Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено Письмом от 15 февраля 2010 г. № 02-14/1446

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. № 133н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 5 ОКТЯБРЯ 2006 Г. № 1217 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН
(ТАРИФОВ) И СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ
(ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ) НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 23 ИЮЛЯ 2009 Г. № 846)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 5 октября 2006 г. № 1217 "Об организации и проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области" (в редакции от 23 июля 2009 г. № 846) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждается Порядок организации и проведения контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области (далее - Порядок).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются отношения в сфере ценообразования на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 № 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 27.12.2009 № 365-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 27.12.2009 № 379-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 08.04.2003 № 410);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Согласно абзацу 7 части 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Следовательно, исследуемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого Постановления выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 4.3.3 Порядка, утвержденного исследуемым Постановлением, распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины должно содержать:
обязательные реквизиты - наименование органа государственного контроля за ценами (тарифами), регистрационный номер, дату регистрации и подпись;
фамилию, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины;
наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю (проверка) ценовой дисциплины;
цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины;
правовые основания проведения мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
дату начала и окончания мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления сведений, подлежащих обязательному отражению в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины.
2. В соответствии с пунктом 4.15 Порядка, утвержденного исследуемым Постановлением, при проведении мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины должностные лица Управления не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Управления;
б) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю (проверок) ценовой дисциплины должностных лиц или работников проверяемых субъектов ценообразования либо их представителей;
в) требовать представление документов, информации, если они не являются объектами мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
г) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Понятие государственной и коммерческой тайны определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения мероприятия по контролю (проверки) ценовой дисциплины.
Вместе с тем в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иного перечня ограничений для должностных лиц Управления при проведении проверок, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого Постановления положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого Постановления опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 октября 2006 г. № 189.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23 июля 2009 г. № 846, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, на момент проведения юридической экспертизы не опубликовано.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 5 октября 2006 г. № 1217 "Об организации и проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области" (в редакции от 23 июля 2009 г. № 846) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем учесть замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru