Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2010 г. № 1-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием представителя Правительства Республики Саха (Якутия) - заместителя руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова, заместителя Председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) П.И. Пронина, заместителя Председателя квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия) А.Р. Данилова, представителя заявителя Корякина И.И. рассмотрел на открытом заседании дело о проверке конституционности положения части 1 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)" в части исчисления стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения на должность мирового судьи.
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Корякина Е.И. Основанием явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) оспариваемое заявителем нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Н. Прокопьева, объяснения представителей сторон, выступления других участников судебного процесса, исследовав представленные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. Часть 1 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2000 года З № 181-II "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)" устанавливает, что "мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия)".
По мнению заявителя, требуя от претендента на должность мирового судьи наличия у него пятилетнего стажа трудовой деятельности по юридической профессии, закон не определил периоды трудовой деятельности, которые могут включаться в этот стаж. Заявитель в этом усматривает неопределенность в вопросе о конституционности рассматриваемой правовой нормы и просит проверить ее соответствие статьям 15 и 85 (часть 3) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Исходя из этого, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу является выявление конституционно-правового смысла положения части 1 статьи 6 Закона "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)", согласно которому кандидат на должность мирового судьи должен иметь "стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет".
2. Ходатайствующий полагает, что республиканский законодатель, руководствуясь статьей 72 (пункт "л"), на основании положения статьи 119 Конституции Российской Федерации "о дополнительных требованиях" вправе был конкретизировать состав "стажа работы по юридической профессии", связав требуемый стаж с уровнем юридического образования претендента на должность мирового судьи.
2.1. В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации закрепляющий основы судебной системы Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает принципы единства судебной власти и единства статуса судей, выделяя федеральные суды и суды субъектов Федерации, к которым закон относит мировые суды (статьи 3, 4 и 12).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы "кадров судебных и правоохранительных органов" находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 119 Конституции Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 8 июня 2004 года № 214-О и от 2 февраля 2006 года № 37-О указал, что конституционный термин "дополнительные требования" предоставляет законодателю право устанавливать требования, не упомянутые в Конституции Российской Федерации, в том числе более повышенные, чем определенные Основным законом. Применительно к мировым судьям в качестве "дополнительных требований" Федеральный закон устанавливает требования: "не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации". Кроме того, законом установлено дополнительное требование "доверие населения" к кандидату, если мировой судья избирается на должность населением.
2.2. Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) избирает мировых судей (пункт 22 статьи 56). В части 1 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)" республиканский законодатель, закрепляя условия допуска претендентов на конкурс для занятия должности мирового судьи, перечисляет их в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", включая "стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет".
3. Стаж работы по юридической профессии является квалификационным требованием, предъявляемым к мировому судье. Но порядок определения состава этого стажа таким требованием не является.
Определение состава стажа работы не относится к статусным положениям личности и потому не является частью понятия равенства граждан перед законом. Являясь вспомогательным правовым образованием, определение состава стажа работы имеет к правосудию косвенное отношение. Таким образом, часть 1 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия), хотя прямо не регулирует порядок исчисления стажа работы по юридической работе, не противоречит статьям 15 и 85 Конституции Республики Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) действует Закон от 10 июля 2003 года 46-З № 93-III "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих Республики Саха (Якутия) и муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)".
Отсутствие республиканского регулирования применительно к особенностям учета "стажа работы" по юридической специальности не менее пяти лет означает, что соответствующий учет определяется федеральными установлениями.
3.1. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2001 года) в стаж работы по юридической специальности включает время работы на требующих юридического образования должностях.
Рекомендацией комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 апреля 2002 года и разъяснениями Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, например, от 18 июля 2002 года, установлено, что положение Закона от 26 июня 1992 года в стаж работы "на требующих юридического образования" должностях допускает включение в него периодов трудовой деятельности лиц, имеющих среднее специальное юридическое образование, получивших неполное высшее юридическое образование, имеющих высшее юридическое образование. Согласно пункту 5 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 года в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года № 214-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" указана правомерность включения в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периодов трудовой деятельности лиц, имеющих среднее специальное юридическое образование, и лиц, получивших высшее и неполное высшее юридическое образование.
3.2. В пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции") указано, что в стаж работы по юридической профессии, необходимый для занятия должности судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.
Таким образом, до вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в стаж работы по юридической специальности включалось время работы лица, имеющего среднее специальное юридическое образование, на требующих юридического образования должностях, а после - в соответствующий стаж включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях лица, имеющего только высшее юридическое образование.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ не оговорена обратная сила рассматриваемой нормы, т.е. она действует с момента вступления в силу. Новое регулирование, связанное с утверждением нормы о высшем юридическом образовании, сложившуюся в этой области правоприменительную практику, основанную на названных выше рекомендациях структур судебной власти, не пересматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 86 - 88, 90, 92, 97, 100 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Признать положение части 1 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)", закрепляющее в качестве квалификационного требования к кандидату на должность мирового судьи наличие "стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет" не противоречащего Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку его конституционно-правовой смысл в действующей системе правовых норм предполагает включение в соответствующий стаж кандидата времени работы на требующих высшего юридического образования должностях, исчисляемого с момента получения им высшего юридического образования.
Периоды работы на требующих юридического образования должностях до вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, при наличии среднего специального или неполного высшего юридического образования, могут включаться в стаж работы по юридической профессии по решению квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия).
2. Конституционно-правовой смысл рассматриваемого положения, выявленный в настоящем постановлении, в силу статьи 5 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru