АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. по делу № А23-2588/09А-13-52
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ипатова А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Малоярославецкого района Калужской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство", г. Малоярославец Калужской области,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - заместителя прокурора Недорезова М.Ю. по доверенности от 18.07.2009 № 8-19-2009,
от ответчика - директора Болоболова Ю.Е. на основании протокола № 4 от 14.07.2005;
установил:
Прокурор Малоярославецкого района Калужской области (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (далее - общество), г. Малоярославец Калужской области, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что ответчиком осуществляется эксплуатация полигона твердо-бытовых отходов без специального разрешения (лицензии), что является основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, указал, что в деле не имеется доказательств того, что им осуществлялась деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению на указанном полигоне опасных отходов.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные ими доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1054001000855.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статьи 39 и 51 в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отсутствуют.
В результате проверки, проведенной с 12.05.2009 по 29.06.2009 помощником прокурора Малоярославецкого района Толоконниковым А.В. установлен факт эксплуатации ООО "Благоустройство" полигона твердых бытовых отходов, расположенного вблизи д. Ерденево Малоярославецкого района Калужской области, в нарушение требований ст. ст. 39, 51 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" и ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Рассмотрев материалы проверки, прокурор Малоярославецкого района Калужской области вынес постановление о возбуждении дела об административном производстве от 29.07.2009, что и послужило основанием для обращения в суд для привлечения общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 указанного Закона, лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.1998, деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 4.1 в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ отсутствует, имеется в виду пункт 1 статьи 14.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 № 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности (всего 5 классов опасности) в соответствии с критериями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов от 15.06.2001 № 511.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
В подтверждение осуществления деятельности общества по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов прокуратурой представлены заключенные договоры на эксплуатацию полигона захоронения отходов от 24.10.2006, актами приема-сдачи работ по договору подряда на эксплуатацию полигона и захоронение отходов от 31.06.2007, 31.07.2007, 31.08.2007, 30.09.2007, 31.10.2007, 01.06.2009, объяснениями водителей автотранспортных средств, работающих в организациях, осуществляющих вывоз мусора с территории г. Москвы по договорам по вывозу отходов производства и потребления, рапортами государственных инспекторов ОГИБДД ОВД по Малоярославецкому району Калужской области, договором на оказание услуг по вывозу отходов производства и потребления от 27.02.2009, договором по вывозу твердых отходов от 26.12.2007, договором на утилизацию (размещение) и вывоз твердых и жидких бытовых отходов от 01.07.2008, выпиской из "Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", объяснением начальника центральной заводской лаборатории ОАО "МПЗ", свидетельствами о классе опасности отхода для окружающей природной среды.
Однако, исследовав указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что из названных доказательств не следует, что отходы, сбор и вывоз на полигон которых осуществляет общество, являются опасными отходами.
Прокуратурой не определен класс опасности отходов, размещенных обществом на полигоне вблизи д. Ерденево Малоярославецкого района, не доказан факт размещения опасных отходов на данном полигоне, не дана оценка имеющейся в материалах дела лицензии, выданной обществу на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, деятельности общества по осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на иных имеющихся у общества полигонах.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исследовав и оценив с совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что прокурором Малоярославецкого района Калужской области, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения обществом законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, а, следовательно, и вины в совершении вменяемого правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Проверив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему документы, в соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что прокуратурой не доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, суд находит требование заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 181, 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных прокурором Малоярославецкого района Калужской области требований о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство", г. Малоярославец Калужской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
А.Н.Ипатов