Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено Письмом от 24 февраля 2010 г. № 02-14/1590

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. № 173н

НА РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г.
№ 2064-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМИТЕТОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ
В СОБСТВЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 17 ИЮНЯ 2009 Г. № 996-Р)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 декабря 2008 г. № 2064-р "Об утверждении административных регламентов предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственных услуг по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" (в редакции от 17 июня 2009 г. № 996-р) (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 июня 2009 г. № 996-р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 декабря 2008 г. № 2064-р "Об утверждении административных регламентов предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственных услуг по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в собственности".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением утверждены:
- административный регламент предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, собственникам объектов недвижимости;
- административный регламент предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование;
- административный регламент предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по переоформлению прав граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Распоряжения являются общественные отношения, возникающие в области организации работы по предоставлению государственных услуг о предоставлении земельных участков.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 27.12.2009 № 343-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 № 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2009 № 351-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в редакции от 07.05.2009 № 89-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 27.12.2009 № 343-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (в редакции от 20.07.2009 № 282);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.04.2009 № 417 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области" (в редакции от 21.12.2009 № 1537).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в части 2 статьи 72 Конституции РФ пункты "в" и "к" отсутствуют, имеются в виду пункты "в" и "к" части 1 статьи 72.

В соответствии с пунктами "в", "к" части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

]]>
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679, а не пункт 1.

Пунктами 1, 5 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, определено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
При разработке административных регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе:
а) упорядочение административных процедур и административных действий;
б) устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного представления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
г) сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в административном регламенте сокращенные сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроки исполнения административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) по отношению к соответствующим срокам, установленным в законодательстве Российской Федерации;
д) указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур или административных действий;
е) предоставление государственной услуги в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.
Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" предусмотрено, что комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет) входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.04.2009 № 417, Комитет осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Волгоградской области "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" Комитет в пределах своей компетенции издает распоряжения и иные акты по управлению и распоряжению областной собственностью.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с частями 8, 9 пункта 4.1.2 административного регламента предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование, утвержденного Распоряжением, обращение (жалоба) потребителей результатов предоставления государственной услуги в письменной форме должно содержать следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место жительства или пребывания;
- наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- суть обжалуемого действия (бездействия).
Дополнительно указываются:
- причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием);
- обстоятельства, на основании которых потребитель результатов предоставления государственной услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
- требования о признании незаконным действия (бездействия);
- иные сведения, которые потребитель результатов предоставления государственной услуги считает необходимым сообщить.
Аналогичные положения закреплены в 3.3 административного регламента предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по переоформлению прав граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 3 указанного выше Федерального закона определено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части установления обязательных требований к письменному обращению (жалобе).
2. В соответствии с частью 15 пункта 4.1.2 административного регламента предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование, утвержденного Распоряжением, обращение потребителя результатов предоставления государственной услуги не рассматривается в следующих случаях:
- отсутствия сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившимся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);
- отсутствия подписи потребителя результатов предоставления государственной услуги.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3.3 административного регламента предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги по переоформлению прав граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
Вместе с тем частью 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Порядок рассмотрения отдельных обращений установлен статьей 11 указанного выше Федерального закона.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в нарушении субъектом Российской Федерации принципа обязательности рассмотрения письменных обращений, установленного федеральным законодательством.
Содержание и форма анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 января 2009 г. № 9 - 10.
Распоряжение от 17 июня 2009 г. № 996-р, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 1 июля 2009 г. № 117.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 декабря 2008 г. № 2064-р "Об утверждении административных регламентов предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственных услуг по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" (в редакции от 17 июня 2009 г. № 996-р) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Распоряжение в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru