Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ

ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕРЕД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Шесть раз я выступала с этой трибуны с ежегодным посланием. Диалог двух ветвей власти сохраняет преемственность и переходит в новый формат. Представляю Законодательному Собранию ежегодный отчет Правительства Санкт-Петербурга. В рамках доклада будет также представлена информация по основным вопросам, предварительно поставленным депутатами Законодательного Собрания. На 2009 год пришелся главный удар глобального кризиса по мировой экономике. Россия и Санкт-Петербург не могли быть исключением. В обществе преобладали упаднические настроения, в среде экономистов - мрачные прогнозы. Нам предсказывали неизбежное и стремительное падение экономики и уровня жизни населения. В этой ситуации приходилось опираться исключительно на собственные силы и собственные ресурсы. Правительством Санкт-Петербурга совместно с Законодательным Собранием был разработан и утвержден антикризисный план действий. Был создан под моим руководством антикризисный штаб, который в ежедневном режиме мониторил ситуацию в экономике, отслеживал запасы города по основным группам товаров и цены на основные виды продовольствия, лекарств, ГСМ и стройматериалы. По многим вопросам приходилось принимать оперативные решения, управлять в ручном режиме.
В целом меры, принятые на федеральном уровне Правительством Санкт-Петербурга, позволили удержать ситуацию под контролем, не допустить серьезных потрясений, обеспечить стабильную экономическую и социальную обстановку. Мы вместе с вами вовремя скорректировали бюджет и не ошиблись в прогнозах. Был установлен жесткий контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, что позволило выявить и заморозить непервоочередные расходы. Доля конкурентных закупок увеличилась за год почти на 6% и достигла 75% от общей суммы размещения госзаказа. По результатам электронных аукционов заключено контрактов на сумму, в 7 раз большую, чем в 2008 году.

ПОДДЕРЖКА ПЕТЕРБУРЖЦЕВ

В целом повышение прозрачности и конкуренции в системе госзаказа сэкономило бюджету более 11 млрд рублей. Главной нашей задачей было минимизировать последствия мирового финансового кризиса для петербуржцев, защитить их, не допустить снижения жизненного уровня. Именно поэтому с 1 января 2009 года мы проиндексировали на 22% зарплату работникам бюджетной сферы. Мы не только сохранили все социальные обязательства перед населением (пособия, компенсационные выплаты), но и проиндексировали их с учетом роста потребительских цен, расширили меры социальной поддержки инвалидов, многодетных семей и других льготных категорий. В 2009 году сумма выплат малоимущим на 38% превысила уровень докризисного 2008 года. Почти 55 тысяч человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получили материальную помощь. В общей сложности выплаты по всем мерам социальной поддержки за счет бюджета города в 2009 году составили 11,6 млрд рублей, с ростом 24% к докризисному 2008 году.
Средний размер трудовой пенсии в Санкт-Петербурге с 1 января 2010 года с учетом валоризации составляет 8313 рублей, социальной - 4105 рублей. С 1 апреля после индексации на 6,3% размер трудовой пенсии составит 8857 рублей. Социальная пенсия увеличится на 8,8% до 4467 рублей. Город сохраняет все доплаты пенсионерам и инвалидам до величины, превосходящей прожиточный минимум на 15%. Удалось удержать соотношение между средней заработной платой и стоимостью минимальной потребительской корзины. Стабилизация этого показателя в 2009 году позволила не допустить роста числа бедных. Это подтверждают и данные социологических опросов, фиксирующие мнение самого населения.
По данным Петростата, средняя начисленная заработная плата в Петербурге по итогам года выросла с 20 тысяч до 24,5 тысяч рублей. Реальные денежные доходы населения, также по данным Петростата, увеличились на 4,7%. При этом изменения произошли в структуре расходов петербуржцев: на 8% выросли сбережения в банках. Сегодня это 600 миллиардов 700 миллионов рублей, фактически - два городских бюджета. Это деньги не в чулке, а в банках. Это основа будущих частных инвестиций граждан в жилье, в образование, в качество жизни.
В мой адрес обратилась фракция КПРФ с вопросом о внеплановом повышении в 2010 году размера базовой единицы для работников бюджетной сферы. Я оцениваю бюджет текущего года как напряженный и считаю, что на сегодня нет объективных прогнозов о возможном перевыполнении его доходной части. Вместе с тем еще раз напомню, что Санкт-Петербург - единственный регион, где зарплата бюджетников в прошлом году была проиндексирована на 22% (существенно выше инфляции). По итогам этого года она вырастет на 11,4%, что также выше прогнозируемой инфляции на 7-8%.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Теперь об основных макроэкономических показателях. Бюджет Санкт-Петербурга за 2009 год исполнен по доходам на 107,2%, с превышением в 21,2 млрд рублей. Валовый региональный продукт Санкт-Петербурга в текущих ценах по прогнозу, на основании данных Госкомстата, вырос на 3,2% при снижении ВВП по России. Внешнеторговый оборот фактически вышел на докризисный уровень января 2008 года - 9,8 млрд. Экспорт петербургских предприятий после падения до 2,7 млрд вырос к концу года до 3,9 млрд. Уровень зарегистрированной безработицы на сегодня составляет 1,05% от экономически активного населения, в 2,5 раза ниже общероссийского показателя.
Общий объем иностранных инвестиций составил 5,5 млрд долларов. Инвесторы, поверившие в Петербург в благополучные годы, не дрогнули. Конечно, кризис несколько изменил структуру инвестиций. Вложения в основной капитал снизились на 11,5%, но выросли портфельные инвестиции и товарные кредиты. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику города составил 1,2 млрд долларов. Полагаю, на позицию инвесторов повлиял весь тот набор факторов, который укладывается в понятие "репутация". Напомню, что Петербург вступил в кризис, полностью расплатившись с внешним долгом. Уверена, именно сочетание либеральной экономической политики и консервативной финансовой политики позволило за 5 докризисных лет создать достаточный запас прочности, чтобы преодолеть пик кризиса без катастрофических потерь для экономики.
Одной из характерных черт петербургского кризиса стало падение индекса промышленного производства на 20%, что выше, чем в среднем по России. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, ИПП по России во многом определяют добыча и переработка полезных ископаемых. В Санкт-Петербурге таких отраслей нет, результаты работы нашей промышленности во многом определяют обрабатывающие производства, на которых в наибольшей степени сказались негативные последствия кризиса.
Во-вторых, специфика нашей промышленности характеризуется наличием крупных заказов с длительным циклом изготовления. Поэтому для нас куда более объективным показателем является объем отгруженной продукции. Так вот, этот показатель в прошлом году составил в Петербурге 96,2% против 90% по России. В обрабатывающих производствах - 93,5% по Петербургу против 84% по России.

КАК И В ЕВРОПЕ

И последнее - чем выше поднимаешься, тем больнее падать. Все последние годы у нас были достаточно высокие темпы развития экономики. Там, где роста не было, нечему было и падать. Ну и кроме того, мы в большей степени интегрированы в мировую экономику, которая претерпела глубокую рецессию. Весь ход нашей рецессии, а именно - спад в первом полугодии, затем стабилизация и подъем - соответствовал, скорее, не среднероссийскому, а среднеевропейскому графику. Мы и по другим показателям оказались ближе к Европе, чем думали. Например, в Петербурге в кризис сохранилось качество трудовых ресурсов. 60% экономически активного населения - это уровень развитых европейских стран. Изменения в структуре занятости также соответствуют европейским трендам. Количество занятых в крупной промышленности снизилось, при этом на 7,7% выросло количество занятых в сфере услуг и на 13,7% - в сферах транспорта, связи и торговли.
Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге остался на уровне 2008 года и составил 584,3 млрд рублей. Сеть потребительского рынка увеличилась почти на 1400 объектов. Город вышел на первое место в России по обеспеченности торговыми площадями и посадочными местами общепита в расчете на 1000 человек. Темпы роста потребительских цен в 2009 году были почти в 2 раза ниже, чем в 2008-м. По данным Петростата, годовые темпы роста инфляции на потребительские товары и услуги снизились в 1,6 раза, на продовольственные товары - в 2,6 раза.
В течение года мы оказывали серьезную поддержку реальному сектору экономики, как системную, так и точечную отдельным отраслям и предприятиям. В ручном режиме пришлось решать проблему государственного оборонного заказа для наших предприятий. Благодаря поддержке Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, удалось не только обеспечить своевременное финансирование гособоронзаказа, но и увеличить его в 1,8 раза в сравнении с 2008 годом. Промышленные предприятия, начавшие в условиях кризиса модернизацию производства, получили субсидии из бюджета на сумму более 79 млн рублей. У петербургских предприятий было закуплено продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму более 1,7 млрд рублей.

КУРС НА ИННОВАЦИИ

В мае 2009 года впервые принят закон о промышленной политике. В октябре создан Промышленный совет Санкт-Петербурга. Он должен завершить до конца I полугодия 2010 года разработку концепции долгосрочного развития промышленного комплекса. Объем инновационной продукции петербургского бизнеса в 2009 году увеличился в 2,7 раза по сравнению с 2008 годом, с 23 до 63 млрд рублей. Доля инноваций в общем объеме отгруженной продукции выросла до 6,5%. Напомню, до недавнего времени она была столь микроскопической, что даже не подлежала подсчетам.
В 2009 году заложен фундамент внутреннего спроса на инновации. Сформированы реестры инновационных компаний - с одной стороны и потребностей городского хозяйства в новых разработках - с другой. В три раза, до 640 млн рублей, увеличен уставный капитал Фонда венчурных инвестиций. Впервые был организован межотраслевой конкурс на премию Правительства города за лучший инновационный проект. Число резидентов особой экономической зоны выросло до 33. Во время Российской инновационной недели заключено контрактов на 1 млрд рублей. В 2009 году на 30% выросло число петербургских предприятий, внедряющих технологические инновации. Они потратили на свое перевооружение более 42 миллиардов рублей, в 3 с лишним раза больше, чем в предыдущем году. Корпорация "Роснано" выделила 13 млрд рублей на реализацию пяти петербургских проектов в области нанотехнологий.
В 2009 году удалось не заморозить реализацию масштабных стратегических проектов. Как справедливо отметил Владимир Владимирович Путин, именно за счет таких проектов формируется инфраструктурный задел на будущее. Несмотря на сокращение производства автомобилей в 2009 году, именно автомобильный кластер станет одной из важнейших точек роста в посткризисный период. В июне открылся завод "Ниссан". В сентябре этого года откроется завод компании "Хендэ Мотор Мануфактуринг". На заводе автокомплектующих "Магна Интернэшнл" уже идет установка оборудования. Начато строительство заводов группы компаний "Хендай" по производству автокомпонентов.

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

В условиях кризиса были расширены меры поддержки малого бизнеса. Последовательно снижались административные барьеры. Добросовестные арендаторы получили право на автоматическую пролонгацию договоров аренды. Количество проверок малого бизнеса в 2009 году сократилось на 40%. Открылся Дом предпринимателя, где оказывается юридическая, консультационная и иная помощь предпринимателям. Со второго полугодия к 16 нашим городским программам поддержки малого бизнеса добавилась новая - "Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства". Выдано 684 гранта на сумму 200 млн рублей. В 2009 году принят упрощенный порядок присоединения субъектов малого бизнеса к электрическим сетям. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса в прошлом году заключил соглашения с 22 коммерческими банками. Под его поручительство выдано кредитов на сумму свыше 2 млрд рублей. 49% контрактов по городскому заказу приходится на долю малых предприятий.
В связи с вопросом фракции "Единая Россия" сообщаю: всего на реализацию городского Плана поддержки малого предпринимательства в прошлом году было израсходовано из федерального и городского бюджета 1,2 млрд рублей, что в 2,3 раза выше, чем в 2008 году. В результате почти на 15 тысяч выросло число малых предприятий, создано в целом 80 тысяч новых рабочих мест. В 2010 году достигнутый уровень государственной поддержки сохранится, она станет более адресной - с акцентом на реальный сектор экономики и внедрение инноваций.

ПРОГРАММА ТРУДОУСТРОЙСТВА

Приоритетное внимание Правительство города в условиях кризиса уделяло рынку труда. Главные опасения и тревоги горожан были связаны с угрозой потерять работу. Городские центры занятости смогли трудоустроить более 156 тысяч граждан, обратившихся за помощью. Были организованы и проведены 108 межрегиональных, общегородских и специализированных ярмарок вакансий. Услуги по профориентации и социальной адаптации получили 104 тысячи человек. На условиях софинансирования с Рострудом. И мы благодарим федеральное правительство за реальную поддержку, реализована Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. С ее помощью трудоустроены или прошли курсы опережающего обучения более 19 тысяч петербуржцев.
В связи с вопросом фракции "Единая Россия" обращаю внимание на то, что по поручению Президента РФ на особом контроле находилось трудоустройство выпускников вузов. Правительством была создана Межотраслевая комиссия, куда стекались данные прогнозов трудоустройства, организовывались стажировки на предприятиях, проводились студенческие ярмарки вакансий. В результате были трудоустроены 95,6% выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Ситуация на рынке труда сохраняет позитивные тенденции. Если в конце 2009 года в городском банке вакансий значилось 46 тысяч свободных мест, то на сегодня - уже 49 тысяч при 28 тысячах безработных. Растет и число трудоустроенных. Службы занятости за неделю определяют на работу в среднем около 5,5 тысяч.

БОЛЬШИЕ СТРОЙКИ

Не остановилось развитие Санкт-Петербурга как транспортно-логистического центра. В завершающую стадию вступило строительство Кольцевой автодороги и Комплекса защитных сооружений. На дамбе введен в строй ключевой объект - судопропускное сооружение С-1. Строительство южного участка Западного скоростного диаметра в прошлом году финансировалось в рамках государственного заказа в объеме 9 млрд рублей. Мы рассчитываем, что вторая очередь ЗСД заработает в 2011 году и даст толчок развитию новых портовых мощностей. В октябре прошлого года "Петролеспорт" уже ввел в эксплуатацию новый терминал. Продолжение работ на ЗСД гарантирует облигационный займ на сумму 25 млрд рублей. Мы благодарны Правительству России за принятое решение выдать государственные гарантии, то есть гарантии федерального бюджета по этому займу.
В 2009 году за счет городского бюджета завершена реконструкция второй взлетно-посадочной полосы аэропорта "Пулково". В результате он уже сегодня способен принимать в любую погоду все типы воздушных судов. Но его полная модернизация, превращение в международный хаб еще впереди. В октябре заключено соглашение о государственно-частном партнерстве с консорциумом "Воздушные ворота северной столицы". И уже в этом году начнется строительство нового терминала.
Петербург с нетерпением ждет завершения строительства нового стадиона для "Зенита" на Крестовском острове. Отвечаю на вопрос фракции "Единая Россия" о ходе реализации этого стратегического проекта. В 2009 году возведен первый ярус, на 60% выполнен второй, уже монтируется третий и металлические конструкции крыши. Практически завершено возведение энергоцентра, идет реконструкция и воссоздание павильонов. С учетом изменившихся требований ФИФА и новых пожарных норм мы сейчас вынуждены корректировать проект. Но мы рассчитываем, что в 2011 году "Зенит" будет играть на арене, достойной клуба европейского уровня.
В мае 2009 года заработала на полную мощность первая очередь Морского пассажирского порта. В то время как в Европе туристическая активность снизилась на 10%, а в России еще больше, Петербург сохранил количество туристов на уровне 2008 года - 4,8 млн человек. Благодаря в том числе введению безвизового въезда в Россию на 72 часа, установлен рекорд по числу пассажиров круизных и паромных судов - 428,5 тысяч гостей.

2,6 МЛН КВ. М ЖИЛЬЯ

В 2009 году строительный рынок Петербурга ввел 2,6 млн кв. м жилья. Безусловно, этого результата на пике кризиса удалось добиться благодаря радикальному росту объемов бюджетного строительства - на 72% по сравнению с 2008 годом. Не секрет, что строительная отрасль одной из первых ощутила удар кризиса. Банки практически перестали выдавать кредиты, а граждане перестали тратить на жилье свои сбережения. Правительством города были объявлены инвестиционные каникулы - отсрочка платежей по инвестиционным договорам на срок до 6 месяцев без начисления пеней. Организовано подписание соглашений о проектном финансировании со Сбербанком и ВТБ, что позволило не заморозить строительство жилья и, главное, начать новые проекты. Одновременно Правительство обратилось к строительным компаниям с призывом отказаться от схем финансирования с неоправданными рисками для граждан. По итогам года почти половина компаний-застройщиков работает по 214-му Федеральному закону, ставящему заслон появлению новых обманутых дольщиков. И эту работу надо в скорейшие сроки завершить.
19,8 млрд рублей было выделено из бюджета на строительство энергетической и коммунальной инфраструктуры. Это четверть всех капиталовложений, предусмотренных Адресной инвестиционной программой на 2009 год. Введены в эксплуатацию семь новых подстанций. Полностью ликвидирован дефицит электрических мощностей, Петербург вышел из числа энергодефицитных регионов. В декабре 2009 года и в январе 2010-го в Санкт-Петербурге были установлены абсолютные рекорды по потреблению электроэнергии. Еще несколько лет назад в подобной ситуации пришлось бы отключить треть нестратегических потребителей. Да и мы помним, как часто отключали целые кварталы. Сейчас город эти рекорды электропотребления просто не заметил.
Город принял на себя обязательства по финансированию строительства Юго-Западной ТЭЦ с учетом обширных планов возведения жилья в этой части Петербурга. Удалось привлечь почти 6 млрд рублей по договору со Сбербанком России. На IV квартал 2010 года запланирован пуск первой очереди.
По договору с "Газпромом" вслед за Петроградским районом завершена комплексная реконструкция теплоснабжения Курортного района. В итоге построено 56 современных котельных, общий прирост мощности составил 106 мегаватт. Аналогичная реконструкция в 2011 году завершится в Петродворцовом районе. В связи с вопросом фракции "Справедливая Россия" о сроках капитального ремонта теплосетей по Октябрьскому бульвару Пушкина сообщаю: в соответствии с государственным контрактом работы будут завершены к юбилею Царского Села.
Отвечу также на вопрос депутата Тимофеева о теплоснабжении микрорайона Ржевка-Пороховые. В этой части города выполняется реконструкция 13 центральных тепловых пунктов. В рамках развития источников теплоснабжения до 2015 г. планируется, в частности, строительство второго энергоблока ТЭЦ-5, модернизация 3-й и 4-й Красногвардейских котельных, 1-й и 2-й Правобережных котельных, строительство новой котельной в районе сельхозпредприятия "Ручьи". К сожалению, мы были вынуждены сократить расходы на капитальный и текущий ремонт дорог. Пришлось отложить ряд объектов.
На вопрос депутата Тимофеева о ремонте проспекта Наставников на участке от Хасанской ул. до Ириновского пр. отвечу, что реконструкция указанного участка дорожной сети предусмотрена Адресной инвестиционной программой на 2010-2012 годы.
Несмотря на существенное сокращение финансирования, тем не менее, в 2009 году завершено строительство десяти новых, капитальный ремонт 15 и текущий ремонт 39 объектов дорожной сети. Открыто движение по Софийской улице, введены в эксплуатацию Лазаревский мост, новый участок улицы Морской пехоты, транспортная развязка на пересечении Пулковского и Петербургского шоссе, выполнены работы по реконструкции Суздальского и пробивке Богатырского проспекта до проспекта Испытателей. На этих объектах работы вскоре будут полностью завершены. В начале 2010 года открылось 6-полосное движение по Приморскому проспекту с разделением потоков.
На вопрос фракции КПРФ о строительстве объездной дороги вокруг Красного Села вынуждена сообщить, что средств в бюджете на этот год на эти цели не предусмотрено. Однако Правительство города уже обратилось в Минтранс с предложением реализовать этот дорогостоящий проект на условиях софинансирования из городского и федерального бюджетов. Это будет справедливо, т.к. объездная дорога пройдет не только по территории Петербурга, но и Ленобласти. Я лично обсужу этот вопрос с министром транспорта, и мы надеемся на положительный ответ.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УБОРКИ

Петербург является единственным городом России, который сохранил централизацию в садово-парковом хозяйстве. Благодаря этому в 2009 году были своевременно организованы централизованные закупки отечественного посадочного материала. Было высажено 20680 деревьев, 224,2 тысячи кустарников - в 3,5 раза больше, чем в юбилейном 2003 году. Выполнен ремонт более 1 млн кв. м газонов и установлено 34 километра газонных ограждений. Успешно реализован пилотный проект восстановления озеленения Московского проспекта. В 2009 году на улицах города было высажено почти 10 млн цветов.
Бюджетные потери сферы благоустройства и дорожного хозяйства стали одной из причин той лавины проблем, которые обрушились на Петербург вместе с рекордными снегопадами. Сегодня надо честно признать, что к аномально снежной зиме мы готовы не были, как и многие другие европейские города. Хотя еще прошлой весной Правительством была разработана комплексная программа по переходу на новые технологии уборки дорог и тротуаров с точными расчетами потребности в уборочной технике, включая форс-мажорные ситуации. Но, надо признать, теплые европейские зимы последних лет нас убаюкали. И в кризисный год, с учетом сокращения бюджета, было принято решение отложить финансирование программы, которая "весила" свыше 5 млрд рублей.
Тут нет одной правды. Давайте не забывать, что столько снега в нашем городе не выпадало 128 лет. А выпало более 15 млн кубометров снега. Это можно сравнить с тысячей пирамид Хеопса. Для вывоза всего снега единовременно понадобилось бы 900 тысяч самосвалов. Мы пережили самое настоящее стихийное бедствие. И экстремальная ситуация показала не только острую потребность в больших объемах современной уборочной техники. Она вскрыла целый комплекс проблем, недоразумений, невнятицы в цепочке уполномоченных органов власти, районных администраций и всевозможных служб, отвечающих за конкретный результат - уборку улиц и дворовых территорий. На основании детального анализа этой проблемы введена жесткая регламентация ответственности, в том числе персональной. Правительство внесет соответствующие изменения и в городское законодательство с целью регулирования действий органов власти, предприятий и учреждений при таких чрезвычайных ситуациях.

ПРОБЛЕМЫ ЖКХ

Начатая в 2005 году реформа ЖКХ демонтировала старую советскую систему, обеспечив переход к рынку. Но этот рынок, надо сказать честно, до сих пор остается в зачаточном состоянии. Управляющие компании не чувствуют угроз со стороны конкурентов. Ни одна из них не закупала технику в рамках подготовки к зиме. Даже лопатами не озаботились, не говоря уже о том, чтобы нанять дополнительно дворников, кровельщиков.
Назад к монополизму в сфере ЖКХ, безусловно, дороги нет. Но административными мерами конкуренция не создается. Надо экономическими инструментами стимулировать появление на рынке ЖКХ сильных управляющих компаний, имеющих финансовые и кадровые ресурсы. При этом двигаться и параллельным курсом - разукрупнить часть территорий обслуживания, предоставив малому и среднему бизнесу возможность взять на себя один-два дома и отвечать за них сполна. Мы расцениваем это как неотложную задачу на этот год. А компании, проявившие безответственность, халатность, непрофессионализм, должны также ощущать давление снизу. Пока, к сожалению, сами жильцы не спешат проводить собрания собственников и расставаться с нерадивыми управляющими компаниями.
В этой связи отвечу на вопрос депутата Соловьева о возможности передачи полномочий по уборке снега муниципальным образованиям. Уже принято решение о проведении такого эксперимента в Пушкинском, Колпинском, Петродворцовом, Курортном и Петроградском районах. Если результат себя оправдает, такую практику можно распространить и на другие районы.
Еще раз подчеркну, в том числе в связи с запросом, который поступил от фракции ЛДПР: Правительство не снимает с себя ответственности за то, что не удалось эффективно противостоять стихии. Заверяю вас, из случившегося извлечены уроки. В самое ближайшее время пройдет конкурс на закупку необходимой уборочной техники всего парка единовременно. Специализированные дорожные предприятия получат всепогодную технику, способную справиться в том числе и с аномальными природными явлениями. Будут закуплены универсальные машины для уборки проезжей части, роторные снегометатели, вакуумные уборочные машины, погрузчики и малые универсальные машины для тротуаров.
Нынешняя зима обнажила и "белые пятна" городских территорий. Когда государство перестало быть заказчиком и исполнителем уборочных работ в одном лице, внутридворовые площадки и проезды оказались между зоной ответственности города (к которой относятся магистрали) и управляющих компаний (которые отвечают за придомовые территории). В итоге дворы и проезды убирались по остаточному принципу, что в первую очередь и создавало невыносимые условия для граждан. В бюджете 2011 года будут предусмотрены отдельной строкой средства на уборку внутридворовых территорий, по каждому из которых будут заведены уборочные паспорта. Эта необходимая работа уже ведется под руководством вице-губернатора А.И.Сергеева.

КРОВЛИ И РЕМОНТ

Эта аномальная зима принесла много бед. В их числе - многочисленные протечки кровель, особенно в центральных районах. И это при том, что за последние три года мы выполнили капитальный ремонт всех аварийных кровель, которые ждали своей очереди много лет, и в последние годы протечек практически не было. В связи с обращением фракции "Единая Россия" хочу обратить внимание на следующее. Специфика центральных районов в том, что большинство кровель там металлические и они попросту не выдержали столь обильных снегопадов. Под тяжестью снега они прогибались, расходились фальцы, плюс к этому - резкие перепады температур. Все это приводило к образованию наледей, сосулек, протечек. Хочу для сведения сказать: общая площадь кровель в Санкт-Петербурге 24 млн кв. м. Это равно площади всех дворовых территорий города. Никого не оправдывая, объективности ради надо сказать, что одновременно очистить все кровли от снега не было возможности. В городе просто физически нет такого количества кровельщиков, промышленных альпинистов. Многие кровли приходилось очищать по несколько раз. Но это не снимает ответственности ни с районных администраций, ни с управляющих компаний. На сегодня все протечки учтены, выяснены причины. Всего придется восстановить 7454 кровли. Часть работ будет выполнена подрядными организациями в порядке гарантийного ремонта. Остальные - жилкомсервисами и управляющими компаниями. Жилищный комитет вместе с районными администрациями формирует программу и ее исполнение в межотопительный сезон будет взято под жесткий контроль. Также будет оказана помощь гражданам по ликвидации последствий протечек.
В прошлом году выполнен капитальный ремонт в 1,5 тысячах многоквартирных домов - на 25% больше того, что мы запланировали. Рост объемов достигнут за счет экономии материалов и проведения конкурсных процедур. 3,6 млрд рублей было выделено на эти цели Фондом содействия реформе ЖКХ и 1 млрд рублей - бюджетом Петербурга. Фонд уже удовлетворил заявку Петербурга на 2010 год в сумме 4,4 млрд рублей. По условиям соглашения городской бюджет выделит еще 1,2 млрд и, таким образом, финансирование капитального ремонта в этом году увеличится на 20%. Должна также проинформировать вас, что на заседании Совета при Полномочном Представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе я выступила за прозрачность формирования тарифов в сфере ЖКХ со стороны монополистов. Считаю, что их деятельность должна жестко регулироваться государством. Недопустимо перекладывать на плечи населения развитие инфраструктуры, которая недофинансировалась десятилетиями, безудержным ростом тарифов.
Граждане, проживавшие в ветхом и аварийном фонде, в прошлом году получили 4 тысячи квартир. В общей сложности за 3 последних года аварийный фонд города сократился на 70%. В прошлом году при государственном содействии улучшили свои жилищные условия в общей сложности 27 тысяч петербургских семей - на 67% больше, чем в 2008 году. Городская очередь сократилась на 20 тысяч семей. Более 7 тысяч семей воспользовались городскими жилищными целевыми программами.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

В 2009 году принят ряд решений, принципиальных для развития общественного транспорта в Петербурге. При активном участии Владимира Владимировича Путина достигнута договоренность с итальянскими компаниями о строительстве в Санкт-Петербурге завода по производству вагонов для новой ветки скоростного трамвая. Скоростная трамвайная линия пройдет от Московского вокзала до аэропорта "Пулково" - это приоритетная часть крупного и важного для города проекта. Для создания нового вида пассажирских перевозок - водного транспорта - принят городской закон, который определил структуру и порядок движения по рекам и каналам.
В рамках Программы развития метрополитена до 2020 года в прошлом году началось проектирование новых трасс метро. После реконструкции открылась станция "Горьковская", завершен ремонт наклонного хода на станции "Гостиный Двор". Вошли в строй станции Фрунзенского радиуса "Спасская" и "Звенигородская".
В этой связи отвечу на вопрос фракции КПРФ о сроках и источниках финансирования дальнейшего строительства метрополитена, включая Фрунзенский радиус. Полагаю, депутатам известно, что с этого года единственным источником финансирования новых объектов метро является бюджет Санкт-Петербурга, то есть региональный бюджет. На эти цели адресной инвестиционной программой предусмотрено на 2010 год 10,5 млрд рублей, на 2011 год - 10,9 млрд рублей, на 2012 год - пока 7,4 млрд рублей, и эту сумму мы будем увеличивать. Эти средства учитывают строительство Фрунзенского радиуса метрополитена от станции "Садовая" до ст. "Международная" с участком переключения от ст. "Достоевская" до ст. "Спасская".

]]>
Уважаемые депутаты! Позвольте подытожить основные результаты 2009 года короткой строкой. На протяжении всего года в Петербурге сохранялась стабильная социальная обстановка. В сферах жизнеобеспечения города удалось не допустить неконтролируемого развития событий. Все социальные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме. Ключевые программы развития города не были свернуты, заморожены, хотя часть из них реализовывались в меньших масштабах и меньшими темпами, чем в докризисный период. Промышленное производство, понесшее наибольшие потери, к концу года вышло на относительно положительную динамику основных показателей. Малый бизнес при нарастающей финансовой и организационной поддержке со стороны города продемонстрировал способность к росту, свою устойчивость даже в условиях финансово-экономического кризиса. Инвесторы проявили очевидное доверие к антикризисной политике города, объем инвестиций сохранился на высоком уровне. Международные рейтинговые агентства в начале этого года повысили прогнозный рейтинг Петербурга до "стабильного". На этом основании считаю, что в целом итоги 2009 года, конечно, небезпроблемного, могут быть признаны удовлетворительными.
Совершенно очевидно: пик кризиса пройден без глобальных потерь в первую очередь благодаря мобилизации петербуржцев, трудовых коллективов предприятий и организаций, бизнес-сообщества, правоохранительных органов на работу в новых, жестких условиях. Финансово-экономическая нестабильность не спровоцировала нестабильность общества, не привела к драматическим поворотам. И, конечно же, особая роль в этом принадлежит депутатскому корпусу. Оперативная и точная корректировка бюджета 2009 года и сложнейшая работа над бюджетом 2010 года - ключевой показатель нашей солидарной ответственности перед городом. Я хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, все фракции Законодательного Собрания, за то, что конструктивное сотрудничество, уважение к позициям друг друга по-прежнему определяют содержание диалога ветвей власти в Петербурге. Сегодня я ответила на абсолютное большинство ваших вопросов. Но временные рамки отчета ограничены. Поэтому на оставшиеся вопросы вы получите ответы по аналогии с ответами на депутатские запросы.
Параметры бюджета 2010 года вам известны: доходы составят 318,5 млрд рублей, расходы - 336,7 млрд. Экономический рост запланирован на уровне 3,1%. Повторю, что оцениваю принятый бюджет как напряженный, потому что доходная часть увеличена на 8% по сравнению с 2009 годом. Пик кризиса пройден, однако кризисные явления в экономике и финансовой системе продолжаются. Мы не должны расслабляться - нам предстоят испытания и в этом году. Поэтому и в текущем году город будет тратить деньги, говоря языком медицины, по жизненным показаниям. Сохраняется принцип концентрации ресурсов на приоритетных ключевых направлениях и безусловного исполнения социальных обязательств.

ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ

Отчисления налогоплательщиков в январе и феврале текущего года дают основания для осторожного оптимизма. Но считаю, что обоснованный прогноз на весь год можно сделать лишь по итогам I полугодия. Правительство города не откажется от планов по заимствованию 19 миллиардов рублей, что позволит в полном объеме исполнить бюджет развития. Вектор политики Правительства Петербурга в 2010 году смещается с антикризисного на стабилизационный. Решению задач стабилизации будет подчинена деятельность всех исполнительных органов власти во всех отраслях экономики, промышленности, городского хозяйства, во всех сферах петербургской жизни. Это позволит в 2011 году начать возврат на позиции, завоеванные городом в докризисные 5 лет. Мы это уже делаем. Нам предстоит извлечь пусть болезненные, но целебные уроки из кризиса. Только так город сможет выйти из него более сильным, с устойчивым иммунитетом к внешним вызовам. От антикризисных мер - через стабилизацию - к посткризисному развитию Петербурга. Иного выбора у нас с вами нет.
И в заключение я хотела бы по традиции обратиться к петербуржцам. 2010 год - особенный в нашей новейшей истории. В год юбилея Победы рядом с нами, к великому счастью, десятки и сотни тысяч участников и ветеранов Великой Отечественной войны, защитников Ленинграда, жителей блокадного города, тружеников тыла, узников фашистских концлагерей. Правительством города принята и реализуется как никогда масштабная программа подготовки к 65-й годовщине Победы. Но нет ничего важнее общественной атмосферы, ауры уважения, преклонения перед нашим героическим военным поколением. Нет ничего важнее человеческого тепла, участия и заботы о наших ветеранах. И я уверена, это станет делом и движением души абсолютно каждого жителя нашего города, города-героя Ленинграда.
И, как справедливо сказал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, "патриотизм ветеранов Великой Отечественной войны - это бесценный моральный ресурс, необходимый современной России". Для движения вперед, для успешной модернизации страны нам остро необходимо единение и сплочение общества, всех его слоев и поколений. Сплочение вокруг тех незыблемых ценностей, с которыми 65 лет назад наши ветераны одержали Великую Победу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru