Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. № 7-5-5-2010

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры края, а также раздела 2 Плана совместных мероприятий по декриминализации сферы добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов Приморского края на 2008 - 2010 годы, проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов управлением рыбного хозяйства Приморского края (далее - управление).
В ходе проверки установлены отдельные нарушения требований действующего законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства: промышленное рыболовство; прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 24 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биоресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство (организации любительского и спортивного рыболовства), на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, предусмотренных статьей 33.3 названного Федерального закона.
Предоставление в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям водных биоресурсов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство (организации любительского и спортивного рыболовства), на основании договоров пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, предусмотренных статьей 33.4 названного Федерального закона, неправомерно.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
В соответствии с абз. 24 п. 3.2 Устава федерального государственного учреждения "Государственное опытное охотничье хозяйство "Орлиное", утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 09.10.2006 № 613-у, названное ФГУ не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом учреждения.
Согласно абз. 14 п. 3.2 Устава названного ФГУ в число видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения осуществляемым по договорам на возмездной основе входит организация проведения охоты и рыбной ловли для российских и иностранных граждан на территории охотничьего хозяйства. Осуществление иных видов рыболовства Уставом названного ФГУ не предусмотрено.
В нарушение указанных норм действующего законодательства и Устава названного ФГУ управлением было принято решение о заключении договоров пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отношении водных биоресурсов внутренних вод РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб (далее - договор пользования водными биоресурсами) и заключены договоры пользования водными биоресурсами с ФГУ "Государственное опытное охотничье хозяйство "Орлиное" N№ 085-2010/пром; 086-2010/пром; 087-2010/пром; 088-2010/пром; 089-2010/пром; 090-2010/пром; 091-2010/пром; 092-2010/пром; 093-2010/пром; 094-2010/пром; 095-2010/пром; 096-2010/пром.
В соответствии с указанными договорами названное ФГУ получило право на добычу (вылов) водных биоресурсов в бассейне реки Уссури в целях осуществления промышленного рыболовства, что недопустимо.
В силу ч. 5 ст. 33.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядок подготовки и заключения договор пользования водными биоресурсами, форма примерного договора пользования водными биоресурсами, устанавливаются Правительством РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утверждены Постановлением Правительства РФ № 643 от 25.08.2008, а не от 25.08.2009.

Согласно п. 3 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2009 № 643 (редакция от 11.11.2009), подготовку и заключение договора пользования водными биоресурсами осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ - в отношении водных биоресурсов внутренних вод РФ (за исключением внутренних морских вод РФ); Федеральное агентство по рыболовству - в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, исключительной экономической зоны РФ, континентального шельфа РФ, Азовского и Каспийского морей, районов действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в отношении катадромных и трансграничных видов рыб.
Также, в соответствии с абзацем 16 п. 9.2 постановления Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 215-па (редакция от 08.07.2009) Управление осуществляет подготовку и заключение договоров пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, в отношении водных биоресурсов внутренних вод РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Для заключения договора пользования водными биоресурсами юридические лица или индивидуальные предприниматели представляют в управление заявление и документы, предусмотренные п. 4 названного постановления Правительства РФ, а также в соответствии с рекомендуемым и размещенным на официальном сайте Администрации Приморского края образцом заявления - карты-схемы постановки орудий лова, согласованные с органами рыбоохраны Приморского территориального управления Росрыболовства.
В результате анализа представленных заявителями в управление карт-схем выяснено, что управлением рассматриваются заявления и в нарушение п. 3 названных Правил принимаются решения о заключении договоров пользования водными биоресурсами, заключаются договоры пользования водными биоресурсами, в соответствии с которыми добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется во внутренних морских водах РФ, при том, что объем добычи (вылова) водных биоресурсов рекомендован Росрыболовстовом для осуществления рыболовства в эстуарно-прибрежных системах, т.е. - во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод.
Так, ИП Ж. в соответствии с договором № 034-2010/пром от 19.01.2010 получил право на осуществление в 2010 году добычи (вылова) водных биоресурсов - корюшки малоротой морской в эстуарно-прибрежных системах (без реки Раздольной) в объеме 3 тонн.
Согласно представленному в управление заявлению на заключение договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на 2010 год (регистрационный № З-022/пром от 14.01.2010), а также согласно представленным в управление схемам, ИП Ж. намеревается осуществлять добычу (вылов) корюшки малоротой морской на острове Русский в акваториях бухт Воевода, Новик, Боярина, которые относятся исключительно к внутренним морским водам.
Аналогичные нарушения были допущены управлением при принятии решений о заключении договоров пользования водными биоресурсами и заключении договоров пользования водными биоресурсами с ООО "Санрайс" (договор № 181-2009/пром от 31.12.2009), ООО "Мариком" (договор № 182-2009/пром от 31.12.2009) и другими пользователями при предоставлении права на добычу (вылов) таких видов водных биоресурсов как корюшка малоротая морская, красноперки угаи дальневосточные, что недопустимо.
Согласно подп. б) п. 4 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2009 № 643 (редакция от 11.11.2009), в заявлении для заключения договора пользования водными биоресурсами указываются банковские реквизиты заявителя.
В соответствии с подп. а) п. 7 названных Правил отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 4 названных Правил, является основанием для принятия решения об отказе в заключении договора.
В заявлении для заключения договора пользования водными биоресурсами ИП К. (рег. № З-020/пром от 13.01.2010) банковские реквизиты заявителем указаны не были.
В нарушение указанных норм управлением было принято решение о заключении договоров пользования водными биоресурсами с ИП К., и были заключены договоры N№ 038-2010/пром, 039-2010/пром и 040-2010/пром от 20.01.2010.
Аналогичные нарушения отмечены при принятии решений о заключении договоров пользования водными биоресурсами и заключении договоров по результатам рассмотрения заявлений ИП Ж. (рег. № З-022/пром от 14.01.2010), ИП С. (З-041/пром от 05.02.2010), ИП А. (З-036/пром от 28.01.2010), ИП П. (З-002/пром от 24.12.2009), ИП С. (З-007/пром от 28.12.2009), ИП Ч. (З-012/пром от 30.12.2009).
В соответствии с ч. 7 ст. 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" промышленные квоты в пресноводных водных объектах распределяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона Приморского края от 30.04.2002 № 220-КЗ "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае" распределение промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водах РФ, расположенных на территории Приморского края, за исключением внутренних морских вод РФ, осуществляется в порядке, установленном Администрацией Приморского края.
В соответствии с абз. 9 п. 2.3 постановления Администрации Приморского края от 31.08.2002 № 202-па (редакция от 11.04.2008) к заявке на выделение промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов в пресноводных водных объектах Приморского края прилагаются документы, подтверждающие наличие у предприятия собственного берегового рыбоперерабатывающего производства, место его расположения.
Согласно ч. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 165 Гражданского кодекса РФ несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
В нарушение указанных норм действующего законодательства при приеме заявки на выделение промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов в пресноводных водных объектах Приморского края от ООО "Рыбозавод Ханкайский" на 2009 год в качестве документа, подтверждающего наличие у предприятия собственного берегового рыбоперерабатывающего производства, место его расположения, была приложена копия договора имущественного найма складских и технологических помещений со сроком действия договора на 1 год без отметки о государственной регистрации договора, что недопустимо.
Факты нарушений действующего законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов прямо указывают на недоработки руководства управления рыбного хозяйства Приморского края в предупреждении подобных нарушений закона и на недостаточность контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных государственных служащих.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона и недопущения подобного впредь, в том числе рассмотреть вопрос о расторжении сделок, совершенных с нарушением закона.
2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона. При принятии мер дисциплинарного характера к лицам, допустившим нарушения закона, следует направить копию соответствующего приказа прокурору.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
4. О дате рассмотрения представления сообщить прокурору для принятия участия.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор
советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru