемщиком, обязанности по расчету за товарный кредит и штрафные санкции берет на себя гарант, а при невозврате задолженности в течение 30 дней с момента наступления срока возврата (до 01.10.98 г.) сумма задолженности, включая начисленные проценты и сумму штрафа, списываются с расчетного счета гаранта в безакцептном порядке.
Установленное в указанном пункте дополнительного соглашения право на безакцептное списание можно расценивать как один из способов исполнения обязательства, а именно, если у займодателя появляется право на безакцептное списание, то значит, у гаранта появляется обязательство по расчету.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 7 дополнительного соглашения от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г., получается, что воля сторон дополнительного соглашения состояла в том, что обязательство по расчету за товар и по уплате штрафных санкций возникало у ответчика в двух случаях - в случае отказа заемщика от возврата задолженности или в случае невозврата заемщиком задолженности и истечения 30 дней с момента наступления срока возврата.
Так как заемщик, ЗАО "С", свои обязательства по возврату заемных средств исполнил не в полном объеме, обязательства по уплате суммы долга возлагаются на гаранта по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и по дополнительному соглашению от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. - Администрацию Шипуновского района Алтайского края.
Задолженность по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и по дополнительному соглашению от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. в сумме 186 213,60 руб. подтверждается договором займа № 57/30 от 18.04.1997 г., дополнительным соглашением от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г., соглашением об уступке прав требования № 18/1 от 13.03.2000 г. и другими материалами дела.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик с суммой задолженности не согласен, при этом, доказательства оплаты долга в полном объеме в суд не представил.
На основании вышеизложенного суд удовлетворяет требования истца в части взыскания суммы основного долга в размере 186 213,60 руб.
Статья 93.4 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2008 г. определяет особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией. Устанавливается, что средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также за пользование ими подлежит перечислению в федеральный бюджет.
Истец просит взыскать с ответчика 186 213,60 руб. штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Договором займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительным соглашением от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г., заключенных между ГУ "А", АО "С" и Администрацией Шипуновского района Алтайского края, предусмотрены штрафные санкции.
Однако, согласно статье 39 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г." и статье 93.4 Бюджетного кодекса РФ, Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право требовать от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности юридических лиц субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Право требования штрафных санкций, предусмотренных договором займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительным соглашением от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г., указанными нормативными актами, не предоставлено.
Кроме того, по соглашению об уступке прав требования № 18/1 от 13.03.2000 г. Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации было передано право требования по договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г. в размере 186 213,60 руб. непогашенного остатка задолженности, право требования штрафных санкций, предусмотренных договором займа № 57/30 от 18.04.1997 г. и дополнительным соглашением от 28.01.1997 г. к договору займа № 57/30 от 18.04.1997 г., не передавалось.
Таким образом, ни соглашением об уступке прав требования № 18/1 от 13.03.2000 г., ни Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г." и Бюджетным кодексом РФ, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право взыскания с должников штрафных санкций.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскания штрафа в размере 186 213,60 руб. удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 110, 123, 156, 162, 164, 166 - 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Администрации Шипуновского района Алтайского края, п. Шипуново Шипуновского района Алтайского края, в доход Федерального бюджета РФ 186 213,60 руб. долга.
В остальной части истцу в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Алтайского края.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru