Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2009 г. по делу № А79-9674/2009

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2009.

Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи,
судей,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Стрелец", г. Новочебоксарск,
к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, 429950, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 14,
о признании недействующим нормативного правового акта,
с участием прокурора,
при участии:
от заявителя - директора А., Д. по доверенности № 1 от 12.05.2009,
от Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики - Е. по доверенности от 03.09.2009 № 3,
прокурора Б. (удостоверение № 161291),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" (далее - ООО "Стрелец", заявитель) обратилось с заявлением о признании недействующими положений Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики (далее - собрание депутатов) от 24.04.2008 № С 46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета города Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части их распространения на правоотношения, возникшие с 01.01.2008, а также в части установления размеров арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и арендуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений.
В обоснование заявления указывается следующее.
Оспариваемый нормативный правовой акт в установленном порядке не опубликован.
Решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета города Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствует пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с изменениями, внесенными статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", поскольку устанавливает размер арендной платы в размере более двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В нарушение положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации действие решения распространено на ранее возникшие правоотношения.
Оспариваемое решение нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку его издание повлекло необоснованное завышение арендной платы за арендуемые ООО "Стрелец" земельные участки с кадастровыми номерами 21:02:01 02 23:0807 площадью 0,3030 га и 21:02:01 02 23:0808 площадью 0,0687 га, расположенные по адресу: г. Новочебоксарск, ул. 10-й пятилетки, вл. 17И и вл. 17К в IV территориально-экономической зоне города Новочебоксарска, кадастровый квартал 01 02 23.
В ходе рассмотрения дела заявитель изменил требования, просит признать недействующим в целом Решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета г. Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В дополнение к ранее заявленным основаниям заявитель ссылается на то, что установленный оспариваемым решением размер арендной платы является завышенным, экономически не обоснован.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявителем предмета требований судом принято.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16.10.2009 до 20.10.2009.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 137-ФЗ принят 25.10.2001, а не 05.10.2001.

Представители заявителя требование с учетом уточнения поддержали, пояснив, что размер арендной платы ООО "Стрелец" не может превышать двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона от 05.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ссылаются на то, что используемые заявителем земельные участки первоначально были переданы в бессрочное (постоянное) пользование ООО "Пурга", впоследствии передавшему их ООО "Стрелец". Оспариваемый акт не соответствует также постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Представитель Новочебоксарского городского Собрания депутатов в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать со ссылкой на то, что указанный в решении собрания депутатов коэффициент К2 повторяет аналогичный показатель, установленный Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики. Заявитель не вправе оспаривать Решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 24.04.2008 № С 46-3 в части установленных им коэффициентов, не примененных при расчете арендной платы по заключенным с ООО "Стрелец" договорам аренды земельных участков. Размеры коэффициентов рассчитаны исходя из территориально-экономических зон нахождения земельных участком и видов их разрешенного использования.
Прокурор просил заявление удовлетворить по тем основаниям, что в приложение к оспариваемому решению включены коэффициенты К2, установление которых не входит в компетенцию собрания депутатов, в нарушение статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие нормативного правового акта распространено на ранее возникшие правоотношения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
27.12.2005 администрацией г. Новочебоксарска и ООО "Стрелец" подписано соглашение о регулировании земельных отношений по оплате платежей за пользование земельным участком, в соответствии с которым стороны установили размер арендных платежей за пользование заявителем земельным участком площадью 0,0675 га за период с 20.05.2002 по 31.12.2005 и на 2006 год.
06.10.2006 между Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарска (арендодателем) и ООО "Стрелец" (арендатором) заключен договор № 127 аренды земельного участка г. Новочебоксарска, предметом которого явилось предоставление во временное владение и пользование арендатору земельных участков площадью 0,3717 га из земель поселений г. Новочебоксарска
- с кадастровым номером 21:02:01 02 23:0808 площадью 0,3030 га для содержания и эксплуатации автостоянки,
- с кадастровым номером 21:02:01 02 23:0807 площадью 0,0687 га для завершения строительства производственной базы
по ул. 10 Пятилетки, 17А в IV территориально-экономической зоне города Новочебоксарска на срок с 06.10.2006 по 04.10.2007 (пункт 1.1 договора).
Из материалов дела следует, что государственная собственность на предоставленные заявителю в аренду земельные участки не разграничена.
Пунктом 2.1 договора № 127 аренды земельного участка г. Новочебоксарска от 06.10.2006 предусмотрено, что арендная плата за пользование земельными участками исчисляется в соответствии с Решением Новочебокарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 15.10.2005 № С 60-6 "О взимании в 2006 году арендной платы за пользование земельными участками" и Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 02.11.2006 № С 16-1 "О порядке расчета годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования - города Новочебоксарска Чувашской Республики на 2007 года" в размерах, указанных в приложениях № 2 и № 3 к договору.
Пунктами 2.4, 2.5 договора предусмотрено, что размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке без внесения соответствующих изменений в договор и подлежит обязательной уплате арендатором в случаях централизованного изменения базовой ставки арендной платы, коэффициентов к ставкам арендной платы, порядка расчета арендной платы, устанавливаемых нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики. Размер арендной платы может быть пересмотрен не чаще одного раза в год. Арендодатель направляет арендатору соответствующее письменное уведомление, содержащее расчет арендной платы. Надлежащим уведомлением считается также публикация информационного сообщения в средствах массовой информации.
Земельные участки переданы ООО "Стрелец" по акту приема-передачи от 06.10.2006.
Поскольку по истечении срока договора арендатор продолжил пользоваться земельными участками при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
11.08.2008 сторонами подписано дополнительное соглашение № 1 к договору № 127 аренды земельного участка г. Новочебоксарска от 06.10.2006, которым пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата за пользование земельным участком исчисляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики", Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета г. Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в размере, указанном в приложении № 1 к дополнительному соглашению.
Дополнительным соглашением № 2 от 04.02.2009 стороны уточнили адрес местонахождения земельного участка, распространив действие соглашения на правоотношения сторон с 01.01.2009.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта общие начала определения арендной платы Правительством Российской Федерации установлены не были.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которым арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Оценивая соблюдение порядка установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, до установления общих начал определения арендной платы, суд исходит из аналогии указанного порядка порядку установления ставок земельного налога. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 11.05.2004 № 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка.
24.04.2008 Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики принято решение № С 46-3, которым со ссылкой на статьи 11 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.11.2006 № 298, от 13.12.2007 № 329), постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 г. № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики", на основании статьи 26 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики утверждены коэффициенты КЗ, корректирующие доходность бюджета г. Новочебоксарска (приложение № 1), применяемые в расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1 решения). Применяемые в расчете арендной платы за земельные участки коэффициенты К2, характеризующие вид разрешенного использования земельных участков, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 (в ред. постановлений Кабинета Министров ЧР от 24.11.2006 № 298, от 13.12.2007 № 329), приведены в приложении № 2 к решению.
Пунктом 2 решения предусмотрено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

]]>
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо соблюдение двух обязательных условий - несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение им прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 154-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемого акта, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Подпункт 1 пункта 3 статьи 15 того же Закона предусматривал, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148 утвержден Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 2 которого размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по формуле: А = К кад.ст. x К1 x К2 x К3, где
А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;
К кад.ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;
К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение);
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Оспариваемое решение в части утверждения коэффициента К3 принято Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики, являющимся представительным органом муниципального образования в структуре органов местного самоуправления города Новочебоксарска Чувашской Республики (статья 21 Устава города Новочебоксарска, утвержденного Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1 с изменениями и дополнениями), в пределах полномочий указанного органа.
Приведение в приложении 2 к решению собрания депутатов коэффициентов К2, примененных при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка с ООО "Стрелец", не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, поскольку указанные коэффициенты аналогичны утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148.
Текст Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 опубликован в газете "Родники Чувашии" от 30.04.2008 № 14 (123), что в соответствии с пунктом 2 Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.02.2006 № С 10-12 признается официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов города Новочебоксарска (за исключением актов, предусмотренных пунктом 1 того же решения).
В представленном собранием депутатов экономическом обосновании проекта оспариваемого решения указывается, что решение принято Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики в целях обеспечения доходной части бюджета г. Новочебоксарска на 2008 год, с применением формулы расчета арендной платы, предусмотренной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148. Коэффициент, корректирующий доходность бюджета (К3), рассчитан исходя из следующей формулы:
К3 = (Ккад.ст. 1 кв. м (2007 г.) x ставка земельного налога x К2 / (Ккад.ст. 1 кв. м (2008 г.) x ставка земельного налога x К2 x 1,1, где 1,1 является инфляционным коэффициентом.
В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости производится государственная кадастровая оценка земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767).
В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 8 - 10 Правил).
Кадастровая стоимость расположенных на территории Чувашской Республики земель поселений утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 г. № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики".
Таким образом, установление оспариваемым решением коэффициентов К3, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, ставок земельного налога, с применением инфляционного индекса свидетельствует о соблюдении собранием депутатов принципа экономической обоснованности при определении арендной платы за земельные участки.
Ссылка заявителя на нарушение его прав оспариваемым актом в связи с установлением арендной платы в размере, превышающем установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является несостоятельной.
В соответствии с данной нормой юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 той же статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Отсутствие в Решении Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 указания на установление арендной платы землепользователям, переоформившим право постоянного (бессрочного) пользования, с учетом предельного размера, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не нарушает прав заявителя, поскольку используемые ООО "Стрелец" земельные участки впервые предоставлены ему в аренду постановлением Главы администрации г. Новочебоксарска от 06.10.2006 № 286-8. Доказательств своего права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до их предоставления в аренду заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В пункте 2 Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 указано, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из содержания данной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются только федеральные законы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.04.2008 № 262-О-О придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Между тем, возможность придания обратной силы актам, регулирующим порядок определения размера арендной платы за земельные участки, действующими законами не предусмотрена.
Согласно части 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
На основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу приведенных положений закона нормативные правовые акты принятые после заключения договора, не могут иметь обратной силы по отношению к условиям договора.
Согласно Конституции РФ (статья 8) в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Пункт 2 Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета г. Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года" нарушает права ООО "Стрелец", поскольку придает обратную силу нормативному правовому акту органа местного самоуправления, влекущему для заявителя увеличение размера арендной платы по договору аренды земельных участков, и противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного в этой части решение подлежит признанию недействующим.
В остальной части заявление удовлетворению не подлежит.
В связи с частичным удовлетворением заявления расходы по оплате государственной пошлины распределяются между сторонами по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С целью защиты своих интересов в суде заявителем 12.07.2009 заключен договор на оказание услуг (консультационно-юридическое обслуживание) с Д.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора Д. (исполнитель) обязался оказать ООО "Стрелец" консультационные услуги по вопросам гражданского законодательства и представлять интересы заявителя в арбитражном суде при урегулировании имущественного спора в связи с арендной земельного участка.
Согласно дополнительному соглашению № 1 от 18.08.2009 к договору на оказание услуг стороны согласовали, что за оказание услуг ООО "Стрелец" уплачивает Д. 30000 руб., из которых 10000 руб. - за оказание консультационных услуг и представление интересов в арбитражном суде по заявлению ООО "Стрелец" о признании недействующими положений Решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3.
Указанная сумма уплачена ООО "Стрелец" по квитанции от 10.08.2009 серии МКДН № 001458.
Полномочия представителя истца подтверждены доверенностью от 12.07.2009 № 1.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В пункте 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами, стоимость экономных транспортных услуг, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Как видно из материалов дела, представитель заявителя, который оказывал юридические услуги, выполнил определенные договором поручения.
При определении размера подлежащих возмещению ООО "Стрелец" расходов на оплату услуг представителя суд исходит из частичного удовлетворения заявления, учитывает объем и сложность дела, продолжительность рассмотрения дела, в связи с чем полагает необходимым взыскать с собрания депутатов в пользу заявителя расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб.
Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче заявления, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению ООО "Стрелец" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействующим пункт 2 Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С 46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета г. Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года" применительно к арендным правоотношениям в случае увеличения арендной платы как несоответствующий положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стрелец", г. Новочебоксарск, расходы по государственной пошлине и 5000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стрелец", г. Новочебоксарск, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину. Выдать справку.
Решение вступает в силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru