Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено Письмом от 11 февраля 2010 г. № 02-14/1307

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 февраля 2010 г. № 121н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2009 Г.
№ 625 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2009 г. № 625 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Административный регламент Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Назначение и выплата дополнительного единовременного денежного пособия при рождении ребенка" (далее - Регламент № 1); Административный регламент Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Предоставление компенсационной выплаты реабилитированным лицам за установку квартирного телефона" (далее - Регламент № 2).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 01.07.2005 № 78-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 № 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 03.03.2005 № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 № 1960-ОД);
- Законом Волгоградской области от 08.08.2005 № 1097-ОД "О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка" (в редакции от 09.11.2009 № 1960-ОД);
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.01.2006 № 15 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 3 марта 2005 г. № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. № 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" (в редакции от 25.11.2008 № 1614);
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 01.02.2006 № 98 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительного единовременного денежного пособия при рождении ребенка гражданам, проживающим на территории Волгоградской области" (в редакции от 26.05.2009 № 564);
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 № 1349).
В соответствии с пунктами "ж" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области "О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка" выплата дополнительного единовременного денежного пособия при рождении (усыновлении) ребенка осуществляется территориальными управлениями управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области в порядке, определяемом администрацией Волгоградской области.
Согласно части 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом "и" статьи 4 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" определено, что жертвам политических репрессий предоставляется компенсация расходов за установку телефона реабилитированным гражданам.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" управление социальной защиты населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление) входит в структуру Администрации Волгоградской области, является отраслевым исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, обеспечивающим реализацию государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной и демографической политики на территории Волгоградской области.
Пунктом 3.2.11 Положения установлено, что начальник управления издает приказы, распоряжения и инструктивные письма в пределах компетенции Управления, обязательные для исполнения работниками Управления, территориальных управлений и подведомственных учреждений.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Согласно пункту 5.2 Регламента № 2 в ходе предоставления государственной услуги заявителем может быть подана жалоба на решения, действия (бездействие) работников территориальных управлений и должностных лиц Управления в случаях:

]]>
- нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя;
- создания препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод, в т.ч. нарушения требований к предоставлению государственной услуги и административных процедур, установленных настоящим административным регламентом;
- незаконного возложения на заявителя каких-либо обязанностей.
Однако в соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 4 указанного выше Федерального закона под жалобой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации исчерпывающего перечня оснований для обращения граждан.
2. Пунктом 5.6 Регламента № 1 установлено, что обращение (жалоба) заявителя в письменной форме должно содержать следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество гражданина, его место жительства или пребывания;
- наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуется;
- предмет обращения;
- причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые гражданин считает необходимым сообщить.
К обращению (жалобе) могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в обращении (жалобе) приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Обращение (жалоба) подписывается заявителем.
Однако пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации в пункте 5.6 Регламента № 1 требований, которые предъявляются к письменным обращениям граждан, не соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством, в части закрепления обязанности граждан указывать в письменном обращении должность, фамилию, имя и отчество работника (при наличии информации), решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуется, расширения содержания понятия "суть обращения", установления для граждан необходимости в обязательном порядке прописывать в тексте обращения перечень прилагаемых к нему документов, отсутствия указания на необходимость простановки гражданином в тексте обращения даты подачи обращения.
Аналогичное несоответствие действующему федеральному законодательству выявлено в пункте 5.6 Регламента № 2.
Кроме того, в тексте анализируемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Абзацем 3 пункта 3.3.7 Регламента № 1 определено, что максимальный срок принятия решения о назначении (отказе в назначении) пособия при рождении составляет не более 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно абзацу 2 пункта 3.3.8 Регламента № 1 первый экземпляр решения об отказе в назначении пособия при рождении и все представленные документы направляются заявителю не позднее 10 рабочих дней со дня обращения гражданина за предоставлением государственной услуги.
Вместе с тем пунктом 2.6 Порядка назначения и выплаты дополнительного единовременного денежного пособия при рождении ребенка гражданам, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 01.02.2006 № 98, определено, что решение о назначении дополнительного единовременного пособия принимается руководителем территориального управления УСЗН в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, нормы абзаца 3 пункта 3.3.7, абзаца 2 пункта 3.3.8 Регламента № 1 коллизионные по отношению к норме, установленной постановлением главы администрации Волгоградской области.
Аналогичное нарушение правил юридической техники выявлено в тексте приложения к Регламенту № 1.
2. В соответствии с абзацем 3 пункта 3.4.11 Регламента № 1 максимальный срок выполнения действий, предусмотренных пунктами 3.4.2 - 3.4.11 настоящего административного регламента, составляет 45 дней со дня регистрации решения о назначении пособия при рождении ребенка в журнале регистрации заявлений либо в журнале регистрации решений о назначении пособий.
Вместе с тем пунктом 2.8 Порядка назначения и выплаты дополнительного единовременного денежного пособия при рождении ребенка гражданам, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 01.02.2006 № 98, определено, что дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в течение месяца, следующего за месяцем подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, положение, содержащееся в абзаце 3 пункта 3.4.11 Регламента № 1, вступает в коллизию с положением пункта 2.8 указанного выше постановления Главы Администрации Волгоградской области.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4. Пунктом 2.4 Регламента № 2 установлено, что документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются:
- заявление установленной формы в соответствии с административным регламентом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Организация работы по приему граждан в режиме "одного окна" на территории Волгоградской области";
- выписка из паспорта или иного документа, его заменяющего;
- свидетельство о реабилитации;
- копия лицевого счета, открытого в кредитной организации на территории Волгоградской области;
- оригиналы платежных документов, подтверждающих фактические расходы по оплате за установку квартирного телефона.
Возмещение расходов за установку квартирного телефона производится при обращении не позднее шести месяцев после установки телефона в пределах установленного тарифа.
Вместе с тем пунктом 3 Порядка предоставления компенсационных выплат реабилитированным лицам за установку квартирного телефона, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.01.2006 № 15, определено, что для получения компенсационных выплат за установку квартирного телефона реабилитированными лицами не позднее шести месяцев после установки телефона представляются в территориальные управления УСЗН следующие документы:
- заявление;
- выписка из паспорта с указанием места постоянной регистрации;
- свидетельство о реабилитации;
- пенсионное удостоверение;
- копия лицевого счета, открытого в учреждении Сберегательного банка России на территории Волгоградской области;
- оригиналы платежных документов, подтверждающих фактические расходы по оплате за установку телефона.
Возмещение расходов за установку квартирного телефона производится в пределах установленного тарифа.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в тексте пункта 2.4 Регламента № 2 указания на необходимость предоставления реабилитированными лицами для получения компенсационных выплат за установку квартирного телефона пенсионного удостоверения.
5. Пунктом 2.3 Регламента № 2 установлено, что срок предоставления государственной услуги с момента подачи заявления специалисту, ведущему прием граждан в режиме "одного окна", составляет не более 45 календарных дней.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.4.11 Регламента № 2 максимальный срок выполнения действий, предусмотренных подпунктами 3.4.2 - 3.4.11 настоящего административного регламента, составляет 45 дней со дня обращения заявителя к специалисту, ведущему прием граждан в режиме "одного окна".
Таким образом, в тексте анализируемого Приказа не согласуются положения, устанавливающие сроки прохождения административных процедур.
В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 декабря 2009 г. № 236.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2009 г. № 625 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством и устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru