Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков
о порядке применения системы налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности

Вопрос: Какой порядок распределения численности административно-хозяйственных работников следует применять налогоплательщикам ЕНВД в целях определения величины физического показателя базовой доходности "количество работников".

Ответ: Согласно ст. 346.29 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подп. 1 - 3, 7 (в части, касающейся развозной и разносной торговли), а также 9 ст. 346.26 Кодекса, и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, исчисляют налоговую базу по единому налогу с использованием физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
В целях гл. 26.3 Кодекса под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 Кодекса).
Нормы гл. 26.3 Кодекса обязывают налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, вести учет показателей, необходимых для его исчисления.
В то же время порядок распределения указанного выше физического показателя базовой доходности при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности Кодексом не определен.
В этих условиях, в целях избежания двойного налогообложения данных налогоплательщиков и учитывая принципы "вмененного" дохода, который напрямую зависит не от стоимостных, а от физических показателей, ФНС России считает целесообразным при определении налогоплательщиками физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", среднесписочную (среднюю) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.п.), участвующих одновременно во всех видах деятельности таких налогоплательщиков, распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.
При невозможности распределения численности работников по видам осуществляемой предпринимательской деятельности (отсутствует закрепление работников за конкретными видами предпринимательской деятельности), фактическая величина указанного физического показателя должна определяться налогоплательщиками исходя из общей списочной численности их работников, включающей в себя и работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала, а также из средней численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.
Данная позиция по затронутому в обращении вопросу неоднократно доводилась до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков после введения в действие гл. 26.3 Кодекса и была предусмотрена в утративших силу Методических рекомендациях по применению гл. 26.3 Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707 (утратил силу в связи с изданием Приказа МНС России от 01.03.2004 № БГ-3-22/165).
Указанная методика расчета среднесписочной численности работников была также рекомендована налогоплательщикам и Минфином России (письмо от 18.03.2003 № 04-05-12/21).

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю через киоск площадью согласно инвентаризационным документам 6 кв. м, расположенный на арендованном земельном участке площадью 15 кв. м.
Какую площадь должен учесть налогоплательщик при определении физического показателя базовой доходности "площадь торгового места": площадь арендованного земельного участка или площадь киоска?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Ст. 346.29 Кодекса определено, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через указанные объекты розничной торговли, исчисляют налоговую базу по единому налогу на вмененный доход с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место" (в отношении объектов (их частей) площадью не более 5 кв. м) или физического показателя базовой доходности - "площадь торгового места" (в отношении объектов (их частей) площадью более 5 кв. м).
Согласно ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов.
При этом необходимо иметь в виду, что фактическая величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового места" должна соответствовать общей площади используемых для ведения розничной торговли объектов организации розничной торговли и земельных участков, определяемой налогоплательщиками на основании имеющихся у них правоустанавливающих и инвентаризационных документов на указанные объекты и земельные участки. В данной ситуации налогоплательщик осуществляет розничную торговлю через киоск площадью 6 кв. м, расположенный на земельном участке площадью 15 кв. м, который для осуществления розничной торговли не используется.
В этой связи, исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход должно производиться им с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места", фактическая величина которого составляет 6 кв. м.

Вопрос: Действует ли ограничение по площади (не более 150 кв. м), установленное для торговых залов подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в отношении торговых объектов, расположенных в стационарной торговой сети, не отнесенных инвентаризационными документами к магазинам и павильонам? Например, розничная торговля осуществляется из нежилого, производственного или складского помещения?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой, в частности, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Понятия объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, магазина, павильона, а также физических показателей базовой доходности "площадь торгового зала" и "торговое место" установлены ст. 346.27 НК РФ. При этом указано, что величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" определяется налогоплательщиками на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
В этих условиях объекты стационарной торговой сети (их части), не соответствующие установленным гл. 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, а равно и стационарные объекты организации розничной торговли (их части), фактически используемые под магазины и павильоны, в которых указанными правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена, следует относить для целей гл. 26.3 НК РФ к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов.
Согласно ст. 346.29 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами через указанные выше объекты организации розничной торговли площадью не более 5 кв. м, обязаны исчислять налоговую базу по единому налогу на вмененный доход с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место", а при осуществлении ими розничной торговли через данные объекты площадью свыше 5 кв. м - с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места".
При этом следует отметить, что гл. 26.3 НК РФ не установлено каких-либо ограничений по площади используемых для ведения розничной торговли торговых мест, а также не предусмотрено уменьшение площади торгового места на площадь, используемую для хранения товара.
В этих условиях фактическая величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового места" должна соответствовать площади используемых налогоплательщиками для ведения розничной торговли торговых мест, указанной в правоустанавливающих и инвентаризационных документах на данные объекты организации розничной торговли.

Вопрос: В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в гл. 26.3 НК РФ, и, в частности, введением нового физического показателя базовой доходности "площадь торгового места", а также лишением налогоплательщиков права самостоятельно корректировать коэффициент К2 на фактическое время ведения предпринимательской деятельности, в ряде регионов возросла налоговая нагрузка на налогоплательщиков ЕНВД. Каковы могут быть действия налогоплательщиков в целях снижения возложенной на них налоговой нагрузки?

Ответ: П. 3 ст. 346.26 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право определять в нормативных правовых актах значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие конкретные факторы влияния на результаты ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
Согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 данной статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
Таким образом, снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков единого налога на вмененный доход может быть достигнуто только посредством внесения в нормативные правовые акты соответствующих муниципальных образований о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход поправок, предусматривающих уменьшение действующих в настоящее время значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
С предложениями о внесении таких поправок в указанные нормативные правовые акты муниципальных образований налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы соответствующих муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 и 3 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, а также налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
В случае несоблюдения данных требований налогоплательщики вправе опротестовать нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования о введении на территории образования единого налога на вмененный доход в судебном порядке.

Вопрос: Организация со среднесписочной численностью работников более 100 человек и долей участия других организаций более 25 % осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в объекте стационарной торговой сети (аптеке), имеющей торговый зал площадью менее 150 кв. м и лицензию на данный вид деятельности. Кроме фармацевтической деятельности организация занимается и другими видами деятельности.
Учитывая положения Федерального закона № 224-ФЗ от 26.11.2008, вправе ли данная организация применять в 2009 году систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Ответ: Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления) (ст. 346.27 НК РФ).
В соответствии с подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Подп. 2 п. 2.2 указанной статьи НК РФ определено, что на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.
Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1, ч. 2 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" установлено, что положения подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ), только начиная с 1 января 2011 г.
Согласно Федеральному закону № 86-ФЗ аптечным учреждением признается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями данного Закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Таким образом, организации, осуществляющие розничную торговлю готовыми лекарственными средствами через аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ, до 1 января 2011 г. обязаны применять систему налогообложения в виде ЕНВД независимо от среднесписочной численности работников и доли участия в них других организаций.
В случае, если организация, применяющая общий режим налогообложения и превышающая ограничения, установленные подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, имеет структурное подразделение, которое признается в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ аптечным учреждением, то в отношении розничной торговли лекарственными средствами через такое аптечное учреждение при соблюдении других положений гл. 26.3 НК РФ данная организация также обязана применять до указанной даты систему налогообложения в виде ЕНВД.

Вопрос: Возможно ли применение системы налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, оказывающими услуги по чистке обуви с помощью аппарата, и если возможно, то какой физический показатель базовой доходности должен применяться ими при определении налоговой базы?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Ст. 346.27 НК РФ определено, что для целей гл. 26.3 НК РФ бытовыми услугами признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - Классификатор), в группе услуг 01 "Бытовые услуги".
Оказание бытовых услуг является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства РФ и, в частности, нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.
По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (ст. 730 ГК РФ).
Ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
]]>
К бытовым услугам Классификатором отнесены, в частности, услуги по чистке обуви (код услуги 011410).
Согласно ст. 346.29 НК РФ физическим показателем базовой доходности, характеризующим данный вид деятельности, является "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
Под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 Кодекса).
В этих условиях налогоплательщиками ЕНВД по такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг по чистке обуви, являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие определенное количество работников, непосредственно оказывающих физическим лицам данные услуги.
Что касается налогоплательщиков, устанавливающих в различных общественных местах аппараты для чистки обуви, то к их деятельности не применим указанный выше физический показатель базовой доходности, поскольку у этих налогоплательщиков не имеется работников, оказывающих услуги по чистке обуви.
При таких обстоятельствах деятельность, осуществляемая такими налогоплательщиками, не может быть отнесена для целей гл. 26.3 НК РФ к бытовым услугам, и, следовательно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Вопрос: Подпадает ли в 2009 году под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность по распространению наружной рекламы посредством рекламных конструкций, расположенных на ограждениях объектов строительства, реконструкции, ремонта, а также других временных ограждениях?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Рекламные конструкции могут быть и временными. В соответствии с ч. 5.4 ст. 19 указанного Закона временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем 12 месяцев.
Учитывая изложенное, с 01.01.2009 предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием временных ограждений подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД на общих основаниях.

Вопрос: Налогоплательщик предоставляет отдельно стоящие коттеджи по договорам найма для проживания физических лиц, а по договорам аренды, заключенным с организациями, - для временного либо постоянного проживания гостей арендатора. Данные обособленные коттеджи расположены на одном земельном участке, имеющем ограждение, и подключены к общим коммуникациям, но единым имущественным комплексом не являются. Подлежит ли переводу на ЕНВД данный вид деятельности?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м.
Для целей гл. 26.3 НК РФ под указанным видом деятельности следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием физическим лицам услуг по передаче во временное владение и (или) пользование помещений, предназначенных для временного размещения и проживания).
Ст. 346.27 НК РФ определено, что под объектами предоставления услуг по временному размещению и проживанию для указанных целей следует понимать здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты), а под помещением, используемым для временного размещения и проживания физических лиц, - квартиру, комнату в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комнату в общежитии и другие помещения.
Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход налогоплательщики, предоставляющие данные услуги, применяют физический показатель базовой доходности "общая площадь помещения для временного размещения и проживания", величина которого определяется на основании имеющихся у них инвентаризационных и правоустанавливающих документов на такие помещения (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и др. документов).
При этом при определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и т.п.) не учитывается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (вестибюлей, коридоров и холлов на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, душевых и саун, комнат бытового обслуживания, столовых, ресторанов, баров концертных залов и т.п.), а также площади административных и хозяйственных помещений данных объектов.
Из положений гл. 26.3 НК РФ следует, что если помещения для временного размещения и проживания передаются налогоплательщиками по договорам аренды сторонним организациям, которые в дальнейшем будут использовать их для размещения и проживания своих сотрудников или гостей, то такая деятельность налогоплательщиков не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В изложенной ситуации объектом предоставления услуг для временного размещения и проживания физических лиц является каждый отдельно стоящий коттедж, а не все коттеджи, используемые налогоплательщиками для осуществления предпринимательской деятельности, и, следовательно, общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется по каждому коттеджу отдельно.
Если общая площадь каждого из них согласно инвентаризационным документам не превышает 500 кв. м, то налогоплательщики, оказывающие услуги по временному размещению и проживанию физических лиц в данных коттеджах, могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Коттедж не является объектом гостиничного типа, поэтому при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход налогоплательщики, оказывающие услуги по временному размещению и проживанию, учитывают общую площадь помещений данного объекта, фактическая величина которого указана в договоре найма (аренды).
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", к месту пребывания (временного проживания) относится, в частности, жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение.
В этой связи предпринимательская деятельность налогоплательщиков по оказанию физическим лицам услуг по передаче во временное владение и (или) пользование жилых помещений в коттеджах может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход только в том случае, если указанные коттеджи не используются физическими лицами как место жительства.

Вопрос: Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 155-ФЗ "О внесении изменений в ч. 2 Налогового кодекса РФ", с 1 января 2009 г. на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Как следует определять среднюю численность работников в отношении бюджетных организаций: в целом по организации, или в части работников, занятых в предпринимательской деятельности?

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса, на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Данное положение распространяется на всех налогоплательщиков с 1 января 2009 г., за исключением организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" и хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, на которые указанное ограничение распространяется только начиная с 1 января 2010 г. (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ), а также аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах", на которые данное ограничение распространяется только начиная с 1 января 2011 г. (ст. 5 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).
Следует иметь в виду, что в среднесписочную численность включаются работники всей организации, в том числе работники филиалов, представительств и иных обособленных подразделений по всем видам предпринимательской деятельности, независимо от применяемых режимов налогообложения.
Таким образом, исходя из норм ст. 346.26 Кодекса, с 01.01.2009 на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся, в частности, и бюджетные организации, среднесписочная численность работников которых в целом по организации за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Вопрос: Вправе ли индивидуальные предприниматели уменьшить сумму исчисленного за IV квартал 2008 г. сумму единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплаченных за весь год в IV квартале?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой. При этом лица, производящие выплаты физическим лицам, осуществляют уплату страховых взносов на обязательное страхование по тарифам, предусмотренным ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ, а, в частности, индивидуальные предприниматели за свое страхование уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа (ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты.
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение п. 4 ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ Правительство РФ Постановлением от 11.03.2003 № 148 утвердило Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, согласно которым размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12. При этом фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ Правительство РФ своим Постановлением от 26.09.2005 № 582 утвердило Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, согласно которым фиксированный платеж в полном размере, определяемом в соответствии с п. 2 и 5 данных Правил, уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года. При этом уплата фиксированного платежа может осуществляться единовременно за текущий календарный год в размере, равном годовому размеру платежа, или частями в течение года в размерах не менее месячного размера платежа.
Таким образом, указанными выше нормативно-правовыми актами РФ индивидуальным предпринимателям, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, предоставлено право самостоятельно определять периодичность их уплаты в течение календарного года.
Поскольку законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании в РФ не связывает исполнение обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей с определенными периодами времени в течение календарного года, избранная индивидуальными предпринимателями периодичность уплаты фиксированных платежей (помесячно, ежеквартально либо единовременно в размере установленной стоимости страхового года) не может быть соотнесена с конкретным налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для целей реализации положений п. 2 ст. 346.32 НК РФ.
В этих условиях уплаченные индивидуальными предпринимателями суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей учитываются ими при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по итогам тех налоговых периодов по единому налогу, в которых они были фактически уплачены (в нашем случае - IV квартал).
Таким образом, если индивидуальный предприниматель уплатил сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за весь год в IV квартале, то он вправе уменьшить сумму исчисленного за данный налоговый период единого налога на ту сумму из уплаченных страховых взносов, которая не будет превышать вместе с суммой выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (если они были) 50 % от суммы исчисленного им за IV квартал единого налога.

Вопрос: Организация-плательщик ЕНВД при оказании услуг по ремонту автомобилей физическим лицам и субъектам предпринимательской деятельности устанавливает на автомобили запасные части, стоимость которых выделяется в актах выполненных работ (нарядах - заказах) отдельной строкой. Запасные части реализуются с торговой наценкой, при этом отдельный договор на их реализацию не заключается.
Подлежит ли переводу на ЕНВД по виду деятельности розничная торговля реализация запасных частей, используемых в ходе ремонта автотранспортных средств, и если подлежит, то как правильно определить площадь торгового места?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
Ст. 346.27 НК РФ определено, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - Классификатор) в подгруппе услуг 017000.
К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.
Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автотранспортных средств, является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства РФ и, в частности, нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.
Согласно ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (ст. 733 ГК РФ).
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Таким образом, если по условиям указанных договоров на подрядчиков (исполнителей) возложена обязанность выполнить работы (оказать услуги) по ремонту и (или) техническому обслуживанию автотранспортных средств с использованием принадлежащих им запчастей, то для целей гл. 26.3 Кодекса использованные ими в рамках таких договоров запчасти не признаются товаром, а сами подрядчики (исполнители) не признаются розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.
В этом случае выполняемые подрядчиками (исполнителями) работы (оказываемые ими услуги) по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

Начальник
отдела налогообложения
физических лиц
Управления ФНС РФ
по Оренбургской области
О.А.ФИЛИМОШИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru