Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 31 марта 2010 года

ПОРЯДОК
ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ТОВАРИЩЕСТВАМИ
СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Управление ФНС России по Краснодарскому краю в связи с поступающими запросами налогоплательщиков, а также в связи с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 года, разъясняет порядок исчисления налога на добавленную стоимость управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
С 1 января 2010 года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее по тексту - организации ТСЖ и ЖСК), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
При этом в соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых организациям ТСЖ и ЖСК поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, а также организациями коммунального комплекса, Кодексом не предусмотрено.
При применении указанной нормы следует руководствоваться пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее - Жилищный кодекс) и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Учитывая изложенное, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса, предоставляемые организациями ТСЖ и ЖСК, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, а также у поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
В свою очередь, при осуществлении операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 НК РФ, у организаций ТСЖ и ЖСК на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленным организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, вычету из бюджета не подлежат, а включаются в стоимость коммунальных услуг.
В данном случае зачастую у организаций ТСЖ и ЖСК возникают вопросы в отношении правомерности предъявления в счетах-фактурах сумм НДС поставщиками электрической энергии, газа, воды, тепла и других аналогичных услуг. По этому вопросу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункта 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
На основании пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, оказание коммунальных услуг по отоплению признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
При этом в силу статьи 143 НК РФ в рассматриваемых отношениях плательщиками НДС признаются организации, предоставляющие указанные услуги, на которых статьей 168 НК РФ возложена обязанность при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) сумму налога, а также выставления счетов-фактур на их оплату покупателю с выделением отдельной строкой суммы НДС и перечислению полученных сумм налога в бюджет.
Таким образом, у организаций при оказании услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и другим аналогичным услугам возникает объект налогообложения по НДС. Соответственно, данные организации при реализации указанных услуг организациям ТСЖ и ЖСК обязаны дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС (согласно пункта 1 статьи 168 НК РФ).
В результате от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление организациями ТСЖ и ЖСК коммунальных услуг по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Начальник отдела
налогообложения юридических лиц
УФНС России по Краснодарскому краю
Т.О.НИКИТИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru