Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2010 г. по делу № А67-1298/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30.03.2010.
Полный текст решения изготовлен 31.03.2010.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Росбалтмебель" (далее - ООО "Росбалтмебель"), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области) о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2093925420510 от 02.07.2009 изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Росбалтмебель" на основании решения № 12623А от 02.07.2009 МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области.
Определением арбитражного суда от 01.03.2010 судебное заседание арбитражного суда первой инстанции назначено на 30.03.2010.
МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направила; возражений относительно рассмотрения дела в свое отсутствие и отзыва на заявленные требования не представила.
Определение арбитражного суда от 01.03.2010, направленное ООО "Росбалтмебель" на основании статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении в соответствии с данными из Единого государственного реестра юридических лиц, возвратилось с отметкой органа связи об истечении срока хранения. Согласно пункту 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "Росбалтмебель" считается надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей ответчиков.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в том числе пояснил следующее:
- ООО "Росбалтмебель" в нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) предоставило в регистрирующий орган заведомо недостоверную информацию о своем местонахождении; в ходе проведения контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами Инспекции, было установлено, что по адресу г. Томск, ул. Елизаровых, 70, кв. 120 ООО "Росбалтмебель" не располагается, предварительных устных или письменных соглашений об аренде (субаренде) не заключало;
- МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области следовало отказать в государственной регистрации изменений ввиду представления заявителем в качестве доказательства уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений квитанции СБ РФ от 24.06.2009, в которой в качестве плательщика указано физическое лицо - Рягузов А.А., а также в связи с непредставлением документов, подтверждающих права на жилое помещение по адресу г. Томск, ул. Елизаровых, 70, кв. 120.
Заслушав представителя Инспекции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "Росбалтмебель" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Октябрьского района города Калининграда 21.07.1997 за основным государственным регистрационным номером 1023900778461.
22.06.2009 Солинас Андриусом, как единственным участником ООО "Росбалтмебель", принято решение № 3 о внесении изменений и дополнений в Устав общества, связанных со сменой состава участников и местонахождения общества, об увольнении с должности директора общества Рягузова А.А. с 03.07.2009 и о назначении директором общества Солинас Андриуса с 03.07.2009.
Согласно решению № 3 от 22.06.2009 и новой редакции устава место нахождения ООО "Росбалтмебель" определено как: Россия, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 70, кв. 120 (л.д. 15, 17).
25.06.2009 Рягузов А.А., действующий как руководитель постоянного действующего исполнительного органа ООО "Росбалтмебель", представил в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно - об изменении сведений об адресе (месте нахождения) ООО "Росбалтмебель". Согласно листу Б заявления адрес постоянно действующего исполнительного органа ООО "Росбалтмебель" определен как: Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 70, кв. 120 (л.д. 27 - 31).
Рассмотрев представленное заявление и документы, МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области 02.07.2009 вынесла решение № 12623А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Росбалтмебель" (л.д. 14).
В связи с внесением изменений в учредительные документы ООО "Росбалтмебель" в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи:
- 02.07.2009 - о внесении изменений в сведения об ООО "Росбалтмебель", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления (ГРН 2093925420510);
- 03.07.2009 - о передаче регистрационного дела юридического лица в другой регистрирующий орган;
- 05.10.2009 - о поступлении регистрационного дела юридического лица из другого регистрирующего органа (в ИФНС по г. Томску).
В целях проверки достоверности сведений о местонахождении юридического лица сотрудниками Инспекции проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлен факт отсутствия ООО "Росбалтмебель" по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 70, кв. 120.
Полагая, что государственная регистрация за государственным регистрационным номером 2093925420510 от 02.07.2009 изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Росбалтмебель", произведена на основании документов, содержащих заведомо недостоверную информацию о месте нахождения юридического лица, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В предмет доказывания по настоящему делу входят факты нарушения регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации изменений, а также прав и законных интересов заявителя либо публичных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Данный перечень документов является исчерпывающим, и в силу положений п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление каких-либо иных документов.
Как следует из материалов дела, ООО "Росбалтмебель" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представило в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области заявление по форме № Р13001 с нотариально удостоверенной подписью заявителя (л.д. 27 - 31).
В заявлении о государственной регистрации подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы ООО "Росбалтмебель", достоверны.
Вместе с заявлением ООО "Росбалтмебель" также представлены документы, представление которых предусмотрено Федеральным законом № 129-ФЗ, а именно новая редакция устава ООО "Росбалтмебель", решение о внесении изменений в учредительные документы; документ об уплате государственной пошлины. Согласно представленным документам новым адресом местонахождения ООО "Росбалтмебель" является: Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 70, кв. 120.
В судебном заседании установлено, что представленная ООО "Росбалтмебель" на государственную регистрацию совокупность документов формально соответствовала требованиям ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ.
Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) в качестве исчерпывающих оснований для отказа в государственной регистрации указывает на: а) непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Из материалов дела следует, что у МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области таких законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Росбалтмебель", не имелось.
Федеральный закон № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2009) не содержал положений, возлагающих на регистрирующий орган обязанность или предоставляющих ему право по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица (в т.ч. достоверности фактического адреса места нахождения).
С 01.07.2009 (на момент принятия МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области решения № 12623А от 02.07.2009 о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Росбалтмебель") статья 9 Федерального закона № 129-ФЗ дополнена пунктом 4.1, согласно которому регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, с 01.07.2009 регистрирующим органам непосредственно Федеральным законом № 129-ФЗ указано на отсутствие у них полномочий проверять содержащиеся в представленных документах сведения, в связи с чем на момент принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Росбалтмебель" (02.07.2009) у МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области не имелось полномочий проводить проверку содержащихся в представленных документах сведений, в том числе о месте нахождения ООО "Росбалтмебель".
Правового обоснования проведения данной проверки непосредственно Инспекций после введения в действие п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ заявителем арбитражному суду не представлено.
Из анализа норм Федерального закона № 129-ФЗ следует, что установленный порядок государственной регистрации юридических лиц носит уведомительный характер, в связи с чем обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых согласно ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ особо предусмотрена ответственность юридического лица за достоверность подаваемых им сведений и право регистрирующего органа ликвидировать его в судебном порядке.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице. Представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Доводы заявителя о том, что МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области должна была отказать в государственной регистрации изменений на основании того, что ООО "Росбалтмебель" не был представлен надлежащий документ об уплате госпошлины, отклоняются арбитражным судом как необоснованные.
В квитанции об уплате государственной пошлины от 24.06.2009 обозначено наименование платежа "Государственная пошлина за регистрацию юр. и физ. лиц в кач. ИП", а также указан законный представитель налогоплательщика-организации, выступающий от имени ООО "Росбалтмебель" - директор Рягузов А.А. (находился в должности директора до 03.07.2009); платежные реквизиты указаны правильно, государственная пошлина за осуществление регистрационных действий перечислена в федеральный бюджет, право Российской Федерации на взимание государственной пошлины в данном случае не нарушено, оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось.
Также необоснованна ссылка Инспекции на непредставление ООО "Росбалтмебель" документов, подтверждающих права на жилое помещение, поскольку перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является исчерпывающим и не предусматривает представление документа, подтверждающего право на жилое помещение. При этом в силу п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ.
В связи с доводом заявителя о нарушении публичного интереса, невозможности проведения каких-либо мероприятий правового (налогового) контроля и иной правовой деятельности, как со стороны государственных органов, так и со стороны иных лиц, арбитражный суд отмечает, что признание государственной регистрации изменений в учредительные документы недействительным не будет способствовать решению указанной проблемы. Закон не предусматривает внесения в государственной реестр иных сведений о местонахождении юридического лица, кроме заявленных при государственной регистрации, и в случае установления факта недостоверности этих сведений. Следовательно, и признание в судебном порядке незаконности государственной регистрации местонахождения юридического лица не приведет к внесению в реестр сведений о фактическом его местонахождении. При этом в случае такого признания ООО "Росбалтмебель" вообще выйдет из-под какого-либо контроля, т.к. у МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области не будет никаких сведений о месте нахождения общества, поскольку согласно учредительным документам ООО "Росбалтмебель" в г. Калининграде адреса не имеет. Инспекция же в случае установления факта неосуществления деятельности ООО "Росбалтмебель" на территории г. Томска вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
Кроме этого, поскольку в рассматриваемом случае предметом спора является законность государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, что по своей правовой природе является ненормативным актом органа, осуществляющего государственную регистрацию, к указанным отношениям подлежат применению нормы главы 24 АПК РФ, в том числе трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Заявителю стало известно об осуществлении оспариваемой регистрации изменений в учредительные документы ООО "Росбалтмебель" с момента передачи материалов регистрационного дела, запись о котором внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.10.2009, в арбитражный суд Инспекция обратилась 01.02.2010, т.е. за пределами трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Наличие оснований для исчисления данного срока с другого момента заявителем не доказано, ходатайства о восстановлении срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, а также доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, заявителем не представлено, каких-либо документов, свидетельствующих о наличии препятствий для обращения налогового органа в суд в пределах установленного в ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока, в материалы дела от заявителя не поступило.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для признания недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2093925420510 от 02.07.2009 изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Росбалтмебель" на основании решения № 12623А от 02.07.2009 МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области. Следовательно, требования Инспекции удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2093925420510 от 02.07.2009 изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Росбалтмебель" на основании решения № 12623А от 02.07.2009 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru