ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. № 737-ПП
О КОНЦЕПЦИИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"
(в ред. Постановления
Правительства Свердловской области
от 29.03.2010 № 493-ПП)
В целях реализации Постановления
Правительства Свердловской области от 27.11.2008 № 1270-ПП "О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 11-3, ст. 1930) и улучшения сохранения здоровья детей Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию
"Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года" (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.) в срок до 1 сентября 2009 года подготовить план мероприятий по реализации
Концепции
"Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года".
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области принять участие в реализации Концепции
"Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025 года".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 26 июня 2009 г. № 737-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"
(в ред. Постановления
Правительства Свердловской области
от 29.03.2010 № 493-ПП)
Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Дети школьного возраста (7 - 18 лет) составляют 22,9 млн. человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в Свердловской области - 59,7 процента детского населения. За период с 2003 года по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на 150 тыс. человек, а доля детей в процентном отношении к общему населению составляет 18,4 процента (в 2003 году - 20,7 процента). В этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Оптимизация системы охраны здоровья детей школьного возраста на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В структуре заболеваемости управляемые причины связаны прежде всего с особенностями организации учебного процесса, недостатками реализации профилактических и реабилитационных подходов. Отдельно следует выделить подростковый возраст как период высокого социального и медицинского риска, а также высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем будущем ждет призыв в армию, выбор профессии, вступление в пору студенчества, смена ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов, начало реализации репродуктивной функции. По статистическим данным Российской Федерации, в последние 10 лет за период обучения в общеобразовательных учреждениях заболеваемость детей школьного возраста увеличилась более чем на 50 процентов. За период обучения в современных школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента.
За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской области распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, а нарушение осанки - в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза, патология органов пищеварения - в 13 раз. В образовательных учреждениях Свердловской области на стабильном уровне по сравнению с многолетним уровнем сохраняется "острая заболеваемость". Ведущими причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков, травмы, несчастные случаи и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных школах за последние 5 лет превышает многолетние средние показатели. Ведущими отклонениями в состоянии здоровья, выявляемыми во время профилактических осмотров, являются: болезни опорно-двигательного аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения (77 на 1000), болезни глаза и его придатков (84 на 1000), нервной системы (100 на 1000). Данная динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых "профессиональных" болезнях школьников. Кроме того, все это усугубляется еще низкой санитарно-гигиенической грамотностью педагогов, родителей, детей, недостаточным межведомственным взаимодействием между системой образования и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья учащимися и педагогами в процессе школьного обучения. Разобщенность действий и взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни всех участников образовательного процесса.
Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются:
1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе связанных с семейными ситуациями и учебным процессом;
2) ухудшение питания детей как в образовательном учреждении, так и в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления основных продуктов питания;
3) повышение нагрузки на организм ребенка факторами экологического риска;
4) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное);
5) высокая учебная нагрузка при недостаточной двигательной активности детей;
6) неудовлетворительная организация профилактической и оздоровительной работы в школе в течение года;
]]>2) курсов тематического усовершенствования для руководителей, психологов и учителей общеобразовательных учреждений (возможно выделение средств на курсовую гигиеническую подготовку в отдельных муниципальных образованиях). Разработка методических рекомендаций по курсовой гигиенической подготовке руководителей, учителей и медицинских работников общеобразовательных учреждений;
3) тематических семинаров и научно-практических конференций, разработка методических документов для медицинских работников школ по темам:
подготовка к школе;
медицинский контроль занятий физической культурой и спортом;
медицинский контроль организации питания в школе;
методика врачебной профессиональной консультации;
подготовка юношей к призыву в армию, оценка физической подготовленности;
организация вакцинопрофилактики в школе;
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим в школе;
методическое пособие по гигиеническому воспитанию учащихся и родителей;
организация диспансеризации школьников с основными группами заболеваний в условиях школы;
оказание неотложной медицинской помощи в условиях школы.
Укомплектование медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений необходимо осуществить в целях проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений, снижение заболеваемости и формирование у них стереотипа здорового образа жизни.
Обеспечение взаимодействия образования, здравоохранения и науки в вопросах укрепления здоровья в общеобразовательных учреждениях осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
1) развитие стимулирования успешной профессиональной деятельности медицинских работников общеобразовательных учреждений должно осуществляться путем проведения конкурсов:
"Лучший школьный врач" и "Лучшая школьная медсестра";
"Школа - территория здоровья";
"Здоровое питание" и корректировки региональных стандартов;
2) разработка компьютерной программы оценки физического развития детей и подростков Свердловской области;
3) разработка "Паспорта здоровья" (учет и анализ показателей здоровья, физического развития, физической подготовленности и психического здоровья обучающихся на базе автоматизированных комплексов диспансерного обследования и скрининг-программ);
4) оценка фактического питания школьников Свердловской области с последующей корректировкой технологических карт для организованного школьного питания и рекомендуемых 4-недельных меню школьных завтраков, обедов и полдников с учетом региональных особенностей;
5) исследование поведенческих факторов риска среди учащихся и учителей общеобразовательных учреждений Свердловской области;
6) оценка качества оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Свердловской области.
Информационное обеспечение и мониторинг осуществляются путем проведения следующих мероприятий:
1) мониторинг профессиональных потребностей специалистов школьной медицины;
2) подготовка печатной продукции для гигиенического воспитания (памяток, листовок и брошюр) в школах;
3) оценка эффективности результатов производится на основании соответствия определенным критериям:
укомплектованность сертифицированными медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений;
отсутствие групповой и вспышечной заболеваемости;
охват учащихся профилактическими прививками в рамках Национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемиологическим показаниям не менее 95 процентов от подлежащих;
охват учащихся декретированных возрастов профилактическими осмотрами в объеме 90 - 95 процентов от общего количества детей данного возраста на всех этапах:
процент детей с отклонениями в состоянии здоровья;
процент детей, физически незрелых и обучающихся в школе;
процент детей с нарушением состояния здоровья, вызванным адаптацией;
количество детей, занимающихся в основной группе по физкультуре;
количество детей в I и II группах здоровья;
физическая подготовленность;
процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
количество детей (процент) с двумя и более хроническими заболеваниями при поступлении в муниципальное общеобразовательное учреждение (в начале и конце учебного года);
процент перехода детей из подготовительной в основную группу по физическое подготовке;
процент детей, не имевших обострения хронического заболевания в течение года, от общего количества детей с хронической патологией;
процент охвата учащихся горячим питанием;
процент учащихся, рассаженных за учебной мебелью в соответствии с ростом.
Глава 11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Внедрение Концепции позволит совершенствовать систему медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях, способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, проведению своевременных профилактических мероприятий, ранней диагностике и реабилитации заболеваний у детей и подростков.