Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2009 г. № 1158

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

(в ред. Постановления Главы Администрации
Волгоградской обл. от 07.04.2010 № 489)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и в целях обеспечения потребности органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в оперативной и достоверной информации о качестве атмосферного воздуха постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года.
2. Утратил силу с 7 апреля 2010 года. - Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 07.04.2010 № 489.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА





Утверждена
Постановлением
Главы Администрации
Волгоградской области
от 5 октября 2009 г. № 1158

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

1. Общие положения

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.
Концепция развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года (далее именуется - Концепция) определяет цель и основные направления развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года (далее именуется - территориальная система наблюдения).
Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановлением Волгоградской областной Думы от 24 июня 2004 г. № 8/231 "О рекомендациях депутатских слушаний "Охрана и использование природных ресурсов и экологический мониторинг на территории Волгоградской области", Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области".
В Концепции используются следующие термины и определения:
территориальная система наблюдения - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние атмосферного воздуха в пределах административно-территориальной обособленной единицы;
наблюдательная сеть за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области (далее именуется - наблюдательная сеть) - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, предназначенных для определения метеорологических параметров и уровня загрязнения атмосферного воздуха;
подвижной пункт наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - подвижная лаборатория) - комплекс, включающий в себя платформу с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения;
стационарный пункт наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - стационарный пост) - комплекс, включающий в себя земельные участки с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения. Стационарные посты подразделяются на посты с автоматическими средствами измерения и без автоматических средств измерения;
маршрутный пост - заранее выбранная точка местности, предназначенная для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно (нецелесообразно) установить стационарный пост;
передвижной (подфакельный) пост - точки местности, расположенные на фиксированных расстояниях от источника выброса в соответствии с направлением дымового (газового) факела с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов.

2. Характеристика существующей наблюдательной сети
и факторы, определяющие ее развитие

В настоящее время существующая наблюдательная сеть представлена 14 стационарными постами, в том числе в городском округе город-герой Волгоград - 8, городском округе город Волжский - 5, Светлоярском городском поселении Светлоярского муниципального района - 1.
На стационарных постах проводится регулярное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и метеопараметрами.
В атмосферном воздухе определяются разовые и среднесуточные концентрации 23 основных и специфических загрязняющих веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий и автотранспортного комплекса (оксида азота; диоксида азота; оксида углерода; диоксида серы; пыли - взвешенных веществ, аэрозольных частиц с размерами менее 10 микрометров; сероводорода; аммиака; хлорида водорода; фторида водорода; формальдегида; озона; сажи; фенола; метилмеркаптана; бенз(а)пирена; хрома; марганца; железа; никеля; меди; цинка; свинца). Данные о состоянии атмосферного воздуха от автоматических стационарных постов передаются в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет) в непрерывном круглосуточном режиме.
Кроме того, наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в Волгограде и городе Волжском ведется с использованием двух подвижных лабораторий на маршрутных и передвижных (подфакельных) постах, а также при получении жалоб жителей на загрязнение атмосферного воздуха селитебной зоны.
Эксплуатация стационарных постов и подвижных лабораторий проводится государственным учреждением "Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", муниципальным учреждением "Служба охраны окружающей среды", муниципальным учреждением "Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды", Комитетом.
За период с 2005 по 2008 годы выполнены мероприятия по расширению наблюдательной сети (установлено 9 стационарных постов) и перечня измеряемых в атмосферном воздухе компонентов (аэрозольных частиц с размерами менее 10 микрометров, озона).
Таким образом, существующая наблюдательная сеть Волгограда и города Волжского с учетом потенциала подвижных лабораторий, выполняющих наблюдения на маршрутных и передвижных (подфакельных) постах, обеспечивает получение достоверных данных о состоянии атмосферного воздуха в оперативном режиме.
Данные наблюдений за состоянием атмосферного воздуха поступают в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в Комитет и используются для информирования органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц (по требованию) о качестве атмосферного воздуха.
Однако на протяжении последних лет Волгоград и город Волжский входят в список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. По наблюдаемой в течение пяти последних лет тенденции изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха установлено следующее:
а) в Волгограде:
среднегодовая концентрация диоксида азота, фторида водорода, хлорида водорода, бенз(а)пирена превышает уровень предельно допустимой концентрации (далее именуется - ПДК). В течение наблюдаемого периода уровень загрязнения атмосферного воздуха Волгограда фторидом и хлоридом водорода увеличился, а диоксидом азота снизился;
среднегодовая концентрация фенола находится на уровне ПДК;
среднегодовая концентрация пыли (взвешенных веществ), диоксида серы, оксида азота, сажи, аммиака находится в пределах гигиенических нормативов;
б) в городе Волжском:
среднегодовая концентрация диоксида азота, аммиака, формальдегида, бенз(а)пирена превышает уровень ПДК. В течение наблюдаемого периода уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота, аммиаком увеличился, а формальдегидом снизился;
среднегодовая концентрация пыли (взвешенных веществ), диоксида серы, оксида азота находится в пределах гигиенических нормативов.
Анализ ситуации и действующая схема размещения стационарных постов (их количество, перечень загрязняющих веществ) свидетельствуют о том, что наблюдательную сеть необходимо развивать и совершенствовать, так как до настоящего времени она не отвечает установленной нормативной потребности.
Для дальнейшего развития наблюдательной сети требуются дооснащение стационарных постов автоматическими средствами измерения, расширение наблюдаемого перечня загрязняющих веществ. Предусматривается постепенное расширение наблюдательной сети за счет организации стационарных постов в муниципальных образованиях Волгоградской области, в том числе на территориях природных парков, использования потенциала ведомственных лабораторий.

3. Цель и основные направления развития
территориальной системы наблюдения

Целью развития территориальной системы наблюдения является получение объективных данных (как текущих, так и прогнозных) о состоянии атмосферного воздуха, об условиях рассеивания загрязняющих веществ при наличии застройки, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий, формирующих высокий уровень загрязнения атмосферы, необходимых для предотвращения и (или) уменьшения последствий неблагоприятного изменения качества атмосферного воздуха. Организация работ по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий позволит путем выполнения мероприятий, утвержденных проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сократить выбросы и снизить рост концентраций загрязняющих веществ.
Создание территориальной системы наблюдения будет способствовать поступлению оперативной информации о состоянии атмосферного воздуха, которая используется при разработке прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований области, целевых программ в сфере охраны атмосферного воздуха, инвестиционных программ, мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также при проведении экологического контроля за соблюдением требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Кроме того, информация, полученная при осуществлении наблюдений, необходима для территориального планирования, социально-гигиенического мониторинга, при рассмотрении жалоб граждан.
Функционирование территориальной системы наблюдения позволит:
проводить наблюдение за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние атмосферного воздуха муниципальных районов и городских округов, включая территории природных парков Волгоградской области, в том числе за состоянием атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на атмосферный воздух;
проводить оценку качества (уровня загрязнения) атмосферного воздуха, включая своевременное выявление негативных процессов под воздействием природных и антропогенных факторов, влияющих на качество атмосферного воздуха, выработку рекомендаций по предотвращению негативных воздействий;
обеспечить потребности органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в оперативной и достоверной информации о качестве атмосферного воздуха.
Основными направлениями деятельности по развитию территориальной системы наблюдения являются:
повышение эффективности работы автоматических стационарных постов, в том числе снижение потерь информации и практическое ее использование;
расширение перечня измеряемых компонентов в атмосферном воздухе;
расширение наблюдательной сети до 25 единиц за счет организации стационарных постов в городских округах, городских поселениях и природных парках, расположенных на территории Волгоградской области, в том числе:
а) в городском округе город Камышин и природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" в 2010 году;
б) в городском округе город Михайловка и природном парке "Эльтонский" в 2011 году;
в) в городском округе город Урюпинск и природном парке "Щербаковский" в 2012 году;
г) в городском округе город Фролово и природном парке "Донской" в 2013 году;
д) в городе Калаче-на-Дону и природном парке "Цимлянские пески" в 2014 году;
е) в Жирновском городском поселении в 2015 году;
расширение наблюдательной сети за счет использования потенциала организаций, осуществляющих государственный экологический и экологический мониторинг атмосферного воздуха на территории Волгоградской области, и использования потенциала ведомственных лабораторий (центров) организаций, обеспечивающих проведение производственного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия;
формирование баз данных результатов ведомственного и территориального наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;
подготовка информации, необходимой для осуществления экологического контроля за соблюдением требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, экологического образования и проведения экологической экспертизы;
использование данных территориальной системы наблюдения для оценки эффективности проводимых воздухоохранных мероприятий;
совершенствование методического обеспечения территориальной системы наблюдения;
создание правовой базы в целях осуществления интегрирования получаемой информации в сфере охраны атмосферного воздуха.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru