Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2010 г. № 19/34-ЗС

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИТЕТА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЛАСТИ И МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2009 ГОД

Заслушав отчет председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области Алексеева Б.Г. о деятельности комитета за 2009 год, руководствуясь статьей 12 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области, Законодательное Собрание постановляет:

принять отчет о деятельности комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области за 2009 год к сведению (прилагается).

Председатель
Законодательного Собрания
Л.М.БЕРЛИНА





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 17 марта 2010 года
№ 19/34-ЗС

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЛАСТИ И МЕСТНОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2009 ГОД

Персональный состав комитета:
Алексеев Борис Григорьевич - председатель комитета;
Дикусарова Наталья Игоревна - заместитель председателя комитета.
Члены комитета:
Мироманов Игорь Леонидович;
Незовибатько Роман Леонидович;
Романов Антон Васильевич;
Рульков Евгений Адамович;
Чернышев Андрей Владимирович.

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении (далее - комитет) в истекшем 2009 году руководствовался в своей деятельности планом работы Законодательного Собрания на 2009 год и планом законопроектных работ Иркутской области.
Комитет осуществлял свою работу на основе Конституции Российской Федерации, Устава Иркутской области, Закона Иркутской области "О Законодательном Собрании Иркутской области", Регламента Законодательного собрания Иркутской области, Положения о комитете по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении.
За отчетный период проведено 23 заседания комитета, из них 1 заседание - совместно с комитетом по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. Всего на заседаниях комитета рассмотрено 194 вопроса. Комитетом было рассмотрено 44 проекта законов, 38 - внесено и принято, 2 законодательные инициативы отозваны авторами законодательных инициатив, 1 законопроект принят в 1-м чтении, 2 - во 2-м чтении. По субъектам законодательной инициативы законопроекты распределились следующим образом: Губернатор Иркутской области - 25; депутаты Законодательного Собрания - 15 (из них председатель комитета Алексеев Б.Г. - 8); прокуратура Иркутской области - 1; Избирательная комиссия Иркутской области - 2; муниципальные образования - 1.
В заседаниях комитета принимали участие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, представители Правительства Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Избирательной комиссии Иркутской области, Контрольно-счетной палаты Иркутской области, Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, общественных организаций, депутаты Дум муниципальных образований, что обеспечило более качественное принятие решений комитетом и вовлечение в законотворческий процесс государственных органов и общественных организаций Иркутской области.

]]>
Из 108 вопросов, внесенных комитетом на рассмотрение сессии Законодательного Собрания, - 43 законопроекта. Из 41 рассмотренного законопроекта 38 принято окончательно и направлено для обнародования Губернатору Иркутской области (таблица 1 - не приводится). 1 законопроект принят в 1-м чтении, 2 - во 2-м.
Приоритетным направлением в работе комитета в текущем году была реализация Федерального конституционного закона от 30.12.2006 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".
Особое значение для Иркутской области имело принятие на 9 сессии Законодательного Собрания Иркутской области Устава Иркутской области.
Принятие Устава Иркутской области явилось важным этапом государственно-правового строительства области. В него были включены нормы, определяющие государственно-правовой статус Иркутской области как субъекта Российской Федерации, предметы ведения области, экономические основы жизнедеятельности региона, общие начала организации местного самоуправления. С принятием Устава Иркутской области был создан правовой каркас, вокруг которого в последующем предстоит формировать региональное законодательство.
Историческое значение появления Устава объединенной Иркутской области становится виднее в свете вступления в новый этап истории парламентаризма Иркутской области. За Уставом Иркутской области стоят твердая политическая воля и законотворческая инициатива, основанные на духе и букве закона. Комитетом по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении при работе над поправками были учтены результаты работы совместной рабочей группы, сформированной из представителей от Законодательного Собрания Иркутской области и от Губернатора Иркутской области. Было проведено 3 заседания рабочих групп и 3 заседания комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. На одном из заседаний достигнут своеобразный рекорд по продолжительности (8 часов) в обсуждении поправок к проекту Устава.
Вбирая в себя все лучшие положения старого основополагающего документа и все положительное, что было накоплено в области конституционного и уставного законотворчества в России за последние 15 лет, новый Устав содержит большой запас исторической прочности.
Работая над Уставом, депутатский корпус учел все предложения по формулировке в проекте особого статуса Усть-Ордынского Бурятского округа, а также правовые традиции как Иркутской области, так и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Комитетом по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении при работе над поправками были учтены результаты работы совместной рабочей группы, сформированной из представителей от Законодательного Собрания Иркутской области и от Губернатора Иркутской области.
Комитетом была подготовлена законодательная инициатива Законодательного Собрания Иркутской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Иркутской области". Проведены совещания с представителями судейского сообщества Иркутской области, муниципальных образований по обсуждению проекта федерального закона. На последнем совещании представленный проект федерального закона был одобрен. Настоящий проект федерального закона разработан в порядке законодательной инициативы Законодательного Собрания Иркутской области по реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583, которой предусмотрена подготовка федеральных законов об упразднении и укрупнении ряда районных судов в связи с небольшим количеством дел, рассматриваемых федеральными судьями (16 дел в месяц на одного судью).
В рамках реализации вышеназванной федеральной целевой программы планируется упразднить свыше 700 малосоставных судов. Аналогичные федеральные законы приняты Государственной Думой Российской Федерации и вступили в действие: в 2007 году - в отношении судов Ростовской, Саратовской областей, в 2008 году - в отношении судов Новосибирской, Свердловской, Архангельской, Калужской, Костромской областей, в 2009 году - в отношении судов Новгородской области и других регионов.
Правовой основой законопроекта являются положения части второй статьи 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", согласно которому районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, а также статьи 36 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается провести реорганизацию районных судов, штатная численность которых составляет три судьи и менее, путем объединения двух таких судов либо путем присоединения малосоставных судов к более крупным судам, что позволит привести судебную систему Иркутской области в соответствие с действующим законодательством, более равномерно распределить нагрузку на федеральных судей, таким образом повысить качество рассматриваемых дел и обеспечить сокращение сроков рассмотрения дел.
На 13-м заседании Законодательного Собрания Иркутской области принято постановление о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации данной инициативы. Проект федерального закона был направлен на заключение в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, при получении положительных заключений направлен в Государственную Думу Российской Федерации. В данное время указанный проект федерального закона находится на рассмотрении в комитете по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Одним из направлений работы комитета является согласование кандидатур для назначения на должности мировых судей Иркутской области. Комитет тесно взаимодействует с Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей администрации Иркутской области и Судебным департаментом при Верховном Суде в Иркутской области для подбора достойных кандидатов на столь ответственную должность. Все кандидатуры, представленные для повторного назначения, предварительно согласовывались с депутатами Законодательного Собрания от соответствующего округа и главами муниципальных образований соответствующих округов. В результате было согласовано комитетом и назначено на заседаниях Законодательного Собрания 30 мировых судей Иркутской области, из них 14 - на первый срок полномочий и 16 человек - повторно.
В соответствии со статьей 5 Регламента Законодательного Собрания области комитет осуществляет полномочия в сфере административных правоотношений. При комитете работает постоянно действующая рабочая группа по вопросам совершенствования административного законодательства. За 2009 год комитетом были рассмотрены вопросы об административной ответственности, принято окончательно 4 закона в сфере административных правоотношений для нового субъекта, 1 закон - в 1-м чтении.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 22.11.2008 "О распространении действия постановления Законодательного Собрания Иркутской области на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области и внесении изменений в областную государственную целевую программу "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2007 - 2009 годы "Правопорядок-2009" имеет номер 3/34-ЗС, а не 3-34-ЗС.

Особо хочется отметить работу над исполнением государственной целевой программы "О мерах по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2009 годы в Иркутской области "Правопорядок-2009". Целью принятия данной программы являлось осуществление системных профилактических мероприятий по улучшению криминогенной обстановки в общественных местах. В данную программу в связи со сложной финансовой ситуацией были внесены изменения в ноябре 2008 года (изначально программа предусматривала 44 млн. 565 тыс. рублей, в ноябре произошло сокращение финансирования до 12 млн. (постановление № 3-34-ЗС от 22.11.2008). 29 мая 2009 г. временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области внесено постановление о внесении изменений в данную программу в части сокращения финансового обеспечения до 9 млн. рублей. В связи с чем председателем комитета были сделаны запросы в адрес заместителя председателя Правительства Иркутской области Ведерникова А.В. и председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Курилова С.В. Указанный вопрос рассматривался на трех заседаниях комитета с приглашением начальника Управления Губернатора по правоохранительной и оборонной работе и начальника милиции общественной безопасности. Результатом такой тщательной работы стал отзыв постановления Правительства от 29 мая 2009 года № 166. Программа "О мерах по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2009 годы в Иркутской области "Правопорядок-2009" будет финансироваться в прежнем объеме - 12 млн. рублей. Исполнение данной программы было поставлено на контроль комитета.
В октябре 2009 года на депутатском часе заслушан отчет ГУВД Иркутской области о состоянии преступности и борьбе с ней по итогам первого полугодия 2009 года.
В продолжение вопроса о контрольной деятельности комитета следует отметить и большую работу, проведенную по результатам анализа исполнения Закона Иркутской области от 13.07.2006 № 46-оз "Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области". Итогом данного анализа послужил ряд выработанных рекомендаций органам местного самоуправления, администрации Иркутской области и Законодательному Собранию. Работа по исполнению Закона будет продолжена в 2010 году.
Традиционно комитет поддерживал обращения законодательных органов субъектов Российской Федерации в сферах местного самоуправления, административной ответственности, мировой юстиции.
Комитетом в 2009 году подготовлены и направлены отзывы на 10 проектов федеральных законов.
На 5 сессии заседания Законодательного Собрания Иркутской области принято 2 постановления: "О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", "О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".
Общественные мероприятия комитета в течение 2009 года были направлены на оказание содействия становлению реального местного самоуправления.
Муниципальная реформа - одна из наиболее обсуждаемых реформ, так как не на словах, а на деле касается каждого жителя области, его ежедневных потребностей, для удовлетворения которых необходима реально действующая местная власть. Прежде всего, каждое муниципальное образование должно иметь полноценный бюджет, в котором доходная часть соответствует расходным полномочиям, и достаточный имущественный комплекс для решения вопросов местного значения.
На заседании Президиума Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области при Законодательном Собрании были заслушаны доклады "О внесении изменений в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" № 25-ФЗ", о Законе Иркутской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", была заслушана информация по обзору Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ Медведевым Д.А. 31.07.2008, и федеральных законов, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в целях реализации плана.
Участники заседания Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области, обсудив актуальные вопросы развития местного самоуправления в Иркутской области, отметили следующее.
Организация местного самоуправления в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществляется в Иркутской области с 1 января 2006 года без использования права на установление переходного периода. Полностью сформирована двухуровневая система муниципальных образований: образовано и наделено соответствующим статусом 474 муниципальных образования - 365 сельских поселений, 67 городских поселений, 9 городских округов и 33 муниципальных района.
Сформированы органы местного самоуправления, приняты необходимые областные законы, утверждены и зарегистрированы уставы муниципальных образований. Постепенно решается проблема описания границ муниципальных образований. Активно осуществляется разработка органами местного самоуправления документов территориального планирования: по состоянию на сентябрь 2009 года из 33 муниципальных районов только в 9 не приступали к этой работе, в остальных документация находится в различных стадиях готовности; 6 из 9 городских округов утвердили генеральные планы, в 3 работа над ними завершается.
На завершающем этапе находится процесс межмуниципального разграничения имущества: законы о разграничении муниципального имущества приняты по 27 муниципальным районам, еще по 2 районам уже разработаны и находятся на рассмотрении соответствующие законопроекты.
Однако дефицит бюджетов и в целом имущественно-финансовой сферы муниципальных образований остается одной из острейших проблем, препятствующей дальнейшему эффективному развитию местного самоуправления в Иркутской области. Доходные источники бюджетов муниципальных образований не покрывают законодательно закрепленные расходные обязательства. При этом расширяется круг вопросов местного значения, которые требуют своего решения, а также спектр иных полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством, что влечет увеличение расходных обязательств органов местного самоуправления (при отсутствии дополнительных источников финансирования).
Председатель комитета, являясь членом бюро ИРО ООО "ВСМС", принимал активное участие во всех проектах ВСМС.
30 июня 2009 года заключено соглашение о сотрудничестве с ИРО ВПП "Единая Россия".
Иркутская область в ходе консультаций ЦИК ВСМС и ЦИК "Единой России" была включена в приоритетный список субъектов Российской Федерации, в которых отрабатывалась новая модель формирования кадрового муниципального резерва, предусмотренная Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (статьи 25, 26). Важным элементом этой модели стало формирование силами ВСМС муниципального кадрового резерва и выдвижение кандидатов в депутаты органов местного самоуправления.
По соглашению о взаимном сотрудничестве с партией "Единая Россия" ИРО ООО "ВСМС" включилось в процесс проведения праймериза. Список лидеров общественного мнения, рекомендуемых ИРО ООО "ВСМС" для включения в список кандидатов, состоял из 56 человек из 13 муниципальных образований (не участвовали в праймеризе от ВСМС 3 МО: Иркутский район, г. Зима, Мамско-Чуйский район). По итогам праймериза из списка ИРО ООО "ВСМС" рекомендованы для выдвижения 35 человек как кандидаты в депутаты представительных органов власти муниципальных образований и 1 человек - как кандидат на пост мэра.
В 2009 году ИРО ООО "ВСМС" приняло участие в формировании второго созыва Общественной палаты Иркутской области. Список кандидатов в члены Общественной палаты Иркутской области от Законодательного Собрания Иркутской области тщательно рассматривался на заседании комитета и был рекомендован к утверждению Законодательным Собранием Иркутской области.
Прошел муниципальный форум северных территорий Иркутской области "Оценка эффективности деятельности муниципальных образований Иркутской области", на котором председатель комитета выступил с докладом и принял участие в обсуждении следующих проблем:
- реализация эффективных инвестиционных проектов МО;
- привлечение внебюджетного финансирования в социально-экономическую инфраструктуру МО;
- реализация программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса в МО;
- эффективные модели развития сельских поселений;
- вопросы, связанные с законодательством, с существующими проблемами в ходе реформы местного самоуправления и др.
Было принято решение провести обмен опытом по антикризисному управлению между муниципальными образованиями. Собраны эффективные практики МСУ, которые будут изданы в специальном сборнике.
Выработаны рекомендации Губернатору, Правительству, Законодательному Собранию, муниципальным образованиям Иркутской области.
Третий раз силами ИРО ООО "ВСМС" проводился конкурс "Вот моя деревня". В этом году в конкурсе приняло участие 22 сельских муниципальных образования Иркутской области. В областную экспертную комиссию поступило 57 проектов, 22 из них признаны победителями. Это акции по организации культурного досуга селян, посвященные изучению истории родного края и местных традиций; направленные на решение проблем молодых семей и пожилых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проекты по благоустройству домов и придомовых территорий. Учитывалась социальная эффективность проектов, а также массовость - охват населения.
Накопленный органами местного самоуправления области опыт работы в течение истекшего года нуждается в постоянном анализе и выработке предложений по совершенствованию, территориальной организации местного самоуправления.
В области создана необходимая правовая основа для дальнейшего совершенствования организации государственной власти и местного самоуправления, разрабатываются и принимаются законы по установлению границ муниципальных образований, по формированию органов местного самоуправления, порядка решения вопросов местного значения, о межбюджетных отношениях, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и другие.
2 декабря 2009 года председатель комитета Алексеев Б.Г. принял участие во Всероссийском съезде ВСМС в г. Москве, где обсуждались вопросы эффективности реформы местного самоуправления.
Работа комитета регулярно освещалась в СМИ, опубликовано более 100 сообщений, интервью и т.д. Члены комитета активно участвовали во всех мероприятиях, проведенных Законодательным Собранием Иркутской области в текущем году: обучающие семинары; разъяснение и популяризация законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Законодательного Собрания, муниципальных выборах и т.д.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru