Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2009 г. по делу № А49-453/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2009 г., в полном объеме решение изготовлено 4 марта 2009 г.
Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Володарского, 49) к Комитету местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области (442395, Пензенская область, с. Рамзай, ул. Жилиховского, 4), третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (442395, Пензенская область, Мокшанский район, ул. Жилиховского, 11), при участии Прокуратуры Пензенской области об оспаривании нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - начальника Управления Семенова Д.В. (удостоверение № 521),
от ответчика - Журавлева Е.Н. (удостоверение № 9),
от третьего лица - директора Сивожелезовой О.А. (паспорт, решение № 1 от 25.07.2005), помощника прокурора Емановой О.И. (удостоверение № 129490),

установил:

Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 258-51/4 от 03.11.2008 "Об утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг для абонентов ООО "Кристалл". В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи 4, 5, 14, 17 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области № 1 от 05.11.2008, считая, что оспариваемое решение не соответствует названным нормативным правовым актам, поскольку ответчиком установлены тарифы на оплату коммунальных услуг для абонентов общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" с превышением максимально возможного индекса изменений установленных тарифов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, и пояснил, что ответчиком, оспариваемым решением установлены тарифы на коммунальные услуги для общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" с превышением предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов. Рост тарифов составил 125,5%, тогда как приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области № 1 от 05.11.2008 установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2009 год, который составляет 114,4% для Мокшанского района Пензенской области. Заявитель пояснил, что ответчику было выдано предписание № 37 от 10.12.2008 о прекращении нарушений действующего законодательства и пересмотре установленного тарифа для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Кристалл", которое ответчиком не исполнено. В связи с этим Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением и просит признать недействующим решение Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 258-51/4 от 03.11.2008 "Об утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг для абонентов ООО "Кристалл".
Представитель ответчика в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, и пояснил, что оспариваемое решение принято 03.11.2008 на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 128-э/2, которым для Пензенской области установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2009 год, составляющий 125,5%. Представитель ответчика считает, что приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области № 1 от 05.11.2008 установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2009 год для муниципального образования Мокшанского района Пензенской области, а не для Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, который является одним из муниципальных образований Мокшанского района Пензенской области.
Представитель третьего лица в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований считая, что оспариваемое решение принято на основании "Экспертного заключения экономического обоснования тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение с. Рамзай", выданного в результате проведенной аудиторской фирмой "АРН-аудитор" экспертизы, согласно которому экономически обоснованным тарифом на 2009 год является тариф, превышающий установленный на 125,5%.
Прокурор в судебном заседании поддержал требования, заявленные Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергоснабжению Пензенской области, по основаниям, изложенным в заключении прокурора.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что Комитет местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области 3 ноября 2008 года принял решение № 258-51/4 "Об утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг для абонентов ООО "Кристалл", опубликовав его в средстве массовой информации органов местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области "Вести Рамзайского сельсовета". Согласно названному решению утверждены и введены в действие с 01.01.2009 г. тарифы на коммунальные услуги для потребителей ООО "Кристалл": водоснабжение при объеме 72,0 тыс.куб.м в год - 14 руб. 38 коп. за 1 куб. м., водоотведение при объеме 25, 067 тыс. куб. м в год - 14 руб. 88 коп. за 1 куб.м. Ранее действующее решение Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 15.11.2007 № 208-34/4 устанавливало тарифы на коммунальные услуги для потребителей ООО "Кристалл" на 2008 год в следующем размере: водоснабжение - 11 руб. 46 коп. за 1 куб.м и водоотведение - 11 руб. 86 коп. за 1 куб.м. Таким образом, рост тарифов на 2009 год составил 125,5%.
Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области посчитав, что названное решение не соответствует Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и приказу Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области № 1 от 05.11.2008 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год" выдало ответчику предписание № 37 от 10.12.2008 о прекращении нарушений действующего законодательства и досрочном пересмотре установленного тарифа на услугу "Водоснабжение" и "Водоотведение" для потребителей ООО "Кристалл", оказываемую на территории Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
26 декабря 2008 года Прокуратурой Мокшанского района Пензенской области был принесен протест № 03-15-03 на решение Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета от 03.11.2008 № 258 с требованием изменить названное решение.
Предписание Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области ответчиком не исполнено, протест прокурора отклонен. В этой связи, Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В силу части 2 статьи 4 названного закона федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При этом в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В силу части 4 названной статьи органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ в случае изменения установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органы регулирования муниципальных образований приводят установленные ими тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальным образованиям в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 128-э/2 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год" в среднем для Пензенской области установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2009 год, который составляет 125,5%.
Согласно приказу Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области № 1 от 05.11.2008 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год" (в редакции приказа Управления от 21.11.2008 № 5) для Мокшанского района Пензенской области установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2009 год, который составляет 114,4%.
Таким образом, Комитет местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области обязан был устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации (Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области) для соответствующего муниципального образования, то есть предельный рост тарифов не мог превышать индекса - 114,4%, установленного в целом для Мокшанского района Пензенской области.
При этом, приняв решение об установлении тарифов ранее издания Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области приказа № 1 от 05.11.2008, Комитет местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" должен был привести установленные ими тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальному образованию в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям и исполнить предписание Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области № 37 от 10.12.2008 и удовлетворив протест Прокуратуры Мокшанского района Пензенской области от 26.12.2008 № 03-15-03.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы. Установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы. Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, производственных и инвестиционных программ на 2009 год у ответчика не имеется, что и не опровергнуто представителем Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что утвержденные решением Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 258-51/4 от 03.11.2008 тарифы на оплату коммунальных услуг для абонентов ООО "Кристалл" вопреки правилу, закрепленному в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", не соответствуют предельному индексу максимально возможного изменения тарифов, установленному органом регулирования субъекта Российской Федерации (Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области) в приказе № 1 от 05.11.2008 (в редакции приказа № 5 от 21.11.2008). В этой связи решение Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 258-51/4 от 03.11.2008 должно быть признано судом недействующим на основании положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать решение Комитета местного самоуправления Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области № 258-51/4 от 03.11.2008 "Об утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг для абонентов ООО "Кристалл" не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и недействующим полностью.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru