Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2007 г. по делу № А14-4939-2007/211/34

(извлечение)

Федеральное государственное унитарное предприятие "В" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.04.2007 г. № 3 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика на сумму 3 885 044 руб. 02 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования и просил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 10.04.2007 г. № 3 в части включения в него пени в сумме 633 931 руб. 42 коп., начисленных за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в сумме 67 652 руб. 46 коп., начисленных за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования в Российской Федерации.
Налоговый орган в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого решения.
В судебном заседании 02.08.2007 г. объявлялся перерыв до 03.08.2007 г.
Как следует из материалов дела, 10.04.2007 г. налоговым органом вынесено решение № 3 о взыскании с Предприятия за счет его имущества 3 885 044 руб. 02 коп. пени за несвоевременную уплату налогов (сборов). Данное решение вынесено на основании сумм, включенных в требования об уплате налога, сбора пени по состоянию на 13.03.2007 г.
Полагая, что указанное решение в части включения в него пени в сумме 633 931 руб. 42 коп. за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в сумме 67 652 руб. 46 коп. за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования в Российской Федерации нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим требованием (с учетом уточнения).
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных налоговым органом расчетов, взыскиваемая по решению от 10.04.2007 г. № 3 сумма пени по взносам в Пенсионный фонд РФ - 633 931 руб. 42 коп. и по взносам в Фонд социального страхования РФ - 67 652 руб. 46 коп. начислена на недоимку (соответственно - 46 441 862 руб. 24 коп. в Пенсионный фонд РФ и 4 956 224 руб. в Фонд социального страхования РФ), образовавшуюся до 01.01.2001 г., расчет пени произведен за период с 01.02.2007 г. по 11.03.2007 г.
Согласно статье 9 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и должно уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В порядке пункта 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 04.11.2005 г. № 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальным органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у налоговой инспекции полномочий для вынесения решения о взыскании пени за неуплату взносов на обязательное пенсионное страхование за счет имущества Предприятия после вступления в законную силу Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.
Довод налогового органа о том, что спорные суммы пени были начислены на недоимку, которая образовалась до 01.01.2001 г. отклонен судом, поскольку налоговые органы в силу Федерального закона РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ были наделены правом на взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.
При этом судом учтено, что согласно пункту 2.3 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда, утвержденного 04.02.2002 г. МНС РФ № БГ-15-05/65, Пенсионным фондом РФ № МЗ-16-25/1043, налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда РФ копий актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам, а также протоколов об административных правонарушениях по единому социальному налогу в доле Пенсионного фонда РФ, погашению задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в 10-дневный срок после подписания названных выше решений и протоколов.
Следовательно, оснований для включения в оспариваемое решение от 10.04.2007 г. № 3 сумм задолженности по пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогового органа не имелось.
Данная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.07.2006 г. по делу № А14-21368/2005-934/28.
Судом также отклоняются доводы налогового органа о том, что пени в сумме 67 652 руб. 46 коп. начислены за неполную уплату страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование, уплачиваемых в составе единого социального налога, поскольку, как следует из представленной налоговым органом справки о задолженности по налоговым платежам, указанная сумма пени включена в графу расшифровки задолженности "Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования", вместе с тем указанная расшифровка имеет также графу "Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет", в которой оспариваемая сумма пени не значится.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Федерации (далее - НК РФ) начисление пеней является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исходя из установленных сроков взыскания (ст. ст. 69, 46, 47 НК РФ), срок на принудительное взыскание сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование, переданных налоговому органу по состоянию на 01.01.2001 г., пеней по ним, срок для взыскания таких сумм к моменту принятия оспариваемого решения налогового органа истек.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. № 5274/06.
На основании вышеизложенного, решение налогового органа от 10.04.2007 г. № 3 следует признать недействительным в части включения в него пени в сумме 633 931 руб. 42 коп., начисленных за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в сумме 67 652 руб. 46 коп., начисленных за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ, с учетом пункта 47 статьи 2, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ и пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. № 117, уплаченная заявителем госпошлина в сумме 2 000 руб. подлежит взысканию в пользу последнего с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 10.04.2007 г. № 3 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества федерального государственного унитарного предприятия "В" в части включения в него пени в сумме 633 931 руб. 42 коп., начисленных за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в сумме 67 652 руб. 46 коп., начисленных за несвоевременную уплату взносов в Фонд социального страхования в Российской Федерации как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального государственного унитарного предприятия "В".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в пользу федерального государственного унитарного предприятия "В", находящегося по адресу: <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Воронежа 29.07.2002 г. за основным государственным регистрационным номером <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru