Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2010 г. по делу № А43-1238/2010-42-39

Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,
рассмотрев в судебном заседании заявление
ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-04-1652-09 от 24.12.2009 по делу об административном правонарушении,
При участии в судебном заседании представителей сторон:
От ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" - Огородникова Н.В. (доверенность от 22.01.2010),
От Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Соловьева Е.В. (доверенность от 11.01.2010),

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" (далее - Общество) с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-04-1652-09 от 24.12.2009 по делу об административном правонарушении.
Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель Общества в судебном заседании просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель Госжилинспекции просит оставить заявленные ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" требования без удовлетворения, а оспариваемое постановление без изменения.
К материалам настоящего дела приобщены копии материалов дела об административном правонарушении № 515-04-1652-09д, возбужденного в отношении ОАО "Домоуправляющая компания Советского района".
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив правильность оформления постановления об административном правонарушении, полномочия лица его составившего, сроки привлечения к административной ответственности, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов административного дела, на основании приказа № 515-04-236-09 от 10.12.2009 Госжилинспекцией 11.12.2009 года была проведена внеплановая проверка соблюдения заявителем Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила).
В ходе проверки, проведенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 5 "А", Госжилинспекцией выявлены следующие нарушения:
- в жилой комнате квартиры № 16 и на лестничных клетках первого и второго подъездов выявлены следы протечек через кровлю. На кровле из асбестоцементных плиток выявлено увлажнение обрешетки кровли, не производится очистка желобов и свесов от листьев. Сопряжение козырьков при входе в подъезды с наружной стеной дома не герметизировано, что является нарушением п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.23, 4.6.1.26, 4.2.4.2 Правил;
- на наружных стенах в кирпичной кладке выявлено наличие трещин, что является нарушением п. 4.2.1.2, 4.2.1.14 Правил;
- не работают приборы отопления на лестничных клетках подъездов, во втором подъезде на втором этаже прибор отопления отсутствует, что является нарушением п. 5.2.1, 5.2.7 Правил;
- нарушен штукатурный слой цоколя с выветриванием стенового материала с торца дома, что является нарушением п. 4.2.1.4, 4.2.3.4 Правил;
- нарушен штукатурный и окрасочный слой стен и побелка потолка на лестничных клетках подъездов № 1, 2, оконные рамы на этажах лестничных клеток не плотно закрываются, что является нарушением п. 3.2.9, 4.7.1, 4.7.2 Правил.
По результатам проверки 11.12.2009 Госжилинспекцией в присутствии начальника отдела по работе с населением Общества Терентьевой Е.Н. составлен акт № 515-04-700-09д.
На основании вышеуказанного акта 14.12.2009, в присутствии законного представителя Общества - исполнительного директора Синицына А.А. - должностным лицом Госжилинспекции составлен протокол об административном правонарушении № 515-04-310-09д.
Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и.о. заместителя руководителя Госжилинспекции, в присутствии законного представителя Общества - начальника отдела по работе с населением Терентьевой Е.Н., действующей на основании доверенности от 10.08.2009, 24.12.2009 вынесено постановление № 515-04-1652-09 о привлечении ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В административном порядке Общество обжаловало указанное выше постановление вышестоящему должностному лицу Госжилинспекции. Решением № 9 от 14.01.2010 постановление от 24.12.2009 № 515-04-1652-09 оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений установлена в статье 7.22 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 7.22 КоАП РФ является отсылочной и предусматривает привлечение к ответственности за нарушение конкретных пунктов правил содержания территорий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, пункт 3.29 отсутствует, имеется в виду пункт 3.2.9.

В соответствии с п. 3.29 Правил, периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с п. 4.2.1.2 Правил, инженерно-технические работники организации по обслуживанию жилищного фонда должны знать конструктивную схему стен здания, проектные характеристики и прочность материалов стен здания, нормативные требования к конструкциям.
В соответствии с п. 4.2.1.4 Правил, цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки.
В соответствии с п. 4.2.1.14 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
В соответствии с п. 4.2.3.4 Правил, повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Согласно п. 4.2.4.2 Правил, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно п. 4.6.1.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с п. 4.6.1.2 Правил, следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно п. 4.6.1.23 Правил, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.
Согласно п. 4.6.1.26 Правил, при обслуживании крыш следует обеспечить исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков.
В соответствии с п. 4.7.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В соответствии с п. 4.7.2 Правил, неисправности заполнений оконных и дверных проемов неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Согласно п. 5.2.1 Правил, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Согласно п. 5.2.7 Правил, эксплуатационный персонал в течение первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вышеназванными Правилами установлено, что организация, ответственная за содержание и ремонт жилых домов и (или) помещений по техническому обслуживанию жилищного фонда, должна обеспечить исправное состояние жилищного фонда, устранение его повреждений, не допуская дальнейшее развитие.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных пунктов Правил, Обществом не оспаривается и материалами дела подтвержден.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах Госжилинспекция пришла к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив совершенное правонарушение, суд указывает, что действия ОАО "Домоуправляющая компания Советского района", хотя формально и содержат признаки состава вменяемого ему административного правонарушения, однако само нарушение носит устранимый характер.
Судом установлено, что ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" на момент рассмотрения Госжилинспекцией дела об административном правонарушении устранила ряд выявленных нарушений: выполнен ремонт кровли, очистка свесов, восстановлено отопление в подъезде № 2, выполнено примыкание между стеной и козырьком дома, выполнен ремонт и остекление оконных рам в подъездах, произведен ремонт сопряжения козырьков наружной стеной дома, восстановлена работа системы отопления на лестничных клетках подъездов, подписан паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (акт проверки № 151-04-11-10д от 14.01.2010, письмо ООО "Стройкомплекс" № 258 от 21.12.2009).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.
В данном случае противоправное деяние Общества не связано с умышленным нарушением положений законодательства, не сопряжено с негативными последствиями и правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая изложенное, а также оценку характера совершенного Обществом правонарушения, признание Обществом вины в совершенном правонарушении, устранение Обществом выявленных нарушений, роль правонарушителя, установленное отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, арбитражный суд, пришел к выводу о малозначительности, совершенного им правонарушения.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Поскольку совершенное ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" административное правонарушение признано судом малозначительным, оспариваемое постановление № 515-04-1652-09 от 24.12.2009 по делу об административном правонарушении должно быть признано незаконным и отменено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Постановление Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-04-1652-09 от 24.12.2009 об административном правонарушении, признать незаконным и отменить ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-дневного срока со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
В.П.КАБАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru