Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2007 г. по делу № А33-2055/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Л.А. Данекина,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (г. Красноярск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод "Песчанка" (г. Красноярск)
о взыскании 96 361 руб. налоговых санкций,
в отсутствии представителей сторон.
Протокол судебного заседания вела судья Л.А. Данекина.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.02.2007, решение в полном объеме изготовлено 21.02.2007.

При рассмотрении дела суд установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод "Песчанка" (далее - ответчик) о взыскании 96 361 руб. налоговых санкций.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились.
Определение суда о времени и месте судебного заседания, направленное по адресу ответчика, указанному в учредительных документах и информации налогового органа, возвращено в суд в связи с отсутствием адресата по указанному адресу. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле считаются извещенным надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленного арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 123, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия сторон.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
06.09.2006 ответчиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за май 2005, в которой отражена сумма налоговых вычетов в размере 721 230 руб.
На основании статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом затребованы у ответчика требованием № 14843 от 09.11.2006 документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления и своевременной уплаты налога на добавленную стоимость за май 2005 года. Указанное требование направлено в адрес ответчика заказным письмом, но не было вручено адресату в связи с отсутствием организации по данному адресу, что отражено в решении о привлечении к налоговой ответственности.
В связи с неисполнением обществом требования налогового органа о представлении документов, налоговым органом сделан вывод о неправомерном применении налоговых вычетов при отсутствии обосновывающих документов, в связи с чем ответчику доначислен к уплате налог в сумме 481 805 руб.
Решением № 1816 от 19.12.2006 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в виде взыскания штрафа в сумме 96 361 руб.
Требование № 356138 от 28.12.2006 об уплате штрафа в срок до 18.01.2007 направлено в адрес ответчика заказным письмом.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке налоговый орган обратился в суд.
Исследовав представленные доказательства арбитражный суд пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации определены следующие обязанности налогоплательщика: уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика в том числе документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Право налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок реализации названного права налогового органа и исполнения налогоплательщиком соответствующей обязанности при осуществлении мер налогового контроля предусмотрен статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 названной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные указанной статьей вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Таким образом, при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу статей 31, 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Что касается налогоплательщика, то, как следует из положений статей 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, находящихся в системной связи с его статьей 88, он не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 172) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
Положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета-фактуры).
Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, согласно части четвертой статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.
Указанная позиция поддержана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 № 266-О.
Из материалов дела следует, что налоговый орган при проведении камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации затребовал документы, подтверждающие обоснованность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость за май 2005 года в сумме 721 230 руб. Указанные документы обществом не были представлены, требование о представлении документов № 14843 возвращено в налоговый орган, т.к. организация по юридическому адресу не располагается, что отражено в решении о привлечении к налоговой ответственности. На основании этого налоговым органом сделан вывод о том, что заявленная предприятием в налоговой декларации сумма налоговых вычетов не подтверждена документами, в связи с чем предприятию доначислен налог на добавленную стоимость, оно привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату суммы налога на добавленную стоимость за май 2005 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик несет ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Налоговый орган, не исследовав документы, не установив какие-либо нарушения имеющихся обязанностей, препятствующие обществу реализовать право на получение вычетов, необоснованно пришел к выводу о том, что оно неправомерно применило налоговый вычет, в связи с чем необоснованно доначислил налог на добавленную стоимость в сумме 481 805 руб.
Суд считает, что налоговым органом не установлен в ходе проведения камеральной налоговой проверки и не доказан документальными доказательствами в ходе судебного разбирательства факт совершения ответчиком неправомерных действий (бездействия), повлекших неуплату налога на добавленную стоимость, образующих состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на налоговый орган, но в доход федерального бюджета не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 65, 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья
Л.А.ДАНЕКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru