ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. № 183-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1157-р, в целях создания единого геоинформационного пространства Воронежской области, повышения эффективности использования органами государственной власти и органами местного самоуправления Воронежской области достоверных, оперативных и актуальных пространственных данных:
1. Утвердить прилагаемую концепцию
создания и развития межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области.
2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ганова А.Н.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 02.04.2010 № 183-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ
ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Концепция создания и развития межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1157-р, Законами Воронежской области от 20.11.2007 № 113-ОЗ
"О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы" и от 12.03.2008 № 13-ОЗ
"О регулировании отдельных отношений в сфере информатизации в Воронежской области".
1.2. Создание и развитие межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области обусловлено объективными потребностями граждан, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области в эффективном использовании достоверных, оперативных и актуальных пространственных данных и данных, описывающих объекты территории Воронежской области.
1.3. Основой межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области призвана стать информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая доступ граждан, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области к распределенным ресурсам пространственных данных и данных, описывающих объекты территории Воронежской области. В целях повышения эффективности создания и использования пространственных данных необходимо разработать механизмы распространения и обмена данными в информационно-телекоммуникационной сети правительства Воронежской области и общедоступной глобальной информационной сети. Межотраслевая комплексная геоинформационная система объединяет государственное управление в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, организационное обеспечение, человеческие и иные ресурсы, необходимые для создания, обработки, хранения, распространения и интеграции пространственных данных.
1.4. Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания и развития межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области как составного элемента единого информационного пространства Российской Федерации.
2. Анализ современного состояния и проблемы
создания межотраслевой комплексной геоинформационной
системы Воронежской области
2.1. Во многих странах мира формируются или уже действуют правила, процедуры и механизмы реализации инфраструктур пространственных данных как информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающих доступ граждан, хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти к распределенным ресурсам пространственных данных, а также их распространение и обмен в общедоступной глобальной информационной сети в целях повышения эффективности производства и использования пространственных данных и метаданных.
Организацию работ по созданию и развитию национальной геоинформационной системы, как правило, осуществляет уполномоченный межведомственный орган, координирующий деятельность министерств, ведомств, регионов, коммерческих и научных структур в части нормативной правовой базы, научно-технической политики, технологий, обучения персонала. Государственная поддержка и субсидирование формирования национальных геоинформационных систем, игравшие важную роль на начальных этапах их создания, по мере развития рынка пространственных данных и геоинформационных услуг, сменяются взаимовыгодным партнерством государства и бизнеса при сохранении регулирующих функций государства. Дальнейшее развитие геоинформационных систем осуществляется на основе углубления межведомственного взаимодействия и распространения полученного положительного опыта на региональном и местном уровнях.
2.2. В Российской Федерации практически все органы государственной власти, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты производят и используют в своей работе пространственные данные и данные, описывающие пространственные объекты. По оценке экспертов ООН, до 80% информации, использующейся в органах власти, - пространственные данные. Для решения текущих задач в различных областях хозяйствования на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований введены более 10000 местных систем координат, в которых создается вся геодезическая и картографическая продукция открытого опубликования.
Вместе с тем процессы создания органами государственной власти и органами местного самоуправления фондов и баз пространственных данных практически не координировались, что снижало полноту и актуальность этих ресурсов и приводило из-за дублирования пространственных измерений, выполняемых по различным методикам и требованиям, к созданию несовместимых пространственных данных.
2.3. В августе 2006 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1157-р одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, в которой предусмотрены мероприятия по формированию организационной структуры, изменению нормативно-правовой базы, разработке единых федеральных требований и стандартов к построению географических информационных систем, являющихся средством сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных.
В феврале 2007 года сформирована Межведомственная комиссия по пространственным данным Российской Федерации, осуществляющая координацию деятельности в сфере создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Региональные геоинформационные системы призваны стать составными частями единой инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
2.4. В настоящее время в Воронежской области отсутствует единая для всех исполнительных органов государственной власти Воронежской области межотраслевая комплексная геоинформационная система. Работы по созданию пространственных данных проводятся различными органами и учреждениями несогласованно, в рамках своих отраслевых интересов и полномочий и часто дублируются. В то же время сегодня имеется объективная потребность в создании пространственных данных, необходимых для использования органами государственной власти и органами местного самоуправления Воронежской области, научными организациями, хозяйствующими субъектами и гражданами для решения различных вопросов жизнедеятельности.
Создание межотраслевой комплексной геоинформационной системы позволит более эффективно решать задачи социально-экономического развития Воронежской области по основным направлениям хозяйственной деятельности, включая:
]]>- поддерживать существующие технологии работы с данными через специальные и стандартные приложения, мобильные устройства;
- поддерживать ведение мониторинга местоположения транспорта через системы навигации GPS/ГЛОНАСС;
- создавать приложения, объединяющие пространственные данные с функциональными возможностями геоинформационных систем, предоставлять средства для построения многопользовательской многоуровневой распределенной геоинформационной системы;
- предоставлять доступ и организовывать совместное использование пространственных и метаданных через сервисы по промышленным спецификациям Open Geospatial Consortium (OGC), таким как WMS, WCS, WFS, CSW, KML и др.;
- поддерживать полнофункциональную работу с прямым доступом к данным производителей MapInfo, ESRI, Autodesk, Bentley, MS SQL Server 2008 Spatial, Oracle Spatial и др.;
- поддерживать технологии открепления пространственных данных для автономного редактирования и технологии ведения версий (истории, хронологии) пространственных данных;
- разворачивать полнофункциональные геопорталы, построенные на основе принципов сервисно-ориентированной архитектуры (SOA);
- публиковать и контролировать метаданные для всех ГИС-ресурсов органов государственной власти Воронежской области;
- осуществлять прямой поиск по всем зарегистрированным хранилищам метаданных;
- автоматизировать процесс добавления и обновления данных геопортала.
С целью обеспечения совместимости пространственных данных необходимо установить обменные форматы пространственных данных и метаданных, которые поддерживаются большинством производителей геоинформационных систем и обеспечивают минимальные потери данных при их передаче из типового решения в сторонние информационные системы.
5. Основные направления и этапы реализации Концепции
Реализацию настоящей Концепции планируется осуществить в три этапа.
5.1. На первом этапе (2010 - 2011 годы) необходимо:
- образовать межведомственную комиссию по созданию и развитию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области;
- определить исполнительный орган государственной власти Воронежской области, ответственный за создание и развитие межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области, и установить его полномочия;
- назначить из числа исполнительных органов государственной власти Воронежской области и подведомственных им организаций конкретных исполнителей, ответственных за обеспечение накопления, обработки, хранения и представления определенных групп пространственных данных и метаданных;
- организовать работу по заключению соглашения об информационном сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и правительством Воронежской области;
- разработать долгосрочную областную целевую программу по реализации мероприятий настоящей Концепции с указанием сроков, объемов финансирования и конкретных исполнителей;
- создать ядро межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области;
- обеспечить единство базовых пространственных данных, используемых межотраслевой комплексной геоинформационной системой Воронежской области, с пространственными данными инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации посредством использования соответствующих материалов и данных федеральных и ведомственных (отраслевых) картографо-геодезических фондов, а также других федеральных информационных ресурсов;
- разработать технологии создания, хранения, актуализации и использования пространственных данных и метаданных средствами межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области;
- разработать регламенты исполнительных органов государственной власти Воронежской области по созданию, оценке качества, хранению, предоставлению и использованию пространственных данных и метаданных, а также ведению баз этих данных в соответствии с едиными государственными стандартами и законодательством Российской Федерации;
- реализовать в муниципальных образованиях Воронежской области пилотные проекты по созданию муниципальных геоинформационных систем;
- снять необоснованные ограничения на распространение пространственных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечить подготовку и повышение квалификации кадров, участвующих в создании и развитии межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области.
5.2. На втором этапе (2012 - 2013 годы) должно быть обеспечено:
- формирование сети организаций по ведению баз пространственных данных и метаданных на уровне муниципальных образований Воронежской области;
- создание и распространение пространственных данных и метаданных на уровне муниципальных образований с учетом утвержденных регламентов исполнительных органов государственной власти Воронежской области и в соответствии с государственными стандартами;
- дальнейшее совершенствование регионального законодательства в области создания и использования геоинформационных ресурсов;
- подготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в создании и развитии межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области.
5.3. На третьем этапе (2014 год) предполагается завершение формирования межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области и интеграция в инфраструктуру пространственных данных Российской Федерации с целью эффективного использования пространственных данных, создания банков пространственных данных в качестве государственных информационных ресурсов.
Финансирование мероприятий по созданию и развитию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Воронежской области в 2010 году предполагается осуществлять за счет средств действующих областных и ведомственных целевых программ. В 2011 - 2014 годах финансирование мероприятий настоящей Концепции будет осуществляться в рамках разработанной соответствующей долгосрочной областной целевой программы.
Выполнение мероприятий Концепции будет способствовать ускорению социально-экономического развития региона, повышению авторитета и престижа Воронежской области и страны в целом.
Реализация мероприятий настоящей Концепции даст мощный импульс созданию прикладных географических информационных систем для различных сфер, в том числе:
- градостроительной деятельности;
- здравоохранения (расположение поликлиник, больниц, муниципальных и частных аптек и киосков, зон обслуживания);
- образования (расположение дошкольных учреждений, школ и высших учебных заведений; зон обслуживания; соответствие социальным нормам, выделение ограничительных зон вокруг учебных заведений; определение и отображение маршрутов школьных автобусов в сельских районах и т.д.);
- транспорта общего пользования (система транспортных магистралей; маршруты различных видов транспорта общего пользования; расположение транспортных предприятий; состав транспорта; транспортная доступность местности; лицензирование и согласование маршрутов частного транспорта общего пользования);
- жилищно-коммунального хозяйства (расположение управляющих компаний и жилого фонда, товариществ собственников жилья, предприятий - поставщиков жилищно-коммунальных услуг; дислокация предприятий по вывозу бытовых отходов, их автопарков, зон обслуживания, маршрутов движения и т.д.);
- инженерных сетей населенных пунктов (прокладка трасс магистралей водо-, тепло-, газо-, энергоснабжения и канализации и т.д.);
- анализа и выработки рекомендаций по отслеживанию ситуации при возникающих техногенных процессах;
- мониторинга состояния окружающей среды;
- учета объектов мелиорации и водоотведения;
- разработки и сопровождения инвестиционных проектов.