Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2009 г. по делу № 3-47/09

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Дудайти А.Ш.,
с участием прокурора Каминской Ю.Н.,
представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"10" ноября 2009 года
дело по заявлению заместителя прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1, абзаца 2 и 3 пункта 2, абзаца 2 пункта 3, пунктов 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пункты 1 и 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия), утвержденных Постановлением Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310 "О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год", суд

установил:

Постановлением Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310 "О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год" утверждены Положение о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение № 1), Положение о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РС(Я) (Приложение № 2, 3).
Указанное постановление с приложениями опубликовано в изданиях "Якутские ведомости", № 46, 05.08.2009 г., "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 91-92, 26.09.2009 г.
Заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими порядка предоставления субсидий сиротам на приобретение жилья, установленного в п. 1, абз. 2 и 3 пункта 2, абз. 2 п. 3, п.п. 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение № 1), п.п. 1, 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РС(Я) (Приложение № 2, 3), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что Жилищный кодекс РФ гарантирует право детей-сирот на получение бесплатного жилья по договорам социального найма вне очереди. Правительство РС(Я) не может в обход этого положения ограничиваться предоставлением субсидии для приобретения жилья детям-сиротам. Иное делает невозможным фактическое приобретение жилых помещений. Часть 2 статьи 7 Закона РС(Я) от 31.03.2005 225-З № 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)" предусматривает предоставление целевой безвозвратной ссуды при отсутствии государственного жилого фонда. Однако отсутствие свободного жилищного фонда не является препятствием для обеспечения детей-сирот жильем.
На судебном заседании прокурор Каминская Ю.Н. требование поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. с заявлением не согласился, суду пояснил, что федеральное законодательство позволяет субъектам РС(Я) устанавливать дополнительные гарантии для детей-сирот. Социальные выплаты на приобретение жилья детям-сиротам предусмотрены Законом "О государственном бюджете". Правительство РС(Я) в рамках исполнения указанного закона утвердило порядок обеспечения жильем детей-сирот. Фактическое предоставление жилья станет возможным, если денежные средства будут выделены на строительство жилья или на приобретение жилья в государственную собственность. В настоящее время обеспечение детей-сирот жильем путем социальных выплат возможно лишь в порядке, утвержденном Правительством РС(Я). Просит в заявлении прокурора отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 ч. 1 п. "ж" Конституции РФ вопросы защиты материнства, отцовства и детства, социальной поддержки находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Частью 2 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральное законодательство устанавливает государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и расходные обязательства по их финансовому обеспечению, соответственно, органы государственной власти субъектов РФ реализуют государственную политику в интересах детей, решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов. Об этом прямо указывается в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает федеральную гарантию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде бесплатного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, вне очереди. Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты).
В порядке разграничения полномочий федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ в ст. 8 наделяет субъекты РФ правом самостоятельно устанавливать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение. В случае установления таких гарантий они относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
В качестве такой гарантии постановлением Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310 в п. 1, абз. 2 и 3 пункта 2, абз. 2 п. 3, п.п. 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение № 1), п.п. 1, 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РС(Я) (Приложение № 2, 3) был утвержден порядок предоставления субсидий сиротам на приобретение жилья.
Пункт 1 Приложения № 1 определяет предметную сферу действия Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно данное Положение определяет порядок предоставления жилищных субсидий и условия приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам в возрасте от 18 до 23, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет субсидии федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Абз. 2, 3 п. 2 Положения (Приложение № 1) определяет правовой статус лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии. К таким лицам относятся:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа;
- которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения;
- состоят на регистрационном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства;
- окончившие пребывание в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях всех типов профессионального образования, под опекой (попечительством), в приемных семьях, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, службу в рядах ВС РФ.
Из содержания оспариваемых п.п. 7, 8 Положения (Приложение № 1) следует, что жилые помещения приобретаются для детей-сирот по договорам купли-продажи с гражданами-продавцами жилых помещений за счет субсидий из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я). Подбор жилых помещений и граждан-продавцов осуществляется Министерством образования РС(Я) совместно с органами опеки и попечительствам местного самоуправления. При этом бюджетные средства перечисляются на лицевые счета граждан-продавцов жилых помещений.
Для обеспечения детей-сирот жильем межведомственная комиссия распределяет субсидий по муниципальным районам, городским округам. Порядок организации и работа указанной комиссии утверждены в п.п. 1, 5 Положения (Приложение № 2, 3) к постановлению Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310.
Между тем, указанный порядок предоставления жилья сиротам путем выделения субсидий детям-сиротам и ее перечисление продавцам купли-продажи жилья противоречит федеральному законодательству, поскольку исключает право сирот на получение жилья на условиях социального найма, гарантированное в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Более того, установленный Правительством РС(Я) порядок предоставления субсидий детям-сиротам не соответствует федеральному законодательству и по содержанию. Так, в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в п.п. 7, 8 Положения (Приложение № 1) не определены критерии отбора продавцов жилья, условия предоставления им субсидий, порядок ее возврата.
Пункт 3 Положения (Приложение № 1) противоречит федеральному законодательству в части, предусматривающей расчет жилищной субсидии исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РС(Я), определяемой Министерством регионального развития РФ. В соответствии с приказами Минрегионразвития РФ такая средняя рыночная стоимость жилья применяется для расчета размеров социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот является расходным обязательством субъектов РФ и обеспечивается органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по РС(Я), определяемая Министерством регионального развития РФ, не может применяться для расчета жилищной субсидии, являющейся расходным обязательством субъекта РФ. Органы государственной власти РС(Я) обязаны в полном объеме финансировать собственные расходные обязательства по обеспечению жильем детей-сирот по месту их жительства, вне зависимости от размера финансовой помощи из федерального бюджета, определенной приказами Минрегионразвития РФ. Указанный вывод следует из ч. 3 ст. 12 Закона РС(Я) от 29.06.2006 г. 356-З № 725-III "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе судебного разбирательства прокурором было представлено дополнение к заявлению с расчетами стоимости 1 кв.м. жилья на 3 квартал 2009 г., из которого видно, что размер субсидии не обеспечивает реализацию предусмотренного ст. 40 Конституции РФ, права на бесплатное предоставление жилья детям-сиротам РС(Я).
Таким образом, замена права на получение жилого помещения в пользование по договору социального найма правом на получение субсидии для приобретения жилья не является равноценной, поскольку сумма денежных средств, предоставляемых в виде субсидии, рассчитанная на основании средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РС(Я), определяемой Минрегионразвития РФ, не позволяет фактически приобрести жилье в собственность.
На основании вышеизложенного, установленный в п. 1, абз. 2 и 3 пункта 2, абз. 2 п. 3, п.п. 4, 5, 7, 8 Приложения № 1 к постановлению Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310, п.п. 1, 5 Приложения № 2 указанного постановления, порядок предоставления субсидий на приобретение жилья детям-сиротам противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 1, абзац 2, 3 пункта 2, абзац 2 пункта 3, пункты 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пункты 1, 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия), утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 30 июля 2009 года № 310 "О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год" с момента вступления в силу решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Е.В.ПУХОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru