Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. по делу № 3-32/09

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Петуховой О.Е.,
с участием прокурора Федоровой Р.Е.,
представителя Правительства РС(Я) Винокуровой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"20" июля 2009 года
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) № 454 от 30.10.2008 г., суд

установил:

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 454 от 30.10.2008 г. был утвержден Порядок организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок).
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 454 от 30.10.2008 г. опубликовано в газете "Якутские ведомости", № 28, 16.05.2009.
Пунктами 1.5.2 и 1.5.3 Порядка предусмотрено, что финансирование страхования государственного имущества, находящегося у хозяйственных обществ в возмездном или безвозмездном пользовании, у государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения осуществляется за счет указанных юридических лиц.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных положений Порядка, мотивируя тем, что обязанность страховать имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена на юридических лиц только в случаях, предусмотренных законом. Возложение на юридических лиц указанной обязанности посредством нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ не допустимо.
На судебном заседании прокурор Федорова Р.Е. требование поддержала в полном объеме, суду пояснила, что оспариванию подлежит источник финансирования во взаимосвязи с порядком финансирования.
Представитель Правительства РС(Я) Винокурова А.П. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что оспариваемые положения Порядка не устанавливают обязанность по страхованию имущества, а являются лишь одним из условий договора аренды. В пунктах 1.5.2 и 1.5.3 Порядка определены источники финансирования страхования имущества, находящегося в государственной собственности РС(Я) и сдаваемого в аренду, а также на праве безвозмездного пользования. Страхование такого имущества осуществляется за счет юридических лиц - балансодержателей и арендаторов. Финансирование имущества, находящегося в хозяйственном ведении у государственных унитарных предприятий РС(Я), осуществляется за их счет. В этой связи в договоры о предоставлении государственного имущества в аренду или на праве безвозмездного пользования включаются пункты о том, за чей счет осуществляется страхование. Статья 935 ГК РФ часть 4 указывает, что такое страхование не является обязательным. Следовательно, принцип свободы договора не нарушается. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с главой 48 ГК РФ страхование имущества является предметом гражданско-правового регулирования. Пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к предмету ведения Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Страхование может быть добровольным и обязательным. Добровольным является страхование, основанное на договоре, а обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 ГК РФ.
Следовательно, обязанность страховать в качестве страхователей государственное имущество за свой счет у соответствующих юридических лиц может возникать только на основании закона. При наличии такой обязанности заключается договор страхования в соответствии с положениями главы 48 ГК РФ.
Между тем, как правильно указывает прокурор, законодательство, которым бы на государственные унитарные предприятия и юридические лица (балансодержателей и арендаторов) возлагалась обязанность по страхованию государственного имущества за свой счет, отсутствует.
Оспариваемые положения пунктов 1.5.2 и 1.5.3 Порядка определяют лицо, которое несет расходы по финансированию страхования имущества, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия) и сдаваемого в аренду, либо находящегося на праве безвозмездного пользования, а также находящегося в хозяйственном ведении у государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия). Эти положения нельзя рассматривать лишь, как определяющие источник финансирования при организации страхования государственного имущества РС(Я).
Определение лица, финансирующего страхование, неотделимо от определения лица, на которое возлагается обязанность страхователя по страхованию имущества. Так, ст. 927 ГК РФ указывает на источник финансирования как на признак, характеризующий обязательное страхование. А при регулировании осуществления обязательного страхования ГК в ст. 936 указывает именно средства страхователя в качестве источника финансирования. Таким образом, определяя лицо, за счет которого осуществляется страхование, Правительство РС(Я) тем самым возлагает обязанность по страхованию государственного имущества на это лицо, что означает выход за пределы полномочий субъекта РФ. То есть, указывая на лиц, обязанных страховать в качестве страхователей государственное имущество за свой счет, оспариваемые пункты 1.5.2 и 1.5.3 формируют порядок обязательного страхования, который не соответствует ч. 2 ст. 927 ГК РФ в части того, что устанавливается постановлением Правительства РС(Я), а не законом.
Пункт 4 статьи 935 ГК РФ в данном случае не применим, т.к. касается только случаев, когда обязанность страхования не вытекает из закона. В то время, как согласно ч. 3 ст. 935 ГК РФ на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении государственное имущество, обязанность страховать это имущество может быть возложена только федеральным законом. А в силу отсутствия в настоящее время такого закона, нормативным правовым актом Правительства РС(Я) указанная обязанность предусматриваться не может.
В целом Порядок организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия) является реализацией полномочий органов государственной власти субъекта РФ по самостоятельному управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ. Данным полномочием субъекты РФ обладают в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако положения пунктов 1.5.2 и 1.5.3 Порядка в части указания на юридических лиц, несущих расходы по страхованию государственного имущества, выходят за пределы организации страхования государственного имущества и составляют предмет гражданско-правового регулирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 1.5.2 и 1.5.3 Порядка организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) № 454 от 30.10.2008 г. со дня принятия решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Е.В.ПУХОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru