Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2010 г. № 3-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТОВ
6, 7, 8, 9, 10 И 11 СТАТЬИ 101 РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителя народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, представителя Президента Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя отдела Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства О.И. Захаровой, представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - руководителя государственно-правового управления Ю.Н. Бацева и старшего референта государственно-правового управления В.Н. Иванова, заместителя председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) П.И. Пронина, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Е.Л. Пантюхиной рассмотрел на открытом заседании дело о проверке конституционности положений пунктов 6, 7, 8, 9, 10 и 11 статьи 101 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части избрания гражданина на должность мирового судьи на альтернативной основе.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, что соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) оспариваемое заявителем нормативное положение.
Заслушав судью-докладчика Н.Е. Полятинского, объяснения сторон, выступления других участников судебного процесса, исследовав представленные отзывы и другие материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. В пунктах 6, 7 статьи 101 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - Регламент), принятого Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 года ГС № 17-IV (в редакции от 26 ноября 2008 ГС № 281-IV, от 26 ноября 2008 ГС № 282-IV, от 18 июня 2009 ГС № 477-IV) установлено, что при наличии на один судебный участок двух и более кандидатов на должность мирового судьи избрание мирового судьи осуществляется на альтернативной основе тайным голосованием. Избранным на должность мирового судьи считается лицо, получившее большинство голосов от установленного числа депутатов.
Народный депутат В.Н. Губарев, обратившийся в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с ходатайством о проверке конституционности пунктов 6, 7 и нормативно связанных с ними пунктов 8, 9, 10 11 статьи 101 Регламента, указывает, что в пунктах 6, 7 названной статьи Регламента закреплен принцип альтернативности избрания мирового судьи. Исходя из этого ходатайствующий полагает, что Государственное Собрание (Ил Тумэн), принимая одну кандидатуру на один судебный участок, по сути, формирует правоприменительную практику, не соответствующую Конституции Республики Саха (Якутия).
По мнению депутата, всякий отбор кандидата на должность мирового судьи, по определению, предполагает представление в Государственное Собрание (Ил Тумэн) органом, осуществляющим соответствующую процедуру, в данном случае Квалификационной коллегией судей, нескольких претендентов на должность. Между тем на заседаниях Государственного Собрания (Ил Тумэн) мировые судьи ряда судебных участков были избраны без альтернативы.
По мнению народного депутата, по смыслу пункта 22 статьи 56 Конституции Республики Саха (Якутия) положение об избрании Государственным Собранием (Ил Тумэн) мировых судей означает их выборность. Значит, как считает депутат, избрание мировых судей не может быть сведено к процедуре утверждения.
Положения пунктов 8, 9, 10 и 11 статьи 101 Регламента исходят из установления пункта 6 этой статьи и определяют вопросы проведения второго и третьего туров голосования в Государственном Собрании (Ил Тумэн). В них конкретизируется правило об альтернативности.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия), согласно статье 88 Конституции, правом проверки конституционности правоприменительной практики Государственного Собрания (Ил Тумэн) не наделен.
Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) является нормативным правовым актом, регулирующим порядок функционирования Государственного Собрания (Ил Тумэн). Нормы Регламента носят общий характер и рассчитаны на многократное применение. Обязательны по отношениям, имеющим публично-правовое значение. Народный депутат Республики Саха (Якутия) по вопросу о проверке конституционности нормативного правового акта является субъектом обращения в Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по данному делу являются взаимосвязанные положения пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 11 статьи 101 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) (пункты 8, 9, 10, 11 в редакции от 26 ноября 2008 года ГС № 282-IV), определяющие порядок избрания мирового судьи на альтернативной основе.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: Закон РФ № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" принят 26.06.1992, а не 02.07.1992.

2. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом субъект Федерации обязан исходить из установления Федерального закона от 2 июля 1992 года № 3132-1 (в редакции от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ) "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому отбор кандидатов на должность судей, в том числе мировых судей, осуществляется на конкурсной основе, то есть преимущественно с участием нескольких претендентов.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: "Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей" утверждено Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007, а не 27.03.2007.

Порядок и процедура отбора кандидатов на должность мирового судьи на конкурсной основе производится квалификационной коллегией судей (далее - ККС) субъекта Российской Федерации. При отборе кандидатов ККС руководствуется Положением "О порядке работы квалификационной коллегии судей", утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации от 27 марта 2007 года. В рамках конституционно-правовых обстоятельств, возникающих в процессе конкурсного отбора, "Положение" допускает возможность представления ККС на один судебный участок одного кандидата.
3. Согласно части 2 статьи 86 Конституции Республики Саха (Якутия), организация и порядок деятельности мировых судей определяются Конституцией и законом Республики Саха (Якутия).
Закон Республики Саха (Якутия) в редакции от 3 мая 2000 года № З 181-II "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)" предусматривал обязательность избрания на должность мирового судьи на альтернативной основе.
В статью 7 Закона 3 июля 2001 года были внесены изменения, по которым "Мировые судьи избираются на должность Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии с ее Регламентом по представлению Председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) и начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)".
Норма части 2 статьи 7 Закона в настоящее время действует в редакции от 26 апреля 2007 года З № 909-III: "Мировые судьи избираются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) в соответствии с Регламентом по представлению председателя Верховного суда республики на основе заключения Квалификационной коллегии судей республики".
Это положение Закона Республики Саха (Якутия) "О мировых судьях" в редакции от 26 апреля 2007 года вошло в пункт 7 статьи 101 Регламента. Таким образом, положение пункта 7 статьи 101 Регламента об избрании мирового судьи на альтернативной основе тайным голосованием отражает утверждение Закона "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)" в редакции от 26 апреля 2007 года № З 909-III об альтернативе с условиями вместо ранее существовавшей обязательной альтернативы.
Альтернатива, предусмотренная пунктом 6 статьи 101 Регламента, подразумевает позитивные и негативные условия голосования на альтернативной основе. Негативное условие связано с представлением в соответствии с решением ККС Председателем Верховного суда Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) на один судебный участок одной кандидатуры. В этом случае правило пункта 6 статьи 101 Регламента не вступает в силу.
В словах "при наличии", заключенных в пункте 6 статьи 101 Регламента, выражено позитивное условие. Его смысл состоит в том, что в соответствии с решением ККС Председатель Верховного суда Республики Саха (Якутия) представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) для избрания на должность мирового судьи на один судебный участок две и более кандидатуры.
При наличии ситуации с позитивным условием избрание мирового судьи производится с соблюдением правил, закрепленных в пунктах 6, 8, 9, 10 и 11 статьи 101 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Варианты избрания мирового судьи, представленные в Регламенте, основаны на материальных нормах Закона "О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)", предусмотренных статьей 86 (часть 2) Конституции республики.
Следовательно, положение пункта 6 статьи 101 Регламента соответствует требованиям статьи 86 (часть 2) Конституции Республики Саха (Якутия).
4. Конституция Республики Саха (Якутия) в своем составе не имеет нормы, которая давала бы возможность решить вопрос о соотношении между вариантами представлений Председателя Верховного суда в Государственное Собрание (Ил Тумэн) для избрания на должность мирового судьи по одному судебному участку. Однако Конституция Республики Саха (Якутия) в части 3 статьи 8 закрепляет положение, согласно которому федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Республики Саха (Якутия). Стало быть, Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О статусе судей в Российской Федерации" имеют прямое действие на всей территории республики.
В этих законах закреплены принцип независимости судей и необходимость отбора кандидатов на должности судей на конкурсной основе. Значит, исходя из общего смысла положений части 3 статьи 8 Конституции республики, можно сказать, что этот принцип и эта необходимость действуют на территории Республики Саха (Якутия) напрямую и потому определяют характер соотношений между приведенными выше представлениями Председателя Верховного суда республики в Государственное Собрание (Ил Тумэн).
Согласно статье 85 (часть 3) Конституции Республики Саха (Якутия) суды при осуществлении правосудия самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной власти.
Процедура отбора кандидатов на должность мирового судьи, обладая самоценностью, выполняет различные функции. В частности, она учитывает объективные и субъективные условия, сложившиеся в судебном участке в связи с открытием вакансии должности мирового судьи. В то же время процедура в пределах допустимо короткого срока должна гарантировать избрание мирового судьи, а претенденту, отвечающему требованиям Закона и прошедшему успешно квалификационный экзамен, занятие имеющейся вакансии.
Процедура отбора кандидатов на должность мирового судьи призвана максимально учитывать притязания граждан, имеющих право на участие в конкурсе. В то же время указанная процедура привязана к необходимости отбора кандидатов на должность мирового судьи. При этом процедура обязана гарантировать пополнение судейского корпуса наиболее подходящими для данного вида деятельности кандидатурами. Действуют и требования, предъявляемые к профессиональным качествам мирового судьи, сопряженные с обязательными морально-этическими характеристиками претендента. Эти требования исходят из необходимости соотнесения результатов конкурсного отбора с принципом независимости мировых судей.
В соотношениях вариантов представлений, принципа и необходимости конкурсного отбора предпочтение отдается принципу независимости судей, так как он определяет не только деятельность судей, но и характер реализации правил отбора кандидатов на должность мировых судей и существо процесса избрания конкретного мирового судьи. Соответственно, представление Государственному Собранию (Ил Тумэн) для избрания на должность мирового судьи по одному судебному участку, как правило, должно содержать предложение двух и более кандидатур.
Таким образом, избрание на один судебный участок мирового судьи без альтернативы осуществляется в порядке исключения; соответственно избрание на один судебный участок мирового судьи, как правило, должно осуществляться на альтернативной основе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86, 87, 88, 90, 92, 97, 100 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Признать положения пунктов 6, 7, 8, 9, 10 и 11 статьи 101 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), определяющие избрание мирового судьи на альтернативной основе тайным голосованием при наличии на один судебный участок двух и более кандидатов, не противоречащими Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку эти положения по смыслу статьи 86 (часть 2) Конституции республики связаны с результатами законодательно установленной процедуры отбора кандидатов на должность мирового судьи на конкурсной основе.
Исходя из конституционного принципа независимости судей, предполагающего конкурсный отбор, количество кандидатур представляемых Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) для избрания на должность мирового судьи, как правило, должно быть не менее двух кандидатов на одну вакантную должность.
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru