Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 12 мая 2004 г. по делу № А79-9164/03-СК1-8842

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "АвтоВАС" и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 3 марта 2004 года по делу № А79-9164/03-СК1-8842, принятое по заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАС", г. Чебоксары, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике о признании частично недействительным решения от 29.12.2003 № 12-19/14,

установил:

Открытое акционерное общество "АвтоВАС" (далее - ОАО "АвтоВАС" или Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике (далее - Управление или налоговый орган) от 29.12.2003 № 12-19/14.
Решением суда от 3 марта 2004 года заявление Общества удовлетворено частично. Решение налогового органа от 29.12.2003 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 1568 рублей, налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 184450 рублей (пункт 1); предложения уплатить дополнительные платежи по налогу на прибыль за 4 квартал 2001 года в сумме 492 рубля и налога на добавленную стоимость в сумме 188157 рублей (подпункт 2.1"б" пункта 2), в том числе: за 2000 год в сумме 54897 рублей, за 2001 год в сумме 88889 рублей, за 1 полугодие 2002 года в сумме 44371 рубль; пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 114387 рублей (подпункт 2.1"в" пункта 2).
В части признания недействительным решения Управления от 29.12.2003 № 12-19/14 о доначислении налога на добавленную стоимость за 2000 год в сумме 778047 рублей, 729769 рублей пени и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 8790 рублей 80 копеек за неуплату налога на добавленную стоимость в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ОАО "АвтоВАС" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.03.2004 в указанной части.
Общество считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в понятие "услуги по перевозке" не входят услуги, оказываемые ОАО "АвтоВАС" в процессе организации и осуществления перевозки пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом, в том числе услуги по продаже билетов, своевременной подаче автобусов, составлению расписания движения автобусов и выполнению иных функций по организации перевозок пассажиров и обеспечению их безопасности. Соответственно Общество полагает, что неправомерен вывод суда о том, что указанные услуги не подпадают под действие подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", освобождающего от налога на добавленную стоимость доходы, получаемые от услуг по перевозке.
По мнению Общества, в понятие "услуга по перевозке" входит не только сам по себе процесс перемещения пассажира из одной точки в другую, эта услуга является единой, комплексной, технологически связанной, включающей в себя и процесс заключения договора перевозки, удостоверяемого билетом. В это понятие включаются и нормативные требования к обеспечению безопасности пассажиров в пути, качественному обслуживанию в процессе заключения договора перевозки и его исполнением с соблюдением прав потребителя. То, что услуга по перевозке является комплексной, подтверждается пунктами 74 - 90 Устава автомобильного транспорта РСФСР, параграфами 3, 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, Руководством по организации работы производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций, утвержденным приказом Минавтотранса РСФСР от 05.08.1983 № АВ-12/1448 (далее - Руководство), Положением о взаимоотношениях производственных объединений автовокзалов и пассажирских автостанций с автотранспортными предприятиями при осуществлении перевозок пассажиров, утвержденным приказом Минавтотранса РСФСР от 09.01.1980 № 5-Ц (далее - Положение).
Комплексный характер услуги по перевозке пассажиров, подтверждается также ГОСТом Р 51825-2001 (разделы 4, 5).
Механическое перемещение (доставка) пассажиров с точки зрения нормативных требований к процессу перевозки, недопустимо без исполнения иных функций, возложенных на ОАО "АвтоВАС" - заключения с пассажиром договора перевозки, проведения предрейсового и межрейсового медицинского осмотра водителей, технического осмотра транспортных средств, оперативного управления и диспетчерского руководства движением автобусов и т.д.
Вывод суда первой инстанции о наличии у ОАО "АвтоВАС" в проверяемом периоде обязанности по начислению и уплате налога на добавленную стоимость не соответствует нормам налогового законодательства.
В соответствии пунктом 1 статьи 3, статьей 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ и услуг. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона в облагаемый оборот включаются любые получаемые предприятиями средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). В рассматриваемом случае расчет за оказанные услуги по перевозке производит исключительно пассажир в виде платы за проезд. Следовательно, вся поступающая выручка от продажи билетов должна либо составлять объект налогообложения, либо освобождаться от уплаты НДС. Однако суд сделал вывод о том, что получаемая от пассажиров и оставляемая налогоплательщиком в своем распоряжении часть выручки в размере 14 - 15% не содержит доли стоимости непосредственно перевозочных услуг.
Общество, реализуя комплексную услугу по перевозке пассажиров, является перед пассажирами представителем автотранспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих технологически связанную услугу.
Взаимоотношения между Обществом и указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) регулируются договорами на выделение подвижного состава. Предметом этих договоров является деятельность Общества и автотранспортного предприятия (индивидуального предпринимателя) по организации и осуществлению пассажирских перевозок. Автотранспортные предприятия и индивидуальные предприниматели обязуются выделять Обществу технически исправные автобусы, а также выполнять иные транспортно-технические функции, а Общество обязуется организовывать и осуществлять перевозку пассажиров и выполнить необходимые для этого функции.
Денежных средств по условиям договоров Общество от владельцев подвижного состава не получало. Напротив, ОАО "АвтоВАС", распределяя денежную выручку, поступающую от пассажиров, перечисляло ее часть автотранспортным организациям.
Таким образом, Общество и автотранспортные организации (индивидуальные предприниматели) совместно осуществляли пассажирам неразделимую комплексную услугу по перевозке.
В свою очередь, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике не согласилось с решением суда в части признания недействительным решения налогового органа от 29.12.2003 о привлечении ОАО "АвтоВАС" к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 28563 рубля, предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 188157 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 114387 рублей, и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.03.2004 в указанной части.
Налоговый орган полагает, что Обществом необоснованно предъявлен к вычету из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, используемым одновременно в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых налогом.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина РФ от 03.09.1997 № 68н первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Аналогичное правило установлено пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н.
Управление указывает, что в 2000 году действия ОАО "АвтоВАС" по возмещению в полном объеме налога на добавленную стоимость противоречили пункту 49 Инструкции ГНС России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", в соответствии с которым основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, то есть включаются в первоначальную (балансовую) стоимость основных средств и подлежат списанию в установленном порядке через суммы амортизации (износа).
В ситуации, когда с учетом специфики деятельности организации, приобретенные основные средства используются при производстве товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС, сумма налога, уплаченная поставщикам основных средств, подлежит зачету из бюджета либо включению в балансовую стоимость основных средств в пропорции, исходя из которой основные средства используются для реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению или освобожденных от налогообложения.
В 2001 году и первом полугодии 2002 года действия ОАО "АвтоВАС" по предъявлению к вычету сумм НДС в полном объеме противоречили подпункту 1 пункта 2 и пункту 4 статьи 170 НК РФ, в соответствии с которыми суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких основных средств, нематериальных активов, то есть не подлежат вычету. В случае осуществления налогоплательщиком облагаемых и не облагаемых НДС операций, суммы налога принимаются к вычету в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, - по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению операций.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, к вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
В судебном заседании представители ОАО "АвтоВАС" и Управления МНС России по Чувашской Республике апелляционные жалобы поддержали по изложенным в них и в дополнительно представленных отзывах и объяснениях основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 03.03.2004 не имеется.
Как свидетельствуют материалы дела, должностными лицами Управления проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО "АвтоВАС" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 30.06.2002, кроме налога на прибыль за период с 01.01.2002 по 30.06.2002.
По результатам проверки составлен акт от 09.12.2003 № 12-19/253 и принято решение от 29.12.2003 № 12-19/14 о привлечении ОАО "АвтоВАС" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в том числе за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 209583 рубля. Обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1047915 рублей, в том числе за 2000 год - 860972 рубля, за 2001 года - 133881 рубль, за первое полугодие 2002 года - 53062 рубля, налог на прибыль в сумме 7843 рубля и дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 492 рубля.
Начисляя налог на добавленную стоимость за 2000 год в сумме 778047 рублей, налоговый орган указал, что Общество не имеет права на льготу, установленную подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Общество оказывает услуги, обеспечивающие процесс перевозки пассажиров, но в непосредственной перевозке участия не принимает. Сумма выручки от продажи билетов распределяется между Обществом и автотранспортными предприятиями, непосредственно перевозящими пассажиров, оставляемая Обществом часть выручки не содержит доли стоимости непосредственно перевозочных услуг.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Из данной нормы следует, что льгота распространяется только на услуги по перевозке пассажиров.
ОАО "АвтоВАС" заключало договоры на выделение подвижного состава для организации перевозок, в соответствии с которыми автотранспортное предприятие предоставляет автобусы для перевозки пассажиров, а Общество реализует билеты на отправляемые автобусы, обеспечивает отправление автобусов по расписанию, осуществляет контроль за наличием билетов и провоз багажа, производит предрейсовые и межрейсовые медицинские осмотры водителей, производит отметки в путевых листах водителей, содержит в надлежащем состоянии подъездные пути к территории автовокзалов и автостанций и т.д. Из изложенного следует, что Общество выполняет функции, связанные с обеспечением организации перевозок пассажиров.
Согласно пункту 75 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 № 12, по договору перевозки пассажира автотранспортное предприятие или организация обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Аналогичное положение содержит и пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из названных норм следует, что перевозка пассажира представляет собой процесс доставки пассажира из пункта отправления в пункт назначения.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 и разработанный в том числе для разрешения задач предоставления услуг населению организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, также различает услуги непосредственно по перевозке пассажиров и иные услуги, являющиеся вспомогательными.
Общество полагает, что ссылка суда первой инстанции на этот классификатор необоснованна, так как он не предназначен для использования в целях определения объектов налогообложения. Довод заявителя апелляционной инстанцией не принимается, так как суд первой инстанции не использовал классификатор ОК 002-93 для определения объекта налогообложения, объект налогообложения устанавливается законодательством о налогах и сборах, суд же сослался на классификатор как на одно из оснований того, что понятие "перевозка пассажиров" отлично от общего понятия услуг, оказываемых в сфере деятельности пассажирского транспорта.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что льгота, установленная подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не распространяется на оказываемые ОАО "АвтоВАС" услуги, связанные с обеспечением организации перевозки пассажиров, является правильным.
Обоснован и вывод суда о неправомерном доначислении Управлением налога на добавленную стоимость по приобретенным Обществом в 2000, 2001 и первом полугодии 2002 года основным средствам.
Из материалов дела следует, что налоговый орган начислил НДС, предъявленный Обществом к вычету по приобретенным основным средствам на том основании, что эти основные средства использовались как для операций, облагаемых налогом, так и для освобождаемых от налога операций. При этом налоговый орган указал, что у ОАО "АвтоВАС" отсутствует раздельный учет таких основных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов (абзац 4 пункта 2 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
Законом не предусмотрено ведения раздельного учета основных средств, используемых для облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций. Не имеется и нормы о включении сумм налога, уплаченных по приобретенным основным средствам, используемым для осуществления освобожденных от уплаты НДС операций, в балансовую стоимость этих основных средств. Должен вестись раздельный учет затрат по производству и реализации услуг, оказываемых с помощью основных средств, а не раздельный учет самих основных средств.
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, подлежат вычету в момент принятия основных средств на учет, при этом законодательство не ставит возможность получения вычета от того, используются ли основные средства в деятельности предприятия в момент постановки их на учет или нет.
Льготы по налогу установлены не в отношении основных средств, а в отношении услуг, оказываемых налогоплательщиком. Раздельный учет затрат по производству и реализации товаров необходим в целях установления части выручки от услуг, не облагаемых налогом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам, (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Таким образом, Налоговым кодексом установлено правило о том, что должен вестись раздельный учет сумм налога, используемых для осуществления облагаемых и не подлежащих налогообложению операций, а не самих основных средств и нематериальных активов. То есть, если Общество приобрело автобус, который используется для оказания услуг как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению, оно должно вести раздельный учет сумм налога, уплаченных им при реализации услуг с помощью основного средства, в данном случае автобуса.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправомерности доначисления Обществу налога на добавленную стоимость за 2000, 2001 и первой полугодие 2002 года по приобретенным основным средствам.
На основании изложенного, решение суда от 03.03.2004 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 3 марта 2004 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru